Статьи за 2011 год:

Архив по годам:

Зарисовки по Чехову

"ЛГ: Итоги недели" от 06 июня 2011 года

Смею предположить, что для большинства театралов, хорошо знающих историю липецкой сцены, словосочетание «Мелиховская весна» – не пустой звук. Так называется международный театральный фестиваль, который традиционно проходит в усадьбе Антона Павловича Чехова в подмосковном селе Мелихово.

Самая первая «Весна», как известно, пришла туда вместе со спектаклем Липецкого государственного академического театра драмы имени Льва Толстого в 1982 году. С тех пор наши актёры – самые желанные гости в этом живописном месте. В нынешнем году труппу в поездке сопровождал журналистский десант «Итогов недели».О превратностях капризной подмосковной погоды и, собственно, представленном в Мелихово спектакле «Моя жизнь» мы писали в прошлом номере журнала – по горячим следам. Сегодняшний же рассказ будет в большей степени посвящён непосредственно литературно-мемориальному музею-заповеднику Чехова и его окрестностям. Ведь, в конце концов, театралы о «Мелиховской весне» пусть и слышали, но вряд ли многим там посчастливилось побывать лично. Вот мы и восполним этот пробел своими – весьма и весьма яркими – впечатлениями.

Мизансцена

Древнее село Мелихово – это совсем чуть-чуть не доезжая от Липецка до МКАД, порядка пяти-шести часов на автобусе. Пункт назначения, как можно догадаться, находится неподалёку от города Чехов. Но разместились мы с коллективом театра не в самом Мелихово или Чехове, а на укромно притаившейся в леске базе «Звёздочка» с уютными корпусами и навевающей смутные воспоминания о пионерском детстве столовой. Разведка на местности показала, что стратегически пансионат очень удобен в качестве отправной точки для вылазок во всех направлениях. Музей-заповедник буквально в десяти минутах езды, неподалёку раскинулось село Талеж, а за забором – дивный водоём. В первый вечер проникаться чеховским духом было решено именно близ водной глади – с кострами и разговорами. А на следующее утро после гречневой каши с молоком и чая труппа в полном составе устремилась на Талежский источник.

Путь лежал по асфальтированной просёлочной дороге через наполняющиеся майскими соками поля с раскиданными тут и там солидными дачными угодьями. Поминутно нас обгоняли автомобили – большинство с московскими номерами, но много и из других регионов. Когда по курсу, указанному дорожным знаком «Святой источник преподобного Давида», забрезжила приличных размеров стоянка-парковка, заполненная автобусами и легковушками, причина интенсивного дорожного траффика прояснилась. Все ехали туда же, куда и мы.

Источник преподобного Давида в селе Талеж Чеховского района является подворьем Вознесенской Давидовой пустыни – мужского монастыря, находящегося в тридцати километрах в посёлке Новый Быт. На огороженной, охраняемой территории – Святой источник, над которым возвышается часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», храм-часовня во имя преподобного Давида, звонница, две купальни – мужская и женская, беседка и дом священника. Сразу возникают ассоциации с Задонском. Только Талежский источник более самостоятельный, самоценный, автономный, хорошо спланированный лесопарковый комплекс.

Попадая туда, оказываешься в некоем отрешённом, тихом, шелестящем листвой зелёном оазисе, который, как ни странно, можно сравнить с японским садом. Величественная, лаконичная, бессловесная и безупречная красота. Гармония эстетического и духовного, земного и небесного.

Преисполнившись благолепия, все, не сговариваясь, отправились совершать омовение в бодрящих прохладой водах купален. На лицах заиграли улыбки, а мокрые волосы заблестели в солнечных лучах.

Усадьба

Рядом со входом в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Антона Павловича Чехова в Мелихово не менее людно, чем на источнике. Много детей, много взрослых. Минуя проходную, попадаем на землю, принадлежавшую веком ранее русскому литературному гению. Тут же видим и его самого – на центральной лужайке посреди аккуратно постриженных газонов – памятник Антону Павловичу. Осматриваемся: прямо – концертно-выставочный зал, дальше угадываются более старые здания, садик, пруд. А вот подоспел очень полезный нам человек – пресс-секретарь музея, многофункциональный административный вихрь и просто очаровательная девушка Юлия Балабанова. Она и выступает в качестве экскурсовода по чеховскому имению.

– Единственная историческая постройка, сохранившаяся в первозданном виде, – это гостевой флигель, где как раз и была написана пьеса «Чайка», – объясняет Юлия. – Остальные сооружения претерпели некоторые модификации и нуждались в пошаговом восстановлении. Хотя сегодня усадьба имеет примерно тот же вид, что и сто лет назад. Сохранилось много вековых деревьев, сад, где весной цветут вишни и яблони. Около дома писателя, как и при его жизни, разбит огородик. Антон Павлович гордо именовал этот клочок земли «Юг Франции», так как выращивал здесь редкие южные растения. Он был мастером придумать названия буквально для каждого уголка поместья. Например, «Наивный двор» – это хозяйственные строения: амбар, погреб, скотный двор и конюшня. Там, в сторонке – «Амбулатория». А не так давно, по иронии, скотный двор преобразился в «Театральный двор», который теперь оборудован под постановки. Обратите внимание: на пруду, из-за своего малого размера наречённом «Аквариумом», – специальные понтоны. Это декорации для летнего спектакля «Дуэль» нашего Мелиховского театра «Чеховская студия». Первый акт играют на воде, а потом перемещаются как раз на «Театральный двор». Кстати, этот проект – часть целой программы, рассчитанной на весь день. Сначала посетители знакомятся с усадьбой, а потом начинается «Дуэль», и зрители уже вместе с исполнителями перемещаются по территории. Ну а вечером, под занавес можно пройтись по «Аллее любви». Она, пожалуй, воплощает собой главный миф Мелихово, ведь по преданию там исполняются сокровенные сердечные желания. Во времена Чехова там частенько видели под густыми кронами деревьев влюблённых в него барышень, которых остроумный писатель прозвал «Антоновки». Поделюсь секретом: загаданные на аллее желания действительно сбываются, но только один раз. Проверено на себе. Амурными историями это место вообще славится. И липецкий театр здесь тоже замешан. Удивлены? Дело было так. Несколько лет назад к нам пожаловала пара – муж и жена, и вот по какому поводу. Им во что бы то ни стало хотелось попасть на спектакль именно вашей труппы, но свободных мест уже не осталось. Впрочем, на липецкую драму всегда очередь, билеты разлетаются в считанные дни. Казалось бы, сходите на другую постановку, и дело в шляпе. Но нет! Только Липецк, непременно Липецк! Выяснилось, что таким образом семейство намеревалось отметить юбилей бракосочетания. А познакомились эти мужчина и женщина… Правильно! На представлении липецкого академического в одну из прошедших «Мелиховских вёсен»! Мы, естественно, пошли навстречу и организовали два дополнительных приставных сиденья – чета была просто на седьмом небе от счастья. Великая сила искусства!

Дом Чехова и другие его обитатели

Пока у наших артистов шла репетиция и подготовка к вечернему действу, мы продолжили исследовать чеховские владения. И, разумеется, не преминули заглянуть в главную мелиховскую «резиденцию» – дом, где жили Чеховы. Там нас поджидала главный хранитель музея-заповедника Ксения Абрамовна Чайковская. Эта степенная и улыбчивая дама, осенённая более чем известной фамилией, отдала работе в Мелихово сорок лет своей жизни. Поистине большой удачей было познакомиться с Ксенией Абрамовной, ведь она знает про усадьбу, кажется, абсолютно всё. Мы приняли «вахту» у съёмочной бригады телеканала «Культура», и Чайковская терпеливо принялась заново посвящать очередного журналиста в таинства, тонкости и легенды. Было видно, что сей процесс доставляет ей настоящее удовольствие. Подобно тому, как, должно быть, не надоедает оперному певцу его «коронная» ария или священнослужителю – молитва.

Нас провели по дому, показали каждую из многочисленных комнат, объясняя предназначение того или иного предмета обстановки и сопровождая каждый экспонат интереснейшими комментариями и подробностями судеб его прежних обладателей. Знаете, зачастую подобные музеи выглядят довольно-таки уныло, нафталиново, «экспозиционно выверенно». Дом Чеховых – наверное, первый, действительно поразивший меня лично до глубины души. Вы просто не представляете, насколько живо всё это выглядит сегодня! Какое неслыханное количество оригинальных предметов сохранено в интерьере! Как будто в дорогущем мосфильмовском кино про конец XIX века, только лучше. Насколько весь тамошний антураж на самом деле не напоминает священную гробницу, то есть, пардон, музей! Кажется, что люди, обитающие в этих стенах, просто отошли в сад прогуляться и вот-вот вернутся.

Множество семейных фотографий на стенах, подлинники Левитана, Поленова, Браза… Портрет Льва Николаевича Толстого на самом видном месте в рабочем кабинете Антона Павловича Чехова. Куча обаятельных мелочей, старинных книг, фарфоровая посуда, которой сервирован большой обеденный стол, кресло-качалка у камина... Хочу поделиться любопытным наблюдением. Направляясь в усадьбу, рассчитываешь увидеть громадные залы, богатое убранство. Как в художественных лентах. Оказалось, мелиховский дом Антона Павловича отнюдь не из этой серии. Что, надо сказать, чрезвычайно прибавляет ему в какой-то невыдуманности, в хорошем смысле слова – приземлённости. Все жилые комнаты, спальни, за исключением, пожалуй, гостиной, столовой и кабинета, не сказать чтоб уж совсем крохотные, но и просторными их язык не повернётся назвать. Притом они полны разнообразными предметами, явно приобретёнными семьёй в разные годы, но сохранёнными. Стиль дома в целом выдержан в довольно эклектичной манере, что как раз изрядно оживляет пространство. Слышатся и отголоски модерна, и венские стулья, модные в ту эпоху, наличествуют наравне с резными буфетами. Как рассказывала нам Ксения Абрамовна Чайковская, к сороковой годовщине со дня кончины Антона Павловича (1944 год) от дома практически ничего не осталось, он стремительно разрушался. И его спасением мы обязаны Марии Павловне Чеховой – сестре писателя. В фондах музея хранятся детальные описания каждой из комнат, чертежи и зарисовки, сделанные Марией Павловной по памяти: вот здесь был рояль, тут столик с зелёной лампой, картина висела в этом углу… К восстановлению приступили лишь в 1957 году. Зато сегодня на стенах даже обои такие же, как были при Чеховых.

«Ах, если бы у меня был театр…»

По праву главным событием в музее-заповеднике считается «Мелиховская весна», хотя регулярно отмечаемых дат в календаре музейных мероприятий, конкурсов и фестивалей наберётся ещё почти полтора десятка. И всё же – дань литературному и драматургическому таланту классика отдают именно театры. «Ах, если бы у меня был театр…» – писал Чехов. Антон Павлович, он, наконец, есть у вас!

В 2006 году на базе Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Антона Павловича Чехова был создан профессиональный коллектив Мелиховский театр «Чеховская студия». Художественным руководителем стал режиссёр Владимир Григорьевич Байчер. Труппа, по сути, не имеет аналогов: она единственная в России функционирует при музее. При этом уже активно выезжает на гастроли, сотрудничает со многими приглашёнными актёрами. В репертуаре – кто бы мог подумать? – естественно, преобладают пьесы Чехова. Хотя и Пушкин уже был и ещё будет.

– Сейчас мы решили Антону Павловичу дать немного от себя отдохнуть, – признаётся исполнительный директор театра Дарья Салмина. – Идёт работа над двумя новыми постановками, и это не чеховские вещи. Хотя мы пропитаны Чеховым. Когда живёшь в этих местах неделями, чувствуешь этот дух, энергия начинает буквально пронизывать тебя. И, конечно, играть в чеховском имении его же пьесы, причём используя усадьбу как декорацию, – это дорогого стоит.

«Чеховская студия» открыла нынешнюю «Мелиховскую весну» оригинальной версией «Дуэли», где пруд «Аквариум» играл роль Чёрного моря. Традиционную «Чайку» представила Государственная филармония Санкт-Петербурга для детей и юношества. Россия, Украина, Словения, Польша – таков был интернациональный состав фестиваля. И, конечно, Липецк. Когда-нибудь актёры, которые давно работают в липецком театре и помнят зарю «Вёсен», как, скажем, народный артист России Михаил Леонидович Янко, напишут в своих мемуарах и про двенадцатый по счёту фестиваль. И у него будет свой эмоциональный окрас, своё значение, свой вес. Просто должно пройти время. Оценить сейчас масштаб произошедшего события, степень успешности нашей постановки сложно, да и не стоит, наверное. Слишком свежи пока воспоминания. Необходимо дать памяти срок самой выбрать и сохранить лучшее. До следующей весны, думаю, переосмыслить успеем. А пока – с 90-летием, театр!

Роман Хомутский

Другие публикации: