Новости за 2014 год:

Архив по годам:

1

апр
2014

Липецкие актеры поют гимн по-японски

4 апреля на малой сцене Липецкого Государственного Академического театра драмы имени Л. Толстого состоится премьера новой постановки режиссера Сергея Бобровского «Академия смеха».

Автор пьесы Коки Митани — наш современник, очень популярный в Японии сценарист и драматург, имеющий также опыт киноактера. Его пьеса, которую сейчас готовят к сдаче в Липецке, вдохновляет театральных режиссеров не только на родине автора, но и во всем мире. В Сети можно найти и фильм по этому произведению - «Университет смеха».

В пьесе всего два действующих лица — цензор и драматург. Они друг друга катастрофически не понимают. Комедиографу необходимо, чтобы его пьеса была принята к постановке. А у цензора совершенно отсутствует чувство юмора. Тем более, времена беспокойные, Япония вступила в войну, и как можно допустить, чтобы публика хохотала, глядя как актер ползает по сцене, ловя свою упрыгивающую вставную челюсть?

Драматург богемно одет, лебезит и пытается задобрить представителя власти то сдобными булочками, то другими подношениями. Но даже от его подарков в жизни цензора нарастает абсурд: скворечник, подаренный театралом, карикатурно мал, а в него предстоит впихнуть огромного ворона, живущего в доме у официального лица. Ворон испугался тесного домика, а когда его освободили, он больно клюнул хозяйку дома в ухо и улетел. Все это было очень смешно, но цензор не понял юмора.

В свою очередь комедиограф получает от чиновника совершенно нелепое задание: переписать за ночь пьесу так, чтобы из пародии на «Ромео и Джульетту» сделать «Гамлета», причем, особо напирая на тему мести и возмездия. И ухитриться состряпать так, чтобы в текст уместно легла фраза «Боже, храни императора!» Причем, три раза.

Поначалу кажется, что дело зайдет в тупик, уж больно разные люди мучаются по сюжету от непонимания друг друга. Однако театральному бумагомараке удается со скрипом провернуть некое ржавое колесо, и в сознании цензора произойдет некая метаморфоза. Конец пьесы открытый и вполне позитивный.

С одной стороны, это очень японская история: о роли искусства в жизни, о свободе и несвободе, о борьбе понятий «хочу» и «надо».

Оба героя настоящие японцы. Цензор хранит самурайскую верность принципам. Сценарист — самурайское упорство.

Но то, что пьесу охотно ставят в разных странах, подтверждает интернациональность всех поднятых в произведении проблем. В каждой стране есть люди творчества и есть власть. И редко случается так, что у них одинаково устроены мозги.

Роль строгого цензора исполняет Народный артист России Михаил Янко, в образе драматурга  выступает актер Владимир Борисов.

- Задача у актеров непростая: им предстоит удерживать внимание зрителей вдвоем — это почти как моноспектакль, только в паре, - комментирует режиссер Сергей Бобровский. - И все сцены очень статичны: и свет и сценическое движение. Например, Михаилу Леонидовичу Янко большую часть пьесы придется сидеть за столом. К тому же оба испытывают сложную текстовую нагрузку, например, им придется по ходу действия петь по-японски военный гимн.

Главный режиссер театра замечает: пьеса Коки Митани пришлась ему по душе не только потому, что она действительно смешная, но и потому, что ее сюжет будет актуален во все времена.

- Нужна ли в искусстве цензура? Конечно нужна! - считает Сергей Бобровский. - Несмотря на то, что художнику необходима свобода, абсолютной она быть не может. В ситуации с закрытием телеканала «Дождь» я, наверное, на месте власти поступил бы так же. И даже свободный художник должен иногда задавать себе вопрос: с кем я как гражданин? Когда я задумал поставить «Академию смеха», в Украине было еще все спокойно, и, наблюдая за развитием событий, я был удивлен, насколько наш спектакль получается злободневным.

До конца театрального сезона ЛГАТД им. Толстого порадует еще как минимум двумя премьерами. На середину апреля назначена сдача детской сказки «Молодильные яблочки».

Чуть позже репертуар пополнится постановкой по какой-нибудь из пьес А. Островского. Однако выбор произведения русского драматурга-классика Сергеем Бобровским еще не сделан.

www.gorod48.ru