Статьи за 2009 год:

Архив по годам:

Обыкновенные режиссёрские истории Сергея Бобровского

"ЛГ: Итоги недели" от 28 сентября 2009 года

Какие премьеры ждут липчан в новом театральном сезоне? Наши встречи с главным режиссёром Липецкого академического театра драмы имени Льва Толстого Сергеем Александровичем Бобровским накануне открытия театрального сезона уже можно смело называть традиционными. В прошлом году, когда Бобровского только-только утвердили на пост, «Итоги недели» одними из первых представили его зрителям в рамках большого откровенного интервью.

Тем приятнее, что в преддверии 1 октября, когда будет показан премьерный спектакль «Обыкновенная история» по роману И. Гончарова, Сергей Александрович делится эксклюзивными подробностями «закулисной» жизни Липецкого академического именно с аудиторией нашего издания.

Охотно рассказывает Бобровский о своей последней работе. Постановку удалось претворить в жизнь благодаря совместным усилиям Министерства культуры России, Союза театральных деятелей РФ  и Липецкого академического театра. И несмотря на то, что сам режиссёр деликатно избегает высоких эпитетов относительно своего детища, стоит признать – таких грандиозных проектов академический театр еще не осуществлял. «История» окружена массой интригующих подробностей. Начать хотя бы с того, что художественным руководителем постановки стал патриарх классической русской сцены народный артист России, лауреат Государственной премии России и Международной премии им. К.С. Станиславского Леонид Ефимович Хейфец, в своё время преподававший Бобровскому премудрости режиссёрского ремесла в знаменитом Щукинском училище. Сергей Александрович признаётся:

– Мне было достаточно всего одного слова Леонида Ефимовича относительно сценографии «Женитьбы», которую труппа готовила в прошлом сезоне. По мнению моего учителя, декорации были чересчур «избыточны». Эта «избыточность» буквально впилась мне в мозг и заставила пересмотреть взгляд на пьесу. Конкретных разговоров относительно «Обыкновенной истории» у нас с Хейфецем практически и не было. Однако его опыт предыдущих постановок по Гончарову оказался чрезвычайно полезным. Понимание текста, чутьё и невероятная способность говорить об исключительно важных вещах между строк, присущие маэстро, – вот что помогло мне найти правильный способ взаимодействия с артистами, посмотреть на персонажей под необычным углом, уловить тонкие оттенки и расставить верные акценты.

Для меня эта «История» настолько длинная, как будто ставил я её полжизни. Замысел возник ещё в августе прошлого года, когда я встречался со своим давним приятелем, однокурсником Михаилом Смоляницким. Это талантливый сценарист, давно работающий в кино. Над текстом пришлось работать очень обстоятельно, многократно перекраивая его, отсекая ненужное. Только к февралю-марту сценарий приобрёл оптимальную форму и адекватный объём. В последней редакции текст был урезан на треть, чтобы уложить действие в приемлемые временные рамки, и всё равно продолжительность спектакля составила три с четвертью часа! Тем не менее постановка получилась динамичной, стремительной, зрителю не придётся зевать. Отчасти мы обязаны этим «киношной» закалке Смоляницкого: его своеобразное «полиэкранное» видение материала удачно транспонировалась и на театральный язык. Воплотить богатую сценарную фактуру на сцене здорово помог мой коллега по Новосибирскому театру «Глобус» художник-постановщик Евгений Лемешонок. Мы пришли к очень простому, но в то же время эффективному сценическому решению: картины не сменяют одна другую, – и это существенно экономит время, – но при этом представление происходит сразу в нескольких плоскостях.

Предпремьерный показ спектакля состоялся в конце прошлого сезона и имел шумный успех. Завлит театра Пётр Иосифович Чередниченко рассказывает о своих впечатлениях от увиденного в исключительно превосходных выражениях:

– Действие спектакля выплёскивается за рампу сцены и частично проходит среди публики... Под купол зрительного зала взмывает бумажный змей... На сцене патриархально-идиллическая картина дворянской помещичьей усадьбы имения Адуевых с сонмом полуспящей дворни сменяется  каменным монолитом  холодного столичного Петербурга XIX века с целой чиновничьей  ратью бесчисленных казённых служащих разного ранга и сословия... Особого внимания и описания заслуживают сцены азартного картёжного угара неистовых  столичных чиновников, буйных литературных фантазий Александра Адуева с дикими североамериканскими индейцами, бесшабашного загула и кутежа  молодого барина в российской столице и последующего его мучительного лечения от запойного недуга, бесконечные и бесплодные его ухаживания за молодыми барышнями и богатой вдовой Тафаевой, и, наконец, полное драматизма возвращение в родовое имение... Такого наши подмостки ещё не видывали!

Режиссёр-постановщик добавляет:

– В условном пространстве дореволюционного Петербурга можно усмотреть универсальную общечеловеческую цивилизацию. Внимательный зритель найдёт там отголоски древнего Египта, Вавилона, Византийскую империю. Так получилось не случайно: речь в спектакле на самом деле идёт о развитии земной цивилизации в целом и о том, что сей путь, в общем-то, тупиковый. В этом процессе теряется душа.

Сергей Александрович видит определённую преемственность между своей предыдущей постановкой – гоголевской «Женитьбой» – и «Обыкновенной историей». Обе вещи посвящены единой моральной проблематике. В этих спектаклях режиссёр попытался препарировать извечные вопросы, мучающие русского человека, современным языком. Ещё одной вечной теме посвящена следующая премьера, которую театр покажет 30 октября. «Ангел Марии» – притча по пьесе известного современного драматурга Марии Ладо. Это смешная, романтичная, трогательная до слёз история про современных Ромео и Джульетту. Деревенские ребята Даша и Алексей любят друг друга. Отец Даши, не простив отцу Алексея давних юношеских обид, против отношений детей. Молодым влюблённым нужно теперь решить, как быть вместе. А еще решить, родиться или нет их ребёнку. И к их судьбе, и к судьбе будущего малыша оказываются неравнодушными томная и сентиментальная  Корова Зорька, эксцентричный  Петух, Свинья-мечтательница, умудрённая жизненным опытом Лошадь Сестричка и озорной Пес-сорванец Крепыш.

Всего же в сезоне запланировано выпустить шесть премьер. Предстоит проделать колоссальный объём работы, расслабляться некогда – в день в театре может одновременно проходить по три репетиции. Один из главных вопросов на повестке дня сейчас является кадровый. Дело в том, что труппа заметно обновилась. Безвременно ушел из жизни заслуженный артист России Виктор Соболев. Театр по разным причинам в конце прошедшего сезона покинуло пятеро молодых артистов. Тем не менее не обошлось и без возвращений: на сцене Липецкого академического снова блистают народный артист России Михаил Янко, заслуженный артист России Владимир Кравченко и молодой актёр Андрей Литвинов, из Новосибирска к нам ангажирован Владимир Борисов. По инициативе главного режиссёра в труппу приняты Зоя Кречет и Владимир Юрьев из города Бийска, где успел потрудиться и сам Бобровский. Все они уже активно заняты в спектаклях текущего репертуара и репетициях новых спектаклей.

На вопрос, как Сергей Александрович провёл свой летний отпуск, он, улыбаясь, разводит руками:

– Когда входишь в такой интенсивный ритм, в такой напряжённый режим, с которым мы начали сезон в прошлом году, переключиться очень непросто. Я так и не смог найти способ, который бы позволил по-настоящему отдохнуть. Не отпуск, а сплошное недоразумение! На второй день, как только организм почувствовал послабление от работы, он тут же сдался – я заболел. Трудовые будни для меня – более органичное состояние. У меня невероятное количество забот: нам необходимо нарабатывать репертуар, стремиться к высокому качеству наших постановок, впереди у театра три фестиваля, которые пройдут в октябре-ноябре в разных городах нашей страны. Первоочередную свою задачу я вижу в том, чтобы добиться сбалансированности труппы, состав которой, как вы знаете, претерпел значительные перемены. Это не могло не отразиться на тех планах, которые я задумал осуществить, готовясь к сезону. Поэтому расслабиться просто не получается. Но зато – это здорово меня подстёгивает!
 

Другие публикации: