Формула Липецкого театра — это для меня обостренное проявление общего закона искусства, которое довольно редко встречается: высочайший профессионализм при полной свободе всего естества, натуры, внутреннего самочувствия.

Зиновий Самойлович Паперный
(из книги «Есть в России театр»)
Читайте также: 

ПРИ СВЕТЕ РАМПЫ: ИСТОРИЯ ТЕАТРА ИМ. Л. Н. ТОЛСТОГО

http://lounb.ru/lipregion/culture/386-pri-svete-rampy-istoriya-teatra-im-l-n-tolstogo

История основания

Всё началось с курзала

Многие исторические места в Липецке связаны с пребывания в нем Петра Первого, построившего в городе «железноделательные» заводы для оснащения пушками кораблей Воронежского флота при взятии крепости Азов.  В начале 18-го века по указу Петра Великого в Липецке было начато использование уникальных источников минеральной воды.  Город впоследствии стал первым в России курортом. Князь Шаховской в 1815 году даже написал пьесу "Урок кокеткам, или Липецкие воды". Для отдыха и развлечений праздной курортной публики еще в Петровские времена в 1707 году архитектором Славинским было построено здание  "курзала" (курортного зала) на 400 мест. Здесь игрались оперы и оперетты, давались драматические представления. История сохранила имена заезжих знаменитостей: Сумбатов, Невежин, Лентовский, Захаров, Орленев, Левшина, Яблочкина, Далматов, Дальский, Россов…  Курзал явился предтечей более позднего появления в Липецке своего театра с постоянной труппой.

Дважды рожденный   

Организация театра по решению Липецкого уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в апреле 1921 года была поручена Лаврову Евгению Николаевичу, инструктору театрального дела Липецкого уездного наробраза, выпускнику филологического факультета Московского университета и Музыкально-драматического училища при Московском филармоническом обществе (ныне РАТИ-ГИТИС). Лавров набирает драматическую труппу в Москве, привлекает для работы в театре местных профессиональных актеров и режиссеров: К.О. Захарова, В.А. Русова, В.Н. Харламова, известного в городе куплетиста Н. Морского и еще несколько лучших учеников драматической студии.             

"Первый Советский драматический театр"  в Липецке был открыт 5 июня 1921 года (это дата рождения театра) спектаклем по пьесе Леонида Андреева "Савва", в постановке режиссера В. А. Руслова. В этом выборе пьесы сказался  явно "богоборческий" настрой новой власти. Помещением для театра послужило национализированное  и  переоборудованное здание курзала. В первый же  зимний сезон  1921-1922 гг.  были показаны "Бесприданница" Островского , "Ревизор"  Гоголя, "Каширская старина" Аверкиева,   "Волна" Рышкова,   "Темное пятно" Кадельбурга,  "Житье  привольное" Карпова и другие. Труппa была укомплектована в составе 25 человек; художественное руководство осуществляли главный и два очередных режиссера.   

Первый постоянный драматический театр в Липецке просуществовал в течение  полутора сезонов до 1923 года,  а затем прекратил свою работу.  

В период нэпа в здании городского драматического театра работали только в летний сезон приезжие драматические коллективы,  а в  зимнее время театр пустовал. Причем, очень часто  эти приезжие коллективы представляли собой смешанные музыкально-драматические труппы, которые наряду с драматическими спектаклями ставили и оперетты. Приезжие театральные коллективы ориентировались в основном на вкусы буржуазного зрителя и их репертуар  состоял преимущественно из  "кассовых" пьес.  В составе  трупп были, в основном, маститые актеры. Так в летний сезон 1925 года в Липецке  гастролировал коллектив артистов Государственного Академического Малого театра и студии Малого  театра.  Наряду  со спектаклем "На дне" Горького,  где в роли Актера с  большим успехом выступил артист МХАТ Н.Г.  Александров,  драматический коллектив показывает зрителям и "Змейку" Рышкова в бенефис Н.О.  Григоровской, а свой летний театральный сезон в Липецке  из кассовых соображений и в угоду обывательским вкусам драматическая труппа открывает "Заговором императрицы" А. Толстого  и П. Щеголева, где показывается закулисная жизнь царского двора. В роли Распутина выступил в этом спектакле  артист МХАТ В.Ф. Грибунин. Примечательно,  что с целью привлечения зрителей на этот спектакль,  в театральной афише широко,  крупным планом оповещалось,  что «в 4-ом действии спектакля выступит  большой хор цыган». Как откровенная уступка непмановским вкусам выглядел и спектакль "Смертельный поцелуй",  поставленный в Липецком театре приезжей театральной труппой. Эту пьесу  в театре пытались истолковать как значительную сатиру на буржуазное общество только потому, что в ней рассказывается о быте богатой буржуазной семьи,  один из членов которой, юноша Раймонд, заражается сифилисом,  скрывает свою болезнь и гибнет. Причем, спектакль этот  был сыгран как художественная иллюстрация к медицинской лекции местного доктора Виноградова о вреде  венерических заболеваний.Летом 1927 года Липецкий  зритель имел возможность познакомиться со спектаклем "Любовь Яровая" в исполнении драматической труппы,составленной из ленинградских актеров. Один из участников первой постановки в городе спектакля "Любовь Яровая" Ф.И. Толоцкий,  позднее работавщий артистом областного драматического  театра в Липецке, вспоминал: «Летом 1927 года известный антрепренер Саулиди привез в Липецк драматическую труппу, в составе которой были крупные ленинградские актеры А.  Крамов,  А. Чижевская,  В. Томский и другие. Играли три раза в  неделю самый разнообразный репертуар: "Обнаженная", "Три  сестры",  но особенно  мне  запомнился спектакль "Любовь Яровая".  Наш коллектив с  большим волнением готовил этот  спектакль.  Да это и понятно,  так как нам актерам впервые пришлось работать над образами наших современников.  Особенно выделялись в  этом спектакле А.Г.  Крамов, с присущим ему актерским мастерством,  исполнивший роль комиссара Кошкина и А.А. Чижевская,   с большой внутренней убежденностью создавшая великолепный, яркий художественный образ представительницы лучшей части русской интеллигенции Любови Яровой.Это  был яркий, запоминающийся спектакль,  волновавший не только  зрителей,но и нас актеров".       

В 30-ые годы городские власти Липецка поставили задачу - восстановить стационарный драматический театр. В конце  1931  года была сформирована труппа. Долго репетировали,  и наконец, 22 февраля 1932 года, в канун дня Красной Армии,  состоялась премьера. (Это дата второго рождения театра). Шлa пьеса Всеволода Вишневского "Первая конная". В 1931 году в театр, фиансируемый уже постоянно без перебоев, был назначен директором и художественным руководителем Александр Александрович Поварени (1894-1963). С небольшим перерывом он руководил театром до 1954 года. Главными режиссерами  с 1936 по 1958 год были Селянин Михаил Семенович, Полянский К.И., Трапезников П.Н, Токарев В.Н.(После перевода в 1947 году в другой театр Поварени А.А. и ухода главрежа Трапезникова за 5 лет в театре сменилось 12 директоров и 10 главных режиссеров).

Они были первыми: 1931 - 1957 гг.

Липчане сразу же  полюбили свой обновленный театр.  В него пришли работать способные,  одаренные артисты: Сенский, Дуван,  Васильева,  Чиниджанц,  Волгина, Селянин, Полянский, Валуйская, которые составили ядро творческого состава Липецкого  театра тех лет.  Уже в первые годы существования театра зрители увидели "Отелло",  "Анну Каренину",  "Грозу", "Горе  от ума",   "Ревизора" и другие пьесы русской и зарубежной классической драматургии. Постановка русского и зарубежного классического репертуара на сцене Липецкого театра имела очень  большое  значение для его творческого  роста. Не забывал театр и о современных авторах.  Пьеса Н. Погодина "Мой друг" после первой ее  постановки в  1932 году в театре Революции была включена в репертуар  и поставлена в Липецком театре уже в следующем сезоне  1933-34 гг., а в сезон 1934-35 гг., помимо "Горе от ума" Грибоедова,   "Ревизора" Гоголя,  пьес Островского - театр ставит  "Враги"  Горького и произведения советских драматургов:  "Любовь Яровая", "Чудесный сплав",  "Чужой ребенок" и другие.

Условия работы Липецкого театра имели свою специфику. Небольшая вместимость стационарного помещения не  обеспечивала потребности населения города, поэтому с первых же дней работы театр организует  выездные  спектакли в рабочие клубы. Эти выезды стали традиционными.        

В тоже время  простые,  рядовые  зрители критикуют театр  за то,  что "интерес к постановкам театра снижала небрежность оформления, а такие пьесы,  как "Мой друг", "Егор Булычев", "Гроза", "Коварство и любовь", на выездных спектаклях шли вообще без художественного оформления".            

Творческий коллектив Липецкого театра, сформированный в течение первых двух-трех сезонов, был на редкость слаженным иинтересным коллективом, которому оказались под силу постановки пьес русской и зарубежной классической драматургии и пьес советских авторов. Нельзя не отметить большой роли в формировании творческого лица театра ведущих актеров С.Ф. Волгиной, М.С. Селянина и К.И. Полянского, которые пришли в Липецкий театр зрелыми мастерами, опытными актерами. Спектакли с их участием и режиссурой явились в какой-то степени этапными для развития Липецкого театра; их опыт перенимала и на их творчестве училась актерская молодежь. Одной из первых пришла в  театр  засл.  арт. PСФCP Софья Федоровна Волгина. Тридцатилетний творческий путь, пройденный актрисой под руководством крупных актеров и режиссеров Н.Ф. Костромского,  Б.И. Пясецкого,  Н.Н, Соснина, Е.О. Любимого-Ланского,  A.M. Дорошевича,  С.И. Ярцева в десятках театров страны,  в том числе  в Москве,  Орле,  Воронеже, Ташкенте,  Томске,  Житомире,  Куйбышеве,  Горьком,  Костроме, Иркутске,  Свердловске,  Астрахани,  Севастополе,  а в последнее время в Рязани;  внимательная и серьезная работа с молодежью в качестве режиссера в 20-х годах (под ее руководством начинал свою работу в театре народный артист СССР В.В. Ванин); замечательная простота и искренность - отличительная черта подлинного искусства, - все  это обеспечило С.Ф.  Волгиной ведущее положение в Липецком театре. Местные  газеты и рабочие  зрители с  большим удовлетворением отмечали ее  прекрасную,  глубоко и серьезно продуманную творческую работу. В ряде ролей русского классического репертуара – Кручинина ("Без вины виноватые"), Гурмыжская ("Лес"), Чебоксарова ("Бешенные деньги"), Мурзавецкая ("Волки и овцы") - с настоящим мастерством художника,  очень точно и верно создавала C.Ф. Волгина образы дореволюционного прошлого.Тепло и торжественно отметила общественность Липецка в  1937 году 30-летие сценической деятельности С.Ф.  Волгиной.  Спектакль "Без вины виноватые",  где в роли Кручининой выступила юбилярша,  стал одним из лучших спектаклей театра. 

Более 40 лет проработал на сцене,  из них 22 года только в Липецке,  один из ведущих актеров и режиссеров театра Михаил Семенович Селянин. Человек высокой культуры,  актер и режиссер большой эрудиции - М.С.  Селянин много сделал для творческого роста театра. За долгую жизнь в театре им создана многочисленная галерея ярких, разнохарактерных образов.  Список созданных М.С.  Селяниным сценических образов очень велик,   но есть среди них особенно яркие,  надолго  запомнившиеся липецкому зрителю: Кости Капитана ("Аристократы"), Чира ("Любовь Яровая"), Вожака ("Оптимистическая трагедия"), Левицкого ("Павел Греков"), профессора Полежаева ("Депутат Балтики"),  Актера ("На дне"), Протасова ("Живой труп"),  Каренина ("Анна Каренина"), Жадова ("Доходное место"),  царя Федора ("Царь Федор Иоаннович") и многие другие.         

Свою сценическую деятельность М.С. Селянин начал в Петербурге, где учился в драматической школе Петровского и Санина и одновременно служил в Александрийском театре. Богатейший художественный опыт Александрийского театра, творческое общение  с выдающимися актерами-реалистами одного из старейших театров страны и, прежде всего,  с М.Г. Савиной, у которой Селянин был одним из любимых учеников,  - все это способствовало формированию молодого актера. По окончании драматической школы М.С. Селянин работает актером в Петербургском Народном доме,  а затем с  группой актеров Александрийского театра, под руководством режиссера Н.В. Петрова, совершает длительную гастрольную поездку по России. Вскоре М.C. Селянин обращает на себя внимание антрепренеров провинции и его приглашают  на работу в Самару. Здесь,  а затем в Краснодаре, Ростове-на-Дону,  Майкопе,  Армавире, Новочеркасске,  Шахтах  - он занимает положение ведущего актера и исполняет центральные роли.        

Зрители Липецка впервые познакомились с М.С.  Селяниным в 1935 году в роли Кости Капитана в пьесе Погодина "Аристократы".  Умение создать запоминающиеся сценические образы, высокое актерское мастерство и театральная культура - выдвигают М.С.  Селянина на положение ведущего актера и режиссера Липецкого театра.  Он пользуется неизменным успехом не только у липецкого  зрителя,  но и у зрителей Воронежа,  Борисоглебска,  Моршанска,  Ельца,  куда в то  время Липецкий театр регулярно выезжал на гастроли. В 1936 году Липецкий театр гастролировал в г. Моршанске. Местная городская газета отмечала,  что  приезд на гастроли Липецкого театра - большое культурное событие для Моршанска.  Из всех спектаклей театра газета особенно выделяет "прекрасно сыгранный,  полноценный и красочный спектакль "Аристократы",  оставляющий богатое впечатление. Чувствуется большая, настойчивая работа режиссера и исполнителя роли Кости Капитана М.С.  Селянина и всего актерского коллектива". В следующих сезонах 1936-37 гг. и 1937-38 гг. М.С. Селянин ставит несколько интересных спектаклей,  среди которых "Горе от ума" Грибоедова и  "Анна Каренина"  по роману Л. Толстого. В 1938 году к 70-летию со дня рождения великого пролетарского писателя A.M.  Горького Липецкий театр поставил пьесу "На дне". В первый раз эту пьесу, как рассказывают очевидцы, липчане видели еще летом 1905 года,  когда в Липецк приезжали на гастроли московские артисты. В числе  исполнителей этого спектакля был артист МХАТ И.  Москвин (Лука) и артист Малого театра Н.  Васильев (Барон).И вот через  33 года этот  спектакль был поставлен силами актеров местного театра под руководством режиссера М.С. Селянина. К несомненным творческим удачам актера и режиссера М.С.  Селянина театральная общественность Липецка относила и роль Федора Протасова из "Живого трупа" Л.Толстого,  сыгранную им в Липецке накануне войны и целый ряд ролей из пьес  Островского,  которые он сыграл и поставил в театре до войны.  В юбилейном адресе по случаю 40-летия актерской и режиссерской деятельности М.С.  Селянина, творческие работники ленинградских театров во  главе  с   народным артистом СССР Г.А.  Товстоноговым писали: "Гордимся Вами не только как замечательным артистом - любимым учеником великой русской актрисы М.Г. Савиной, но и тем, что Вы являетесь основоположником новой советской династии актеров Селяниных".  

В сезон 1934-35 гг. на афишах Липецкого театра появилось имя актера и режиссера К.И. Полянского, проработавшего в Липецке около десяти лет.  Одна за другой в репертуаре театра появляются пьесы советских драматургов,  которые  идут на сцене Липецкого театра с неизменным успехом и неоднократно возобновляются затем в следующих сезонах.  Большим событием в жизни театра явился спектакль "Любовь Яровая" К. Тренева, поставленный К.И. Полянским в 1937 году.   

Спектакль этот отличался слаженностью,  стройностью актерского ансамбля.  Наряду с опытными,  ведущими актерами театра В.В. Сенским (Кошкин),  К.И. Полянским (Швандя), С.Ф. Волгиной (Горностаева),  М.С.   Селяниным (Чир) в нем выступила и способная актерская молодежь.Так, яркий образ Любови Яровой, ее рост и духовную эволюцию под воздействием новой революционной действительности создала молодая актриса С. Дуван.

Тема формирования нового мировоззрения советской интеллигенции была раскрыта в "Платоне  Кречете" А. Корнейчука (1938 год). Выступая в  этом спектакле  в заглавной роли К.И. Полянский создал интересный  образ современника. Образу современника посвящен и спектакль «Павел Греков» Войтехова и Ленча, постановку которого К.И. Полянский успешно осуществил в 1940  году. Постановка спектакля "Павел Греков" - несомненная удача творческого коллектива Липецкого театра, как отмечали липецкие театралы в местной прессе. В 1940 году  по инициативе ЦК ВЛКСМ был объявлен Всесоюзный смотр дарований театральной молодежи. Режиссером М.С. Селяниным был поставлен спектакль  "Доходное место",  в котором почти  все  роли исполняла молодежь. Выпуску этого спектакля перед смотровой комиссией предшествовала долгая и очень кропотливая студийная работа с молодыми актерами под руководством М.С.  Селянина  и С.Ф.  Волгиной над сложным материалом пьесы Островского. Смотровая комиссия из представителей областных и местных организаций,  представителя ВТО и ведущих актеров Воронежского театра,  отметила большую работу,   проведенную в Липецком театре по  воспитанию молодых актерских кадров. Молодые  актеры:  Корсаков,  Сапронов,  Сухов,  Кузьмин, Брусенцова,  Кириллова, Савченко, Ерохина и Лифорова составили затем ядро творческого состава Липецкого  театра военных и послевоенных лет.          

Несомненной заслугой Липецкого театра явилось то, что он в поисках пьес  о нашем современнике  начинает работу с местными авторами. Примером такого творческого содружества является совместная работа над пьесами и спектаклями "Мечта", "Вынужденная посадка" и "Семейное счастье" своего земляка М.В. Водопьянова. Липецкий театр первым осуществил постановку этих пьес незадолго до начала Великой Отечественной войны. Имя прославленного советского летчика Героя Советского Союза М.В. Водопьянова стало широко известно во время спасения челюскинцев и замечательных полетов на Северный полюс. Водопьянов из бедной крестьянской семьи села Студенок (теперь входит в черту города Липецка),  только один год учился в начальной школе. Из-за нужды пришлось бросить букварь, взяться за работу и добывать деньги на хлеб.           

Первый драматургический опыт М.В.  Водопьянова - пьеса «Мечта».  В этой пьесе рассказывается о мечте  пилота завоевать полюс  - мечте,  которая осуществилась в жизни самого Водопьянова только при советской власти. Пресса свидетельствует: в последние годы перед войной в Липецком театре  наблюдался творческий спад. Но за десятилетие своего существования (1931-1941 гг.), Липецкому театру удалось  прочно "встать на ноги": собрать профессиональную труппу и создать мощный и разнообразнейший репертуар.

Липецкий театр в годы военного лихолетья 1941-1945 гг.

Началась Великая Отечественная война. Страна превратилась в единый боевой лагерь.  Вместе со всеми трудящимися города с  необычайным напряжением работает в эти суровые годы и Липецкий драматический театр. К осени 1941 года линия военных действий приблизилась к территории города, а в начале декабря фашисты заняли г. Елец.  Ушли на фронт актеры Сухов и Турченко,  погибшие в первых же  боях.  Ушел на фронт и артист театра Литаврин,  которому за героическую защиту  г.  Ленинграда впоследствии присвоено высокое  звание Героя Советского Союза. В областном краеведческом музее хранятся сейчас документы и боевые  награды  В.  Литаврина,  а одна из  улиц города носит его имя.   

Трудности военного времени  не затормозили работу театра, напротив, значительно активизировали ее. Более двух лет, в  непосредственной близости от фронта, обслуживал театр спектаклями и концертами бойцов и командиров действующих частей Брянского,  Второго Западного,  Воронежского и Сталинградского фронтов.  Только за один 1942 г. для бойцов действующей армии и раненных в госпиталях,  театр поставил 134 спектакля и организовал 859 концертов. Театр стал подлинным участником борьбы советского народа против фашистских захватчиков. В любое  время  выезжал театр в прифронтовую полосу,  чтобы показать защитникам Родины спектакль или дать концерт. Приходилось летать на самолете,  ездить на лошадях,  а нередко и ходить пешком.              

Главное место  в репертуаре театра занимают пьесы,  посвященные героическим событиям Великой Отечественной войны. Уже в  1941  г.  театр ставит  только что  появившуюся пьесу "Накануне" А.  Афиногенова,  которая проходила в переполненном зале и пользовалась огромным успехом. В 1942 г.  театр поставил "Русские  люди" и "Парень из нашего города"  Симонова,   "Нашествие" Леонова,  а в  1943 г. эта тема продолжается в спектаклях по пьесам  "Бессмертный" Арбузова,   "Брусилов" Сельвинского,  "Осада Лейдена" Штока,  "Надежда Дурова" Липскерова и других. Новое  звучание приобретают и  пьесы русских и зарубежных классиков драматургии. Большим успехом у зрителей пользуются пьесы Островского, Горького, Шиллера, Гольдони.   

В июле 1942 г.  немцы подошли к г. Воронежу. В связи с этим вглубь страны были эвакуированы основные предприятия Липецка. Городские партийные и советские органы приняли решение эвакуировать и драматический театр. Вместе со всем творческим составом,  производственными цехами,  костюмами и оформлением театр был эвакуирован в г. Моршанск, где немедленно организовал работу по обслуживанию тыловых воинских частей и трудящихся предприятий города. А когда немецкие захватчики были остановлены у Воронежа, Липецкий театр в полном составе возвратился в свой родной город.  К этому времени в город стали возвращаться эвакуированные предприятия. Жизнь города нормализуется; помимо действующих предприятий строятся новые, в их числе – тракторный завод.    

Более  100 тысяч зрителей обслужил театр в 1943 г. только на своей стационарной сцене, не считая многочисленных выездов в составе концертных бригад в Действующую армию. В январе 1943 года был  освобожден от  немецких захватчиков Воронеж. Трудящиеся г. Липецка решили оказать всемерную помощь в восстановлении старинного русского города Воронежа - варварски разрушенного фашистами. Было решено послать воронежцам и Липецкий театр. В то время воронежские театры находились в эвакуации в тылу страны, и Липецкий театр одним из первых организовал постановки спектаклей сразу же после освобождения Воронежа. Гастроли театра в Воронеже прошли с  большим успехом.  Театр показал воронежским зрителям  "Лес" Островского, "Свадьбу Кречинского" Сухово-Кобылина и "Русские люди" Симонова.         

К 150-летию со дня рождения А.С. Грибоедова театр ставит его бессмертную комедию "Горе  от ума". Трудные и сложные условия работы Липецкого театра в военные  годы не только не остановили его творческого роста, но, напротив, способствовали еще большему идейно-художественному развитию театра. Связь театра со зрителем в годы войны приобретает новые  формы, подчиняя всю работу единой всенародной цели - "все для фронта,  все для победы". Театр выезжает со спектаклями и концертами в прифронтовую полосу,  на передовую линию фронта и госпитали, обслуживает героических тружеников тыла - рабочих промышленных предприятий и работников сельского хозяйства. Репертуар театра военных лет был разнообразен, в своей основе он состоял из лучших произведений советских драматургов, русских и зарубежных классиков.

От "хрущевской оттепели" до "застойного периода"

В послевоенный период в театре сменилось достаточно много руководителей. Каждый из них вносил частичку своей художественной программы, а все вместе они создавали и пополняли труппу и  сценический репертуар.    

С 1958 по 1962 год главным режиссером театра был Владимир Николаевич Панов           

Период работы этого руководителя совпал с периодом  так называемой «хрущевской оттепели». Конечно, это не могло в то время не отразиться на театральном репертуаре. Главными героями спектаклей становятся люди труда, смело и бескорыстно  вступающие в борьбу с закостенелыми  бюрократами, зажимающими всяческую критику с мест, нарушающими демократические принципы программы, провозглашенной новым партийным руководством страны. Примером такого спектакля, поставленного В.Н. Пановым в 1958 году стали «Дали неоглядные…» Н. Вирты. Особенный успех имела эта постановка у сельских зрителей. В центре спектакля секретарь райкома Ракитина (арт. Т. Виноградова), настоящий боец за новые нравственные идеалы. Ей противостоят пьяница председатель колхоза  Степкин (арт. Ф. Толоцкий), крестьянин-единоличник Никита Стрешнев (арт. Л. Бляхер)… В противоборстве этих сил и разворачивается фабула спектакля… Режиссер Панов в значительной мере обогатил репертуар и постановкой классических произведений, в первую очередь, отдавая дань времени, он поставил ряд спектаклей, советской тематики: «Третья патетическая» Н. Погодина, «Иркутская история» А. Арбузова, «Русский лес» Л. Леонова, ему же принадлежит и постановка «Воскресения» Л.Н. Толстого.   

С 1962 по 1963 – главный режиссер,  заслуженный артист РСФСР  Миленко Константин Данилович 

Константин Данилович в качестве главного режиссера оставил о себе память не только в Липецком театре. До нашего театра оставил он о себе добрую память и в Алтайском краевом театре драмы имени В.М. Шукшина. В истории этого театра время с 1953 по 1958 гг. названо «эпохой К.Д. Миленко». В Липецке Константин Данилович работает очень интенсивно. Событиями театральной жизни становятся его постановки спектаклей «Без вины виноватые» А. Островского (1962 год), «Последние» М. Горького... Но наибольшую известность режиссеру принесла пьеса «Все смертям назло…», написанная вместе с В. Титовым, автором одноименной повести. Автобиографическая повесть о том, как горный мастер предотвратил катастрофу в шахте, но потерял при этом обе руки. Повесть была переведена на многие языки, на ее основе была написана одноименная пьеса. Пьеса в постановке одного из авторов – театрального режиссера Константина Миленко прошла по многим сценам страны. Впервые Константин Данилович поставил ее на Липецкой сцене в 1967 году.    

С 1963 по 1965 – главный режиссер  Новиков Анатолий Григорьевич      

Вот как об этом периоде жизни театра вспоминает работавшая тогда артисткой в труппе, ныне заслуженная артистка РСФСР Светлана Лисовская: «Не могу не отметить и особенности тогдашнего липецкого театрального зрителя. Наш театр часто выезжал на гастроли в ближайшие областные центры: Рязань, Курск, Воронеж, Тамбов, Орел... Липецк в отличие от этих более старых городов был очень живым и динамичным. Он очень быстро развивался. В первую очередь, конечно, за счет Новолипецкого завода, тогда он еще не имел статуса комбината. Наверное, поэтому здесь было много молодежи и молодых специалистов. Помню, как на гастролях в Тамбове перед труппой выступил Анатолий Григорьевич Новиков, главный режиссер Липецкого театра с 1963 по 1965 год, и просил нас быть снисходительными к тамбовчанам за их более медленный ритм жизни. Действительно, тогда это нам было очень заметно. Нам казалось, что в некоторых других провинциальных городах люди, особенно зрители, какие-то другие. В Липецке в 60-70 -х годах жизнь била ключом. Было очень много событий. Открывались новые цеха на НЛМЗ, открывались новые производства в городе и области. Да и в стране было много интересных событий, связанных с освоением космоса, достижениями в науке и технике. Много было и культурных событий. Литература и театр были тогда на подъёме. Артисты из  нашего театра постоянно приглашались, то на завод с шефским концертом, то в школу, библиотеку, институт... Золотой век Липецкого театра в эти 60-70-е годы был при главном режиссере Новикове. Он говорил:"Для того, чтобы театр был успешным, актерам надо кровью харкать". Слова жестокие, не всем они были по душе. Кое-кто стал роптать. Но театр в целом был на подъёме. Достаточно сказать, что тогда в липецкой  труппе работал такой известный ныне московский актер как Леонид Николаевич Кулагин (ныне – народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР ) . Потом он уехал с Новиковым в Брянск, а далее и в Москву. А сам Новиков в 1972 году возглавил Крымский театр в Симферополе. Там он трудится и поныне. Он давно уже стал народным артистом  России и Украины, получил не одну Государственную премию за успехи в режиссуре (СССР, Украины и АР Крым), является почетным академиком АН Украины и Республики Крым, выпустил много своих учеников. Возглавляет театр, самый крупный в Европе - семь (!!!) сценических площадок. Главная сцена в театре названа при жизни его именем. Несмотря на такую известность,  он никогда не забывает о годах, проведенных в Липецке в качестве главного режиссера театра. При встречах с нашими артистами в Крыму или на театральных фестивалях он говорит, что те годы в Липецке в его творческой жизни были самыми значимыми».             

С 1966 по 1967 – главный режиссер,  заслуженный деятель искусств БАССР Ульянов Николай Сергеевич запомнился липецким театралам, в первую очередь,  постановками «Норы» Г. Ибсена и «Поднятой целины» М. Шолохова. Оставил он о себе память, и, поставив впервые на липецкой сцене пьесу «Когда цветет вереск» известного липецкого писателя, ветерана Великой Отечественной войны Анатолия Баюканского. Пьеса эта -  о судьбе героя Гражданской войны, липецкого поэта и журналиста Александра Вермишева.  Примечательно, что постановка пьесы привлекла к ней всеобщее внимание. В липецком театре была сделана радиозапись спектакля, которая потом вошла в «Золотой фонд» Всесоюзного радио. Именем Вермишева была названа в Липецке одна из главных улиц. Более сорока лет также носит имя А.А. Вермишева главная премия липецких журналистов. А автор пьесы Анатолий Баюканский в декабре 2010 года отметил свое 85-летие. В это же время вышла его 50-я(!) по счету книга.        

С 1968 по 1973 – главный режиссер  Найденов Алексей Тихонович   

Алексей Тихонович начал свою творческую деятельность с грандиозной постановки шолоховского «Тихого Дона». Этим спектаклем 6 ноября 1968 года Липецкий областной драматический театр открыл свой новый сезон в только что сданном строителями здании на 840 мест на площади Театральная (архитектор Бубнов). Первыми зрителями премьерного спектакля были строители и весь партийно-хозяйственный актив Липецка.   

В этом же году получил долгожданное  звание заслуженного артиста РСФСР и один из лучших липецких артистов, ветеран Великой Отечественной войны, Михаил Никифорович Соболев (1919 – 2003г.).             

Режиссер Найденов в Липецкий театр был назначен после нескольких лет успешной деятельности в Челябинском государственном драматическом театре, где он тоже оставил заметный след в его становлении. Он отдавал предпочтение ярким и зрелищным постановкам,  имеющим к тому же мощное гражданское звучание. В репертуаре театра появились тогда и вскоре стали знаменитыми миленковские  «Всем смертям назло…», а так же «Варвары» М. Горького, «Вечно живые» В. Розова, «Василиса Мелентьева» А. Островского…        

С 1973 по 1976 – главный режиссер Минский Евгений Васильевич        

Евгений Васильевич Минский до своего назначения на должность главного режиссера Липецкого театра прошел очень долгий и тернистый путь  после окончания Харьковского театрального института в 1949 году в качестве артиста, работая в театрах Кривого Рога, Омска, Кирова, Рубцовска, Белгорода. Затем после учебы на Высших режиссерских курсах с 1961 по 1962 год он получает назначения в качестве главного режиссера в театры Рыбинска (1963-1965 г.г.), Благовещенска (1965-1966), Кирова (1966-1973 г.г.). В истории Кировского театра Юного зрителя Евгений Васильевич оставил о себе хорошую память. Главный режиссер Кировского ТЮЗа впервые за всю историю существования театра ( с 1936 года) обратился к одной из самых сложных пьес В. Шекспира «Гамлет», вызвав тем самым удивление многих коллег. Однако, вопреки всем опасениям спектакль получил высокую оценку общественности не только в городе Кирове, но и в других городах. Министерство культуры РСФСР удостоило спектакль Диплома Первой степени.  В Липецком театре Евгений Васильевич обращался  и к классической драматургии – «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина, «Иванов» А. Чехова, «Мария Стюарт» Ф. Шиллера, «Дети Солнца» М. Горький, и к самой злободневной современности – «Сталевары» Г. Бокарева.  Удалось ему так же, как своему  предшественнику  А. Т. Найденову,  повторить удачный опыт, поставив пьесу липецкого писателя А. Баюканского «Сестра милосердия».   Не менее интересным  в творческом плане в этот период  был очередной  режиссер Б. Голубицкий  (ныне – заслуженный деятель искусств, художественный руководитель Орловского государственного академического театра драмы имени И.С. Тургенева). Режиссер Голубицкий пополнил репертуар театра постановками «Старшего сына» А. Вампилова, «Мышеловкой» Агаты Кристи, «Характерами» В. Шукшина, «Провинциальными анекдотами» А. Вампилова, «Домом Бернарды Альбы» Федерико Гарсия Лорки…Успешно продолжал сотрудничать этот молодой талантливый режиссер еще несколько лет и с вскоре назначенным в театр новым главным режиссером Владимиром Пахомовым.    

В качестве очередных и приглашенных режиссеров в 60-70 годы с театром сотрудничали: народный артист РСФСР, лауреат Госпремии СССР М.А. Гершт, заслуженный артист РСФСР Агафонов А.И., засл. арт.РСФСР  К.Д. Миленко, засл. деятель РСФСР Цетнерович П.В., засл. арт. МАССР  В.И. Княжич, В.И. Молчанов, В.И. Регурецкий, Ф.А. Пухович, Р.П. Рахлин, Мельник Г., Голубицкий Б. …

В театре в послевоенные годы кроме Плюсковой  Н.А. и  Горелова Г.Д. появились и новые заслуженные артисты РСФСР: Боков В.В., Ганина Ю.И.,  Агафонов А.И., Бессчетнов Г.А., Соболев М.С., Лисовская С.Д.,  Якушкина М.; засл. арт. ТАССР Ригерт Г.Ю.,  засл. арт. Каб. АССР Митрофанов В.А., засл. арт. Бурят. АССР Лермо М.И.; ведущие  артисты: Ильин М.С., Свиридов А.Я., Дальский А.Д., Бляхер Л.М., Брусенцова Н.В., Столповская В.Н., Шитова К. А., Чурилов В.Г., Виноградова Т.К. и многие, многие другие.           

От областного до академического

С 23 февраля 1977 года по 17 ноября 2007 года театр возглавлял Пахомов  Владимир   Михайлович, нар. арт. России, лауреат Гос. премий РФ, почетный гражданин г. Липецка и Липецкой области.  С  его именем связаны многие значительные  события в жизни театра: присвоение  имени Л.Н. Толстого в 1981 г.  и в 1994 звания «государственного академического». В 1991 году, когда театр отмечал свой 70-летний юбилей, в театре служили:  Авраменко В.Е., Агеева С.А., Бражник B.C. – засл. арт. России, Вандышев М.И., Веселов В.А., Вepбенко О.И., Ганина Ю.И. – засл. арт. России, Горячева З.Г. – засл. арт. России, Гурьянов Е.С., Зайцев В.И., Зайцева Н.А., Зинов B.В., Зябкин В.Н., Елфимов A.В., Иванова Н.П., Ильин Ю.Б. – засл. арт. России, Кабанова Л.Ф., Кравченко В.А., Куковенко Л.Г., Кузнецова С.П., Ладнова А.И., Мельников Д.Л., Михеев В.В., Мунирова Л.Н., Новикова И.В, Новиков А.И., Овчинникова О.А. – засл. арт. России, Погребняк С.П. – нар. арт. России, лауреат Государственной премии России, Пономарев В.В. – нар. арт. России, Подрез Е.Б., Репин Ю.А. – засл. арт. России, Репина В.В., Румянцева З.В. – засл. арт. России, Сергеева Н.И., Соболев М.Н. – засл. арт. России, Таранюк С.Г., Тямушев П..В., Фирсова Т.А., Чебыкин Н.П., Шитова К.А., Янко М.Л. – засл. арт. России, лауреат Государственной премии России.             

Главный художник театра Нестеров А.Д.                                               

Помощник художественного руководителя по литературной части Коваленко Г.И.   

Помощник художественного руководителя по труппе Митрофанова Л.М.       

Педагог-организатор по воспитательной работе с детьми Горсунова Л.М.         

Ассистент режиссера Чакмина В.В.   

Ассистент режиссера Спиридонова Э.А.                                                       

Зав. художественно - постановочной частью театра Колесников O.В.   

Зав. музыкальной частью Плешков В.И.                                   

Художественный руководитель театра — народный артист России, лауреат Государственной премии России, лауреат премии им. А.Д. Попова ПАХОМОВ В.М.               

В качестве очередных и приглашенных режиссеров с Липецким  театром сотрудничали в этот период: Борис Голубицкий,  Иосиф Райхельгауз,  Борис Цейтлин,  Вадим Мирошниченко,  Александр  Холмогоров,  Елена Курицына,  Яков Лившиц,  Фетрие (Франция),  Гендуз (Франция),  Николай Чебыкин, Елена Оленина и другие.

Липецкий эксперимент: «Три в одном»

За эти же  годы театр стал широко известен в России и за ее пределами, благодаря так называемому «Липецкому театральному эксперименту»: один театр совместил в себе функции трех: «взрослого», детского и музыкального. В 1980 году за большую работу по эстетическому и нравственному воспитанию детей и молодежи Липецкий театр (единственный среди театров для взрослого зрителя) был отмечен  премией Ленинского комсомола.

Государственная премия РСФСР

Признанием высокого творческого уровня постановок театра стала  Государственная премия РСФСР 1985 года в области театрального искусства имени К. Станиславского: «Пахомову Владимиру Михайловичу, режиссеру; Погребняк Светлане Павловне, Янко Михаилу Леонидовичу, актерам, - за спектакль «Дядя Ваня» в Липецком областном драматическом театре имени Л.Н. Толстого». 

Задел на будущее

Липецкий академический театр драмы имени Л.Н. Толстого не только продолжает славные традиции отечественной театральной школы, но и делает задел на  будущее. В 2003 году на базе театра, по согласованию с руководством РАТИ-ГИТИС, организовано обучение будущих артистов. В 2007 году состоялся первый выпуск. Все выпускники были зачислены в труппу театра. В том же году был произведен набор на новый актерский курс. В  2011 году состоялся  новый выпуск. В труппе театра сегодня служит девять молодых артистов первого выпуска РАТИ-ГИТИС (на базе театра) и два – из нового набора.                     

В 2008 году в театре сменилось руководство: директором назначена Должикова Людмила Григорьевна, главным режиссером Бобровский Сергей Александрович.

В 2015 году директором театра стала Горелова Татьяна Васильевна - заслуженный работник культуры РФ.

              

Мелиховская весна

Липецкий театр является основателем известного международного театрального фестиваля - «Мелиховская весна». С 1982 года, начиная с первой пахомовской постановки «Чайки», Липецкий академический театр ежегодно выезжает в  Подмосковное Мелихово, где играет свои чеховские спектакли в Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А.П. Чехова.     

С 1999 года этот фестиваль получил статус международного.                      

В 2010 году 15 мая открылись 11-е Международные «Мелиховские весны», посвященные 150-летию А.П. Чехова. И вновь, на открытие был приглашен Липецкий академический театр. На одной из аллей парка липецкие артисты посадили  кусты сирени с табличкой: «Эти кусты сирени – дань памяти А.П. Чехову от Липецкого академического театра драмы им. Л.Н. Толстого, сыгравшего в 1982 году в Мелихове чеховскую «Чайку», с которой начались «Мелиховские весны». 16 мая 2010 года Липецкий академический театр показал свою новую версию «Чайки», а в 2011 юбилейном году - "Мою жизнь" А.П. Чехова в постановке главного режиссера театра Сергея Бобровского.                     

Липецкие театральные встречи

Липецкий государственный академический театр драмы имени Л.Н. Толстого с 1981 года, единственный в России, носит имя великого писателя.  Имя Льва Николаевича Толстого ко многому обязывает театр, в первую очередь – к  серьезной  просветительской деятельности. Главными составляющими этой деятельности являются учрежденные и организованные театром фестивали «Липецкие театральные встречи», которые проводятся ежегодно (с 1985 г.) на сцене академического театра. На фестиваль съезжаются артисты и режиссеры, писатели и критики, ученые-театроведы, искусствоведы и филологи. Общение проходит в форме научно-практических конференций. Исследовательская работа (доклады, спектакли, дискуссии) ведется в рамках предварительно заявленной тематики. Такой, к примеру, как «Чехов и Чайковский», «Русская антреприза XIX века», «Чехов и Толстой»...           

Гостями фестиваля стали многие известные в нашей стране и за рубежом ученые и театральные деятели. Это  академик Владимир Лакшин  и доктора филологических наук Эмма Полоцкая и Зиновий Паперный, кандидаты филологических наук Галина Коваленко, Алевтина Кузичева и Майя  Волчкевич, кандидат искусствоведения Татьяна Шах-Азизова.  Директора Дома – музея А.П. Чехова в Москве Галина Щеболева и в Ялте – Геннадий Шалюгин. Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова  «Мелихово» - Юрий Бычков и Государственного музея Л.Н. Толстого в Москве – Виталий Ремизов. В разные годы на «Липецких театральных встречах» побывали: доктора  филологических наук Владимир Катаев и Алексей Зверев, профессор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский, профессор РАТИ-ГИТИС Юрий Рыбаков и профессор Санкт-Петербургской Академии театрального искусства Вениамин Фильштинский, театральный критик, кандидат исторических наук  Александр Свободин и писатель – публицист, литературовед Лев Аннинский, народные артисты СССР Михаил Ульянов, Василий Лановой, Иннокентий Смоктуновский, народные артисты России Евгений Стеблов и Станислав Любшин и многие другие известные артисты, а также  руководители московских театров Олег Ефремов, Евгений Колобов, Иосиф Райхельгауз, Марк Розовский, Борис Львов-Анохин, Владимир Андреев...        

В 1991 году «Липецкие театральные встречи» получили статус международных. В них стали принимать активное участие видные зарубежные ученые и деятели мирового театра: Роберт Луис Джексон, профессор русской литературы, Президент Международного чеховского общества (США), Питер Генри, профессор славянских языков и литератур (Шотландия), Доналд Рэфилд, профессор Лондонского университета, Рольф Дитер Клюге,  профессор, чеховед (Германия), профессор Антония Господинова (Болгария), Астрид Сэттер, директор Ибсеновского Центра при Национальном университете в г. Осло (Норвегия), Гуннар Тун Лоссиус, директор и художественный руководитель Национального театра в г. Осло (Норвегия).  В дни «Липецких театральных встреч» в разные годы свои спектакли показывали МХАТ им. А.П. Чехова, театр «Школа современной пьесы», «Театр у Никитских ворот», «Театр на Покровке», Воронежский академический театр имени Кольцова, Тульский академический театр драмы, Белгородский академический театр драмы имени С. Щепкина и многие другие российские театры.        

Ход «Липецких театральных встреч» освещался в местных и центральных  печатных и электронных СМИ. В числе известных театральных журналистов на фестивале были Нинель Шахова, Алина Силикашвили, Алла Зубова, Марина Мурзина, Майя Романова, Наталья Старосельская, Ольга Галахова...    

Ежегодный фестиваль «Липецкие театральные встречи» проводится при участии Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей РФ, Администрации Липецкой области и имеют большое просветительское значение для театрального искусства России.

Деятельность театра

Статус академического театра

Плодотворная просветительская деятельность театра была замечена и высоко оценена. В  1994 году театр получил статус «государственного академического».

«Окно в Россию»

Признанием высоких достижений Липецкого академического театра в деле эстетического и нравственного воспитания молодежи, просветительской и благотворительной деятельности явилось присуждение ему диплома лауреата по итогам 1999 и 2001 года в конкурсе «Окно в Россию», объявленном газетой «Культура», среди провинциальных театров страны.

Государственная премия Российской Федерации

Указом Президента Российской Федерации №1085 от 9 июня 2000 года Ильину Юрию Борисовичу, Макушенко Вольдемару Александровичу, Пахомовой (Овчинниковой) Ольге Александровне, Пахомову Владимиру Михайловичу, Твардовской Ольге Александровне — за фестивали «Липецкие театральные встречи», театральные праздники «Мелиховская весна» была присуждена Государственная премия РФ в области просветительской деятельности.

Гастроли и фестивали

Весьма обширна гастрольная деятельность Липецкого театра: неоднократные поездки в Москву, города России и бывшего СССР — от Владивостока до Калининграда, города Украины, Молдавии, Белоруссии, страны Прибалтики, а также за рубеж — во Францию, в Норвегию, в Германию, в Израиль, на Кубу... Липецкий академический театр постоянно участвует в разных театральных фестивалях: «Островский в Доме Островского» в Малом театре в Москве, «Голоса истории» в Вологде; «На родине А.П. Чехова» в Таганроге  и других.

Продолжение традиций и новый курс

В конце мая 2008 года на 7-м Международном театральном фестивале  «Классика сегодня» в городе Днепродзержинске в Украине Липецкий академический театр представлял Россию. Остальные театры были из Украины, Белоруссии и Казахстана. Липчане показали спектакль театра «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова в постановке народного артиста РСФСР. В. Пахомова. На закрытии фестиваля Липецкий  академическом театр был удостоен Дипломов «За высокохудожественное исполнение классической драматургии», «За высокое исполнительское мастерство, внесенное в популяризацию классического театрального наследия» и Диплома зрительских симпатий.           

Международный фестиваль «Театр детства и юности – 21 век» в г. Воронеже на сцене Воронежского ТЮЗа со спектаклем «Дюймовочка» Г.Х. Андерсен, Н. Эрдман в постановке Сергея Бобровского в октябре 2009 года. За спектакль театр был удостоен решением жюри фестиваля Почетного Диплома. 3-й Всероссийский театральный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене» в г. Ульяновске со спектаклем «Обыкновенная история» И. Гончарова – ноябрь 2009 года. Эта постановка – совместный проект Министерства культуры России, Союза театральных деятелей РФ  и Липецкого академического театра. Художественный руководитель проекта – нар. арт. России, лауреат Государственной премии России и Международной премии им. К.С. Станиславского Леонид Хейфец, постановщик – главный режиссёр театра Сергей Бобровский. В спектакле занята вся труппа театра. Выступление Липецкого академического театра учредителями фестиваля было отмечено Почетным Дипломом и памятным подарком. Художественный руководитель Ульяновского драматического театра имени И. Гончарова лауреат Государственной премии РФ и Международной премии имени К.С. Станиславского, народный артист России Юрий Копылов назвал нашу постановку «особенной, необыкновенной «Обыкновенной историей». А члены экспертного совета фестиваля Александра Лаврова, главный редактор театрального журнала «Страстной бульвар, 10» (г. Москва) и редактор этого журнала Анастасия Ефремова отметили, что в липецком спектакле слились воедино и Гончаров, и Гоголь, и Достоевский и даже Шекспир. В московских театральных журналах «Страстной бульвар,10» и «Театральный мир» в дальнейшем были опубликованы статьи известных театральных журналистов с положительными отзывами на спектакль.                  

18-й Международный фестиваль «Славянские театральные встречи» со спектаклем «Обыкновенная история» И. Гончарова в городе Брянске 29 мая 2010 года. Жюри фестиваля отметило Дипломом «За лучшую роль второго плана» молодую актрису Лилию Ачкасову, сыгравшую в спектакле Наденьку Любецкую.

«Толстой – наше будущее!»

С 10 по 15 сентября 2010 года в Липецком академическом театре драмы имени Л.Н. Толстого прошли ежегодные 26-е «Липецкие театральные встречи». Театр, носящий имя великого классика, обратился к творчеству Толстого. Тема фестиваля, посвященного 100-летию со дня смерти нашего национального гения: «Лев Толстой как нравственный ориентир в этической проблематике постсоветского театра».           

Накануне открытия фестиваля 9 сентября представители Липецкого академического театра участвовали в торжествах, посвященных  дню рождения писателя в поселке Лев Толстой. Здесь же на железнодорожной станции состоялось открытие обновленной экспозиции в филиале Государственного музея Толстого «Астапово». «Лев Толстой и Липецкая область навечно связаны прочными духовными узами. На нашей земле остановилось сердце гения, отсюда он ушел в вечность. Важно сохранить и приумножить духовное богатство, оставленное писателем и философом. Оно  поможет нам разобраться в себе, найти ответы на сложнейшие вопросы бытия», —  подчеркнула, открывая  конференцию, проходящую в рамках фестиваля, заместитель главы администрации Липецкой области Людмила Куракова.  А вечером  того же дня премьерным спектаклем по Льву Толстому «Смерть Ивана Ильича» Липецкий академический театр открыл новый юбилейный 90-й сезон и 26-е «Театральные встречи».       

В своем интервью «Липецкой газете» председательствующий на научно-практической конференции Виталий Ремизов, директор Государственного музея Л.Н. Толстого, профессор, заслуженный учитель России, так прокомментировал это событие: «Замечательно, что Липецкий академический театр имени Льва Толстого свой юбилейный сезон начинает с одного из самых сильных толстовских произведений. Во времена, когда все относительно и неустойчиво, когда толерантность превращается во вседозволенность, а свобода без берегов порождает  массу трагедий, Толстой остается незыблемым нравственным ориентиром». 

Гостями «Липецких театральных встреч» были академические театры драмы из  Белгорода, Воронежа и  Елецкий городской театр «Бенефис». Всего же «Липецкие встречи»  с 10 по 15 сентября посетило более 4-х тысяч зрителей. К этому числу можно добавить и более сотни горячих почитателей таланта Л.Н. Толстого, участвующих в научно-практической конференции, просмотрах документальных фильмов о его жизни и творчестве, в посещении обновленной экспозиции «Астапово» - филиала Государственного музея Л.Н. Толстого. Такая экскурсия тоже проходила в рамках липецкого фестиваля.       

Следующие «Липецкие театральные встречи» снова будут посвящены Толстому. Планируется, что фестиваль стартует в октябре 2011 года и пройдет под общей темой «Л.Н. Толстой – театр и время». Обращение Липецкого академического театра к великому художнику и мыслителю – не временная акция… Как точно заметил Виталий Ремизов: «Толстой – не наше прошлое, а наше будущее!»