Статьи за 2012 год:

Архив по годам:

Два часа "в захудалом городишке"

Газета "Золотой ключик" от 13 ноября 2012 года

Удивительно, как в одном здании Липецкого академического театра драмы имени Льва Толстого умещались три мира?

Первый – мир искренних детских лиц. Они морщили носы, чтобы не заплакать, когда индеец Джо убил молодого доктора. Хихикали, видя, как Том Сойер милостиво позволял мальчишкам красить забор. Хохотали во весь голос над «научным» способом избавления человека от бородавок, который придумал Гек Финн.

Второй мир был маленьким и одновременно огромным. Всего этак на пятистах квадратных метрах находились «захудалый городишко» на реке Миссисипи и все его жители. Здесь уместился и островок, где три отчаянных пирата прятались от взрослых. И запутанная пещера, в которой заблудились мальчик и девочка…

Равнодушный зритель, пожалуй, сейчас возразил бы: какой городок? Деревянная коробка с окнами, а на её потолке – палуба корабля. Шесть скамеек, превращающиеся то в забор, то в плот, то в надгробные памятники кладбища. Но я недаром написала «возразил бы». Потому что в первом мире, который морщил носы, хихикал и хохотал, не было равнодушных. И оттого ребята-зрители так хорошо понимали третий мир – мир странных людей. На сцене эти люди жили жизнью «захудалого городишки». Тётя Полли трепала Тома за ухо, скрывая невольную улыбку. Мистер Доббинс поднимал свою трость, собираясь «воздать мальчишке по возмездию». Мефф Поттер сидел в тюрьме, считая себя преступником…

Но, едва кончалась сцена и возникало «закулисье», жители городка становились другими, будто начинали играть новую пьесу. Они суетились, забывали свои акценты и спрашивали друг друга о самочувствии.

Зрители, конечно, видели только первую половину странного мира – сцену. А о второй только догадывались. Но вернёмся к спектаклю.

Был в мире странных людей особенно странный человек: и актёр, и герой произведения, и одновременно его автор. Да-да, в спектакле участвовал сам знаменитый Марк Твен, «человек с сердцем ребёнка и головой мудреца»!

ВИДИМЫЙ-НЕВИДИМЫЙ

Поначалу это показалось странным. Зачем автору следить за героями написанной им книги? Он и так знает каждый их шаг и поступок. Но вскоре стало ясно, что всё правильно. Писатель придумал сюжет: живёт в городишке отчаянный проказник Том Сойер. Тётя в наказание заставила его красить забор. Том уныло взялся за дело, а потом придумал гениальный выход: сделал так, чтобы мальчишки сами захотели покрасить забор вместо него. «Чтобы заставить человека чего-нибудь сильно желать, достаточно уверить его, что мечта очень трудно достижима». Том избежал работы и стал богачом. Но одному ли ему пригодятся эти богатства? Нет, Марк Твен тоже не прочь, к примеру, покататься на лошадке. Что и сделал прямо на сцене под общий восторг зрителей.

Интересно: в спектакле Марк Твен был то видимым, но невидимым для остальных жителей городка. Очень мудро. Ведь писатель, придумав какой-то эпизод, порой теряет власть над своими героями. Мог ли Том, к примеру, не заступиться за Бекки, когда её собирался наказать учитель? Не мог, иначе это был бы не Том Сойер, а совсем другой мальчишка. Вот и вышло, что этот сюжет продиктовал не писатель Тому, а Том писателю. Потому в тот момент Марк Твен мальчишке и не виден.

Зато, когда шёл суд над Меффом Поттером, писатель выступил его защитником. Именно он привёл свидетелей: Тома и Гека. А не вмешайся Твен, всё могло бы обернуться иначе…

КТО ЕСТЬ КТО

Окончилось первое действие, и я поспешила в фойе, чтобы посмотреть на портреты актёров театра на втором этаже. Уж очень хотелось увидеть вторую половину странного мира. Я попробовала угадать, кто есть кто.

Тома нашла сразу: с портрета на меня весело смотрел Александр Скачков. Сразу стало ясно, что актёр – человек весёлый, энергичный и общительный, как персонаж Марка Твена.

Гекльберри Финн – Егор Корнев – тоже узнаваем. И в обычной жизни похож на своего персонажа. Вообще, это удивительное актёрское трио: не забудем о Джо Харпере – Владимире Александровиче Юрьеве. Настоящие мальчишки, даже не подумаешь, что актёрам уже за двадцать пять. А сколько весёлых находок! В повести, к примеру, Том объявляет учителю, будто сам испортил книгу. А на сцене он подскочил к мистеру Доббинсу, выхватил у него из рук страницу и… съел под всеобщее оханье зрителей.

Однако вернёмся в антракт, к портретам. Тщетно я искала Марка Твена. Буквально проштудировала каждый портрет. Вспомнила яркие эпизоды из жизни писателя. Невероятно везучий, он выходил сухим из воды в самых опасных ситуациях. Без единого доллара Сэм Клеменс (это настоящее имя Марка Твена) исколесил половину земного шара. В Филадельфии заступился за приятеля, и хулиганы избили его так, что тело Сэма напоминало «Лиссабон после землетрясения». Выжил! На золотых приисках спустился в шахту, поджёг шнур со взрывчаткой, и его забыли вытащить. Тогда молодой старатель достал нож и перерезал горящий шнур в дюйме от заряда.

На золотых приисках «застолбил» себе участок, а потом продал. Новый же хозяин нашёл там серебряную руду – на миллионы. Но случись иначе, стань Марк Твен богачом – не написал бы он ради куска хлеба своей первой заметки. Не сочинил бы бессмертных книг.

Тщетно искала я сходство с писателем на портретах. Его не было. Прозвенел звонок.

ПОХОЖИЕ РАЗНЫЕ ЛЮДИ

Спектакль шёл два часа – довольно долго для юных зрителей. Но внимание их не угасало ни на минуту. Ведь в зале, как вы помните, не было равнодушных.

А после спектакля я поспешила за кулисы и попросила заведующую литературной частью, Елену Викторовну Борисову, познакомить меня с Марком Твеном. Из программы я уже знала, что актёра зовут Владимир Борисов.

Он ещё не успел снять грим, и я всё время ловила себя на мысли, что хочу спросить Владимира Николаевича, не жалеет ли он о том миллионном участке с рудой.

– Отлучусь на минуточку, – сказал актёр. – Сниму свои волосатости. Сейчас появлюсь без грима.

Ребята, дорогие! Ко мне вышел совершенно другой человек, молодой и красивый.

– Это вы? – только и смогла сказать я.

Видимо, Владимир Николаевич понял моё состояние. И сам рассказал о себе.

Будущий актёр родился на Урале. Рос мальчишкой почти примерным – шалил лишь изредка. Об актёрской профессии не помышлял. Отслужил в армии, стал работать на производстве. Однажды друг позвал Владимира «за компанию» поступить в Новосибирское театральное училище. Борисов спел на экзамене строевую песню – и его зачислили. Позже стал актёром Новосибирского театра.

В 2009 году Владимир Николаевич по приглашению главного режиссёра Липецкого академического театра драмы Сергея Александровича Бобровского приехал в Липецк. И вскоре произошёл такой случай. Шёл спектакль «Женитьба» по Гоголю. Зрители аплодировали купцу Старикову и не догадывались, что артист Борисов подготовил эту роль всего за одну репетицию, так как прежний актёр в силу уважительных причин играть не мог…

Словом, вы уже поняли, дорогие ребята, что у Марка Твена и Владимира Борисова много общего. Вот и думайте, что объединило в тот день три мира: искусство писателя Марка Твена или талант актёров?..

Другие публикации: