Статьи за 2011 год:

Архив по годам:

Сергей Бобровский: «К сезону готов!»

"ЛГ: Итоги недели" от 29 августа 2011 года

Летний зной позволяет нам немного отвлечься от усердно потребляемой в течение всего года духовной пищи. О ней, с переходом на подножный корм с приусадебных участков и на дыни с арбузами с южных полей, на время как-то забываешь. Но голод с приближением осени усиливается, и мы стремимся в учреждения культуры с одним лишь вопросом: "Какое меню готовят нам на грядущий сезон?"

Сегодня планами на ближайшее полугодие делится главный режиссёр Липецкого академического театра драмы имени Льва Николаевича Толстого Сергей Бобровский

– Новый сезон принёс некоторые изменения в составе труппы. Весной трагически ушла из жизни одна из наших ведущих актрис Ольга Мусина, прекратил сотрудничество с театром Борис Комков. Оба были активно задействованы в спектаклях, поэтому в данный момент ведётся работа по вводу других артистов на освободившиеся роли. Слава Богу, выбирать есть из кого. Ряды пополнили выпускники РАТИ ГИТИС последнего выпуска: Анастасия Абаева, Евгения Полехина, Евгений Платошкин, Евгений Власов, Дмитрий Ключников, а также выпускница колледжа искусств Лилия Очкасова. С их участием мы уже успели приготовить спектакль, премьера которого ожидается на малой сцене. Название пьесы звучит не особенно академично – «Чморик», но вещь сто/ящая. Она принадлежит перу востребованного современного драматурга Владимира Жеребцова. Крепкая, уверенная постановка получилась. На самом деле её уже показывали ограниченному кругу зрителей, и ввиду весьма благожелательных отзывов решено было затеять официальную премьеру. Это армейская история, действие разворачивается в казахских степях. Жизненно, где-то драматично, где-то смешно. Но притом чисто, доступно, о людях и для людей. Я рад, что ребята пришли в наши стены с таким багажом, а не с пустыми руками. В качестве своеобразной творческой заявки работа очень ценна и для самих молодых артистов, и, естественно, для зрителей.

Уже сейчас, не успел коллектив вернуться из отпуска, полным ходом идут репетиции мольеровского фарса «Лекарь поневоле», с которого мы и рассчитываем стартовать 30 сентября. Спектакль интересен и привлекателен, прежде всего, участием в нём в качестве постановщика режиссёра из Санкт-Петербурга Искандэра Сакаева. Он уже успел отметиться в нашей области успешным проектом. Я сейчас имею в виду мольеровский же «Тартюф», сделанный весной в елецком театре «Бенефис». Между прочим, с нашим гостем договорённость о сотрудничестве была заключена ещё два года назад, но как-то не складывалось. И вот, наконец, этот чародей работает на нашей сцене. Особенность его подхода состоит в создании бурного, деятельного, азартного движения, особой пластики, меняющей традиционное представление о языке театра. Метод называется биомеханика. Искандэр давно специализируется в данной области и провёл серию тренингов, призванных подготовить липецких актёров к непривычному для них формату игры. Могу сказать, со стороны процесс выглядит очень энергоёмким, требующим значительных физических усилий. Приятно то, что артистов поставили в новые условия, заставили их трудиться, потеть и худеть. Конечно, от моих медитативных и психологичных постановок «Лекарь...» отличается кардинально. Я искренне рад, что вижу совершенно иной театр в исполнении одних и тех же людей. Надеюсь, также, что подобный опыт будет полезен не только коллективу, но и придётся по душе постоянным зрителям. Делать какие-либо предсказания пока преждевременно, но я предвкушаю успех. Интрига ещё и в том, что Сакаев доселе нигде эту пьесу не ставил. Один акт чистого куража.

Что касается собственных задумок. Я продолжаю начатую ещё весной работу над пьесой «Отель двух миров» культового автора Эрика-Эммануэля Шмитта. По его сценариям снимается много кинокартин, по всему миру ставят театральные вещи. Помимо драматургии он занимается поэзией, пишет много хорошей прозы. «Отель» – фантастическое действие, происходящее между небом и землёй. Все герои, кроме некоего Доктора С., находятся в коме. Оригинальный ход, не правда ли? Персонажей немного, но пьесу я представляю только на большой сцене, хотя она сгодилась бы и для малой. В противовес «Лекарю поневоле» спектакль не столь подвижный, сосредоточен на крупных планах. Но при этом обладает колоссальной внутренней интенсивностью. Несмотря на нетривиальный сюжет, речь идёт о вполне земных материях, препарируются всё те же вечные ценности. Мы не спешим, постановку планируется выпустить ближе к середине ноября.

Ещё один необычный проект, о котором хотелось бы упомянуть. Это пьеса «Комната невесты» Валентина Красногорова. Тоже известный драматург, которого ставят и в Европе, и даже в Японии. Познакомим липчан с его творчеством. Занят весь женский состав труппы – шестнадцать человек. Мужские роли отсутствуют как таковые, этакий женский паноптикум. Разудалая комедия. Форма немного не моя, поэтому режиссёрские полномочия торжественно передали Николаю Петровичу Чебыкину. Премьеру надеемся представить к середине ноября.

Переходим к самому вкусному. В связи с началом сезона невозможно пройти мимо наших традиционных липецких театральных встреч. Очередное посвящение Льву Николаевичу Толстому запланировано на середину октября. «Лев Толстой в движении эпох. Темы. Мотивы. Герои» – так звучит лейтмотив фестиваля в нынешнем году. Предложил его один из активных участников и организаторов встреч Виталий Борисович Ремизов – виднейший специалист по Толстому и директор Государственного музея его имени. Само собой, запланирована научно-практическая конференция с массой гостей под предводительством самого Ремизова. Вполне возможно, что Виталий Борисович в очередной раз изобретёт оригинальную форму проведения семинаров, и гостям предложат не только научные доклады, но и разнообразные медиасюрпризы, как в прошлом году. Ожидаем несколько отличных театральных трупп из России, а также, возможно, и из зарубежья. Секретов раньше срока открывать не станем, так как боимся сглазить. Но будет и современная драматургия, и обязательно классика. Предполагаю, что встречи вызовут обычный для них ажиотаж. Следите за дальнейшей информацией!

И последняя новость, не относящаяся напрямую к открытию сезона, но от того не менее приятная. В сентябре в Швейцарии будет проходить фестиваль русско-швейцарской дружбы. Какое отношение это имеет к Липецку? Давняя знакомая нашего театра из Швейцарии Людмила Майер-Бабкина, ставившая на липецкой сцене «Прекрасное воскресенье для пикника», выступила с такой инициативой: сделать по мотивам русских и швейцарских народных сказок инсценировку на немецком языке. Русских в постановочную группу Майер-Бабкина отбирала сама и остановилась на давно известных ей липецких артистах – Алевтине Коваленко, исполнявшей одну из главных ролей в «Пикнике», и Владимире Борисове. Пока все нормальные люди предавались летнему отдыху и увеселениям, наши герои в поте лица осваивали премудрости немецкого языка и учили роли. Не без нервов со второго раза получили визы, и... 19 августа Маша и Медведь (а именно такие персонажи достались Коваленко и Борисову) ступили на землю Швейцарии. Людмила Майер-Бабкина высоко оценила старания русских актёров, очень хвалила их усердие в овладении ролями. Наши ребята без особых проблем влились в интернациональную труппу. Благо, на русском объяснялись ещё несколько человек. Репетиционный процесс сейчас в завершающей фазе. Восемь спектаклей должны состояться с 1 по 11 сентября в Базеле, Берне и Цюрихе. Символично, что первое представление будет показано в зоопарке, том самом, где обитают двое медвежат – Маша и Миша, переданные в дар Швейцарии президентом Дмитрием Медведевым. Возможно, что сказку увидят и липецкие детишки, так как Людмила Майер-Бабкина любезно предложила использовать инсценировку в нашем театре: текст написан и на русском языке.

Роман Хомутский

Другие публикации: