Статьи за 2013 год:

Архив по годам:

Прекрасные неудачники

"Липецкая газета" от 03 апреля 2013 года

Международный день театра труппа Липецкого государственного академического театра драмы имени Льва Толстого отметила новым спектаклем. Незадолго до праздника состоялась премьера постановки Сергея Бобровского пьесы Антона Чехова «Дядя Ваня». Традиционно в мае академический театр участвует в фестивале «Мелиховская весна», и «Дядю Ваню» скоро представят публике в естественных декорациях чеховской усадьбы. Отсюда и выбранный главным режиссёром театра камерный формат постановки — в Липецке спектакль идет на малой сцене. Такой приём позволяет публике глубже проникнуться атмосферой провинциальной жизни чеховских персонажей.

«Дядя Ваня» — одна из самых известных пьес Чехова, её охотно ставят и в России, и за рубежом. Однако Бобровский сумел найти в классическом тексте нечто своё. Его спектакль не о нелепых метаниях «чудаков-интеллигентов» конца позапрошлогого века, а о том, что происходит с родиной и с нами сегодня.

В усадьбе дочери от первого брака отставного профессора Серебрякова (Михаил Янко) собралась странная компания. Елена (Анастасия Абаева), молодая красавица-жена элегантного стареющего профессора, лениво наблюдает за тем, как пытаются флиртовать очарованные ею мужчины. «Красивый, пушистый хорек... Вам нужны жертвы!», — точно подмечает её сущность доктор Астров (Андрей Литвинов). Еще несколько лет назад он мечтал изменить мир к лучшему, а сейчас мужчина в самом расцвете сил каждый день пьёт горькую, сетуя на серость будней, низость человеческой сущности и капризы пациентов. Похоже, природа ему куда приятнее и ближе окружающих его людей. В Астрова трепетно и безнадёжно влюблена хозяйка усадьбы Соня (Александра Громоздина), отнюдь не красавица, но милая, искренняя девушка. Искушенному жизнью Астрову не интересны её неумелые признания. Гораздо больше его забавляет флирт с супругой Серебрякова. Несчастную Соню как может утешает няня (Людмила Коновалова).

В Елену влюблён и «Дядя Ваня» Войницкий (Владимир Борисов), сын Марии Васильевны (Елена Гаврилица), матери первой жены профессора. Умный, тонкий, талантливый и при этом нелепый и безвольный неудачник Дядя Ваня вызывает у «роскошной хищницы» лишь жалость, ей ни к чему его «порывы и объятья». Компанию обитателей старой усадьбы дополняет рябой приживала Вафля — обедневший помещик Телегин (Николай Чебыкин).

Вместо красивых иллюзий, навеянных в молодости книгами, — безжалостная реальность, грязь и прочие «свинцовые мерзости» бытия. Настоящую любовь заменяют интрижки, которых стыдишься уже на следующее утро, а с невостребованностью и невозможностью изменить свое место в мире помогает смириться алкоголь. Так бессмысленно проводят свою жизнь чеховские герои, мечась в сомнениях, страдая, но не предпринимая ничего, чтобы раз и навсегда всё поменять.

Все персонажи пребывают в бесконечной «мерехлюндии» (меткое словечко, придуманное Чеховым для обозначения хандры) и только Соня со свойственным юности оптимизмом ещё надеется «услышать ангелов, увидеть небо в алмазах…». Видимо, в этом и заключается та самая загадочная «русская душа», которую так ценят в Чехове зарубежные критики.

Дядя Ваня смешон даже в своей ярости. Узнав, что Серебряков намерен продать усадьбу, он пытается застрелить профессора, но трагедия оборачивается фарсом. Первый и единственный серьёзный поступок оказывается лишённым всякого смысла. Вместе с автором над поступками героев откровенно иронизирует и режиссёр. Но это не циничная ухмылка в духе «никого не жалко, никого», а скорее грустная констатация человеческого безволия, попытка донести до зрителя мысль, что так жить нельзя.

«Дядя Ваня» Бобровского запоминается еще и прекрасными актёрскими работами. Владимир Борисов снова подтвердил, что может быть на сцене одновременно смешным и до слёз трогательным. Профессор Серебряков в исполнении мэтра липецкой сцены Михаила Янко высокопарен, с умным видом изрекает банальности, но при этом невероятно обаятелен. Вот что значит старая актёрская школа! Кстати, для Янко это уже вторая постановка чеховской пьесы. В восьмидесятых за роль Астрова в спектакле Владимира Пахомова он был удостоен Государственной премии СССР. Пронзительно играет Соню Александра Громоздина, её героиня вызывает безоговорочное сочувствие у зрителей. Прекрасно справились с задачей Андрей Литвинов и Анастасия Абаева, просто не обращаешь внимания, что актёры моложе своих персонажей. К числу несомненных актёрских удач можно отнести и работу Николая Чебыкина, песня про неверную жену в исполнении Вафли — одна из самых ярких сцен спектакля.

Уже сейчас ясно, что «Дядю Ваню» ждет успех у критиков и публики. После Мелихово спектакль покажут на Московском международном фестивале камерных театров и спектаклей малых форм «Славянский венец». В Липецке сцены из деревенской жизни можно увидеть 11 апреля.

Другие публикации: