Новости за 2012 год:

Архив по годам:

5

июнь
2012

Архангелогородский театральный роман

В путешествии труппу сопровождал корреспондент «Итогов недели». Об истории, укладе и климате этого северного города и, конечно, о его театральных традициях – в путевых записках Романа Хомутского.

«Мы выходим по приборам на великую глушь.
Назад, в Архангельск».
Борис Гребенщиков, «Назад в Архангельск»

Назад в Архангельск

Ах, как я понимаю слова Бориса Борисовича, который в Архангельск частенько наезжает с концертами! Ведь сам я, не успев вернуться домой, в Липецк, уже начал продумывать способы, как бы снова поскорее отправиться в поморский край. Вернуться в отправную, исходную точку – ведь в Архангельске находится так называемый «нулевой километр». Долгое время Архангельск был северным российским форпостом, здесь заканчивались все дороги, дальше – только по реке или через леса и болота. Портовый город на севере России основал в 1584 году Иван Грозный вблизи Михайло-Архангельского монастыря (давшего название городу). От нулевого километра в Архангельске до столицы нашего государства 1224 километра, до Петербурга – 1149, а до Владивостока – вообще невообразимые 10077. А ведь когда-то Михаил Ломоносов ушёл отсюда пешком, чтобы в Москве зачать отечественную научную школу.

Позже люди со всей страны, наоборот, хлынули в эти места за длинным рублём. Город, который помнит времена Гражданской войны и интервенции 1918-1920 годов: по улицам ходили американские и английские военные патрули, арестовывали местных жителей и расстреливали их на «мхах» – так назывались болота, на которых потом выросли новые городские кварталы. Как напоминание о тех суровых временах на набережной установлен памятник «Жертвам интервенции», а на центральном проспекте – пленный английский танк «Марк-V». Впоследствии этой боевой машине было суждено сыграть особую роль: он стал символом движения архангельского рока и с начала 1980-х регулярно появлялся на обложках пластинок и афишах местных фестивалей.

Об Архангельске жителю центральной, а уж тем южной части России известно, мягко выражаясь, маловато. Об этом свидетельствует хотя бы отнюдь не избыточное количество информации, которую можно обнаружить в Интернете. Упоминают обычно леса, Северную Двину, близость Белого моря и Соловецкого монастыря, а также архангельский джаз. Тем не менее реальная картина изрядно отличается ото всего, что мы слышали об Архангельске. Но, как говорится, лучше один раз увидеть – в отношении дивного града на Северной Двине сие как нельзя более справедливо.

Начало пути вспять

Когда я, собираясь в командировку, сообщал куда, с кем и зачем отправляюсь, то люди буквально изумлялись: «Рома, неужели ты ещё и в театре играешь?!». В театре не играю, но театр люблю. Так мне в голову пришёл каламбур на тему названия одного из любимых мною произведений Булгакова – «театральный Роман». Всё же, придумывая заголовок для статьи, я решил не переиначивать Михаила Афанасьевича, а лишь добавил географический ориентир – «Архангелогородский театральный роман». В целом, такое сочетание слов довольно точно отображает суть нашей гастроли почти на край света. Да будет так.

Когда в липецком академическом предложили поехать на театральный фестиваль «Родниковое слово» – не задумываясь, согласился. Когда ещё так далеко заберёшься? Да к тому же в столь славной компании. Притом что в Архангельск меня давно зазывал старый друг – журналист и музыкант Алексей Шептунов. Интервью с ним, кстати, появлялось в одном из самых первых выпусков нашего журнала. Тогда Шептунов давал в Липецке концерт вместе со своей группой «Moon Far Away». Помню, он долго и с большой любовью рассказывал о родной земле, изрядно укрепив моё намерение когда-нибудь да до¬ехать до поморской жемчужины. Забегая вперёд, скажу, что Лёша очень ответственно отнёсся к своей роли гида и сопровождал меня всё время пребывания в городе, позволив на многое взглянуть как бы изнутри, глазами местного жителя.

Итак, автобус доставил многочисленную труппу академического театра во главе с режиссёром Сергеем Александровичем Бобровским на Ярославский вокзал в Москве. Нам предстояли сутки пути – с остановками в Ярославле, в Вологде и на полустанках поменьше. Чем дальше на север, тем сильнее менялся пейзаж за окнами вагона. Вроде бы всё то же самое: ельник, избушки редких деревенек… Но приглядишься и начинаешь обращать внимание на детали. Лес становится всё гуще и гуще, будто бы на картине Васнецова. Так и ждёшь, что из-за дерева появится весь в паутине охотник с ружьём, а вслед за ним – громадный бурый мишутка, недружелюбно продирающий лапами-лопатами непролазную чащобу. И оттенки зелёного всё бледнее и бледнее. После Вологды по обеим сторонам железной дороги наблюдаем одни сплошь болота. Справа и слева. А посередине – магистраль для поездов. Останавливаемся в каком-то городишке. И словно становимся героями «битловской» песни «Back in USSR»: ничто вокруг не напоминает, что за окном XXI век. Деревянные постройки с трубам
и дымоходов на крышах, «УАЗы» и «Нивы», старые облупившиеся лавочки и выцветшие вывески на редких магазинчиках.

Минуем по мосту широченную реку, гадая: куда движется течение? Ответ на вопрос находится быстро: видим сплавляющийся по воде лес, прямо как в старых фильмах про героев-ударников, покоряющих целину. Река оказывается Северной Двиной. И воды свои она несёт прямиком в Белое море. Через несколько минут мы ступаем на архангельский перрон. Первое, что ощущают на себе наши изнеженные (да-да! Липецк – практически курорт!) теплом и солнцем тела, – пронизывающий ветер. Отныне он наш верный спутник. А вы что хотели? Климат субарктический, морской – со всеми вытекающими: продолжительная умеренно холодная зима и короткое прохладное лето. Средняя температура июля, например, около +16 градусов. Впрочем, нам повезло: мы застали, по местным меркам, почти июльскую погоду.

А ещё мы попали в период белых ночей. Они в Архангельске начинаются 17 мая и заканчиваются 26 июля, что значительно отличается от Петербурга, например. В самый разгар белых ночей в городе на Неве в районе 3-4 часов утра всё же становится практически темно. В Архангельске вы спокойно можете всю ночь читать на улице. Или заниматься любым приятным для вас делом. Чем жители, собственно, и пользуются: глубокой «ночью» вся набережная Двины заполнена гуляющими и развлекающимися людьми. Белых ночей здесь ждут, поскольку потом начинается полярная ночь, когда солнце появляется всего на пару часов в сутки. Бррр…

Соломбала и Малые Корелы

Признайтесь – вы споткнулись хотя бы на секунду об эти не очень понятные Корелы с Соломбалой? Что это? Попробуем пояснить. Малые корелы – коренное население Поморья, отличающееся небольшим ростом и повышенной волосатостью ступней, наподобие хоббитов. А соломбала – промысловый сорт рыбы, которой эти самые корелы в основном и спасаются от голодной смерти.

Надеюсь, вы не поверите в эту чушь? Конечно, теперь я чувствую себя вправе шутить по поводу привычных архангелогородскому уху и непривычных нашему названий. Однако признаюсь, поначалу они поставили меня в тупик. Хорошо хоть не в экзистенциальный тупик. Ну да ладно.

– Сначала едем до Соломбалы, а потом сразу в Малые Корелы, – такую программу озвучила вновь прибывшим актриса Архангельского театра драмы имени Ломоносова по имени Тамара. Её «приставили» ответственной к липецкой делегации. Все те несколько дней, что многочисленная труппа гостила в городе, Тамара была нашим проводником, советчиком и кормилицей. С задачей она великолепно справилась.

Соломбала, как прояснила артистка, это один из островов, на которых располагается город Архангельск. Как раз там, в премилом пансионате «Меридиан», и разместились липецкие актёры. Название «Соломбала» произошло от сочетания двух саамских слов: «суоло» — остров и «ломпь» — болото, что означает болотный остров. Окончание «ла» в языках финской группы указывает на поселение. Такая этимология связана с происхождением этноса, исконно обитавшего на этих землях. Традиционно считается, что поморы – потомки новгородцев, селившиеся на побережье Белого и Баренцева морей, но прослеживаются здесь и финно-угорские корни.

Остров Соломбала – исторический район Архангельска, соединяющийся с центральной частью города Кузнечевским мостом. Раньше остров называли Адмиралтейской слободой, потому что именно на этом месте в 1693 году Пётр I решил основать адмиралтейство. Пет¬ру I на набережной Северной Двины воздвигнут памятник. И я готов биться об заклад, что все вы хорошо знаете, как он выглядит. По крайней мере, те из вас, кто когда-либо держал в руках пятисотрублёвую купюру. Да-да, тот самый Пётр. Впрочем, на деньгах император выглядит грандиозней, значительнее, чем в реальности. Как воскликнул наш народный артист Михаил Леонидович Янко, когда липецкие актёры отправились посмотреть знаменитую достопримечательность: «Разве это Пётр? Вот у нас – Пётр так Пётр, ни чета этому!». Действительно, изваяние на архангельской набережной раза в три уступает по величине и пафосу липецкому – тому, который гордо шествует на городской пляж.

Вообще памятников и всевозможных постаментов в Архангельске – хоть отбавляй. Например, есть памятник тюленю. Удивлены? Дело в том, что в период пусть и не такой продолжительной, как в Ленинграде, но всё же оккупации во время Великой Отечественной войны многие жители спаслись только благодаря этим морским животным. Памятник так и называется – тюленю-спасителю. На торжественном открытии в 2010 году собралось много ветеранов и тружеников тыла – с цветами в руках и со слезами на глазах. Именно им тюлень помог выжить. Мясо и жир этих животных, которых добывали в Белом и Баренцевом морях, предотвратили гибель от голода тысяч людей. Причём не только в Архангельске, но и блокадном Ленинграде, куда их мясо доставляли по Дороге жизни через замёрзшее Ладожское озеро. Тюлень, по свежему городскому преданию, принесёт счастье, если потереть его нос. Нос уже лоснится и блестит – сам видел.

Или стелла на мысе Пур-Наволок, отмечающая место основания города. Здесь в 1584 году указом царя Ивана Грозного была возведена мощная крепость, давшая начало Архангельску. Или один из последних «Ильичей», установленных в стране – тогда, когда повсюду памятники Ленину уже начали сносить.

Один из самых забавных и привлекательных артефактов скульптурного творчества в Архангельске установлен на местном «Арбате» – пешеходном проспекте Чумбарова-Лучинского. Это – внимание! – памятник архангельскому мужику Сене Малине, оседлавшему налима. Залихватский бородатый гражданин в шапке-ушанке и тулупе верхом на огромной рыбине – ну и ну! Оказывается, это памятник герою сказок Степана Писахова, который остроумные архангелогородцы открыли в день празднования 425-летия своего любимого города. Степан Писахов – знаменитый писатель, художник, этнограф, на весь мир прославивший Архангельск и поморцев в своих неподражаемых сказках. Писахов нашёл удачный образ рассказчика – Сеня Малина из деревни Уймы, от лица которого и повёл повествование во всех своих сказках. Бронзовый памятник самому Степану Писахову стал первым, установленным в 2008 году на реконструированном пешеходном проспекте Чумбарова-Лучинского. На этой улице, неизменно притягивающей туристов, помост раньше был деревянным. Несколько лет назад городские
власти вымостили тротуар плиткой, что несколько поубавило колорита, по словам местных жителей. Впрочем, дома остались в первозданном виде: исторически значимые деревянные жилища специально свозили сюда в первозданном виде.

Деревянные дома… Вообще это первое, что привлекает взгляд, когда оказываешься в Архангельске. Они буквально повсюду. Старые, но мощные. Большинству из них много десятков лет: строили поморы обиталища для своего неласкового климата на века. Причём постройки предполагали особую конструкцию. Её целью было предотвратить утечку тепла, внутреннее гниение и снежные завалы. Оттого поморские жилища имеют высокую надстройку над фундаментом, в стенах есть специальные вентиляционные лючки, а окна чрезвычайно малы, относительно привычных для европейцев. К сожалению, повсеместно с деревянными срубами соседствуют свежие пепелища. Ни для кого не секрет, что дома часто специально поджигают, чтобы расчистить стройплощадки для современных кирпичных построек. Однако строительство в Архангельске бойким не назовёшь. Оттого и цены на жильё басно¬словные. При средней стоимости однокомнатной квартиры в пять-шесть миллионов рублей, её цена в престижном районе может доходить до десяти миллионов. Снять жильё – удовольствие тоже не из де
шёвых: «двушка» будет обходиться тысяч тридцать в месяц.

… и всё же Корелы

Продолжая тему жилья и деревянного зодчества, возвратимся всё-таки к Малым Корелам. Я отвлёкся и совсем забыл прояснить вам значение этого загадочного словосочетания. Впрочем сделал я это умышленно, оставив сладкое на десерт, ближе к концу первой главы нашего АрхТеатРомана. Чтением более утомлять вас не буду, а лишь сообщу то необходимое, что вам достаточно будет знать, рассматривая фотографии.

Малые Корелы – одна из главных туристических достопримечательностей Архангельска. Музей «Малые Корелы» – крупнейший в России Музей деревянного зодчества под открытым небом. Здесь, в 25 километрах от городской черты, на территории около 140 гектаров нашли своё пристанище более ста самых разноплановых строений: церквей, часовен, колоколен, крестьянских усадеб, мельниц, амбаров, построенных в XVI – начале XX веках. Все эти постройки попали в музей в разобранном виде, многие реставрировались, многие были собраны в первозданном виде.

Здесь часто снимают кино. Вот, например, совсем недавно закончились съёмки исторического фильма с Жераром Депардье в главной роли. Причём дом зажиточного помора сошёл для кинематографистов чуть ли ни за царскую резиденцию. Дома действительно поражают размерами. Среди экспонатов – крестьянские, купеческие избы, амбары, колодцы, изгороди. Всё, абсолютно всё – из дерева. А вот, скажем, ветряная мельница. Её устройство таково, что мельницу можно поворачивать вручную – при помощи длинного шеста в зависимости от направления ветра. Чудеса, прямо как в сказке Степана Писахова. А мы всё голову ломаем: как получить альтернативную энергию?

Так и ходили мы среди чудес, только-только прибыв в Архангельск, всё больше и больше погружаясь в странное состояние, близкое к ощущению полной трансцендентальности… Вечером после Корел нам предстоял просмотр спектакля тульской труппы в местном театре имени Ломоносова, где нашу «Смерть Ивана Ильича» мы показывали на следующий день… Но это совсем другая история…

… В продолжении которой вас ждут увлекательные и чудесные открытия, театральное закулисье, ночные гуляния и эксклюзивное интервью со Львом Дуровым. .

www.itogi.lpgzt.ru