Статьи за 2013 год:

Архив по годам:

Виталий Ремизов: "Образование без культуры – ничто"

"ЛГ: Итоги недели" от 28 ноября 2013 года

«Итоги недели» пользуются редкой привилегией ежегодно встречаться с одним из светил отечественной науки и образования – Виталием Борисовичем Ремизовым. Цикл наших бесед продолжается уже пять лет. Известнейший специалист по творчеству и жизни Льва Николаевича Толстого, профессор навещает Липецк минимум единожды в году: Ремизов уже несколько сезонов является почётным гостем и членом жюри фестиваля «Липецкие театральные встречи»

В рамках недавно завершившегося фестиваля «XXIX Липецкие театральные встречи» на научно-практической конференции Виталий Борисович Ремизов представил доклад «Лев Толстой и проблемы культуры в современном обществе». Что ж, современное общество и культура – темы, без которых наш журнал попросту немыслим. Вместе с Виталием Борисовичем мы рассуждаем о судьбоносной роли понятия «культура» для жизни российского социума вообще и для национального образования – в частности.

Монолог Ремизова – это возможность для каждого читателя самостоятельно, внутри себя, задать волнующие вопросы нашему собеседнику, поспорить или согласиться. И, разумеется, сделать собственные выводы.

Состояние болезни

– Сейчас принято «лепить» классику к современности, – начинает разговор, усмехаясь, Виталий Борисович Ремизов, – ко всем нашим бедам и невзгодам. Но я искренне убеждён, что как раз в контексте именно проблем культуры такой дискурс очень актуален. Почему? Только несколько лет назад с приходом Патриарха Кирилла православная церковь заговорила о необходимости нравственного воспитания молодёжи. Сразу возникает вопрос: а чем же раньше занималась церковь? Разве укрепление нравственности – не основная её функция? Связь человека с Богом и жизнь по Божьим законам – не оплот ли нравственности? Возможно, по ряду причин эта миссия храма не была столь ярко выражена, православная церковь пребывала сама в себе. Мне приходилось вести дискуссии с коллегами-протестантами, философами протестантской ветви христианства, с клерикалами на конференции, посвящённой взаимоотношениям учения Толстого и протестантизма. Мне стало понятно: некоторые проблемы существования человека заключаются в рамки узкого прагматизма. Идея о том, что мы милы Богу и поэтому живём хорошо, сама по себе не нова. Поэтому не стыдно жить хорошо и богато – это нис¬послано свыше. Однако такая теория не показалась мне столь уж однозначной. Что касается католицизма, – он ещё более падок на стремление осовременивать религиозную практику, транспонировать её на сегодняшний язык с введением в богослужение чуть ли не элементов развлекательного шоу. Приблизиться к человеку, безусловно, хочется; хочется быть более понятными…

Вспомним советскую эпоху. Идеология проецировалась централизованно посредством комплекса различных мероприятий. Они иногда обладали способностью принимать формы жизни: ты октябрёнок, потом пионер, комсомолец, коммунист. Брали массовостью: вывозили на экскурсии по памятным местам, организовывали походы в театр, музеи. Вроде бы такие меры должны были работать на взращивание культуры личности, её духовное совершенствование, образованность. Однако в одночасье всё разлетелось в пух и прах, ничего не осталось – ни от идеологии, ни от системы мероприятий. На смену подоспел невероятный сгусток негативной информации извне, такой груз психологического давления, что человек просто не выдержал. А молодой человек не просто не выдержал, но и не был готов и не захотел сопротивляться. Ему предложили формы самоопределения в мире, не требующие ровным счётом никаких усилий. По причине катастрофической необразованности, с одной стороны, и отсутствия внутренней культуры – с другой, люди лишились всяких духовных ориентиров. Та информация, которую молодёжь получает в школе, – насквозь лжива. Интерпретация исторических событий – однобока и узка. У руля образования – деятели тоже слабо компетентные и неграмотные. Об этом можно судить по инициативам, которые посылаются «сверху». Когда Владимир Путин недавно проводил большое совещание по культуре, он признался: давно этого не делал, с 2007 года. Президент говорил, как важна культура, говорил, что отечественная культура – наше главное достояние, именно она цементирует международный авторитет страны. Озвучивалась и мысль о том, что необходимо обеспечить доступ в музеи, галереи, библиотеки, театры. И тогда, якобы, культура появится сама собой. Не появится. То же самое и с церковью: ни создание школ, ни духовное просвещение молодёжи вовсе не гарантируют рост нравственного потенциала общества.

Где искать культуру?

– Суть вопроса заключается в понимании следующего постулата, – продолжает Ремизов, – культура зиждется в человеческой природе. Таким образом, для того, чтобы создать благоприятную культурную среду в нашем государстве, необходимо определить главное: что такое культура? Определений этого понятия – десятки. И многие дефиниции сводятся к тождеству вроде «культура – это сострадание», «культура – это наука слышать другого», «культура – это умение говорить правду». Но на самом деле перечисленное далеко от истины. Даже высокообразованный субъект вполне может страдать бескультурьем. Всё начинается тогда, когда в ребёнке пробуждается потребность жить в согласии с природой, окружающими людьми и самим собой. Это потребность, данная Богом. Родившись, ребёнок нуждается в заботе, во внимании, в общении, в любви. В детях момент осознанности своего культурного бытия пробуждается в раннем возрасте. Осознанность, в свою очередь, даёт возможность развивать собственные потребности и вместе с тем – интеллект. Ведь вся система обра
зования строится на развитии умственных способностей ребёнка. И если обратиться к программам по математике, по русскому языку для начальной школы, мы увидим: в наши дни всё это составлено на непонятном, чуждом для ребёнка языке. Мы учились на другом языке – более живом и доступном, более пригодном для детского восприятия. Притом мы решали те же задачи, отвечали на те же вопросы. Но наука совершенствовалась, вузы выпускали квалифицированные кадры, НИИ работали, ракеты летели в космос. Сейчас же – буквально со школьной скамьи – система изначально отделяет способных понимать сложный академический язык учеников от менее одарённых. Образованным человек становится, если у него заботливые и неглупые родители и репетиторы. То есть мы априори ставим крест на большей части подрастающего поколения? Система образования не имеет права волком смотреть на ребёнка, который не в силах усваивать огромные массивы знаний. И здесь на первый план выходит учитель, его степень участия, уровень его культуры. Снова возвращаемся к понятию культуры. Культура – отношения людей между собой. Они должны тремиться к гармонии вне зависимости от уровня образованности. А как зачастую случается – этого ученика люблю, этого не люблю, этот хороший, этот хулиган. Идёт разбрасывание человеческими душами.

Через опыт души

– Вспоминаю экспериментальную толстовскую школу в Ясной Поляне, одним из родоначальников которой я с гордостью себя называю, – говорит создатель «толстовских школ», несколько десятилетий назад появившихся в нашей стране. – Мы ввели такие занятия, как этика поведения, этикет… Рассказываем учащимся об изысканных манерах и потом… на переменах наблюдаем, как они в школьном дворе выламывают кустарник и вытаптывают цветы в палисаднике. Значит, что-то мы делаем не так. В качестве примера я мог бы привести историю одного мальчика – хорошо воспитанного, тактичного, вежливого, но оказавшегося необычайно жестоким. Когда мы задумались над возникшим несоответствием, пришли к мнению: надо идти изнутри. То есть не скармливать детям своё понимание мира, но помочь им сформировать своё собственное. Я записал несколько тысяч вопросов, которые задают дети в возрасте от четырёх до десяти лет, и на базе накопленного материала создал предмет «Чаша жизни», включающий четыреста шестьдесят две темы. Что означает это не вполне привычное для учебного предмета название? На литературе мы обсуждаем литературных героев, на истории постигаем прошлое. Всё хорошо, полезно, нужно. Но к собственной жизни ребёнка отношения не имеет. Он накапливает впечатления, хочет говорить о них, общаться, спорить, соглашаться, но на основе своих личных переживаний. Традиционно в школе эту потребность учащийся реализовать не имеет возможности, он не может выразить себя как личность. Так вот, задача нашей «Чаши жизни» – позволить ребёнку развернуться в разные стороны. От собственного опыта к новому знанию – таков был метод, изобретённый Львом Толстым и разработанный нами.

В основе метода – приближение через художественный текст к собственному опыту. То есть интерпретация сцены произведения как модели реальной жизненной ситуации. И тут мы обращаемся к тем тысячам вопросов. В беседах на волнующие ребёнка темы раскрывается его внутренняя вселенная. Эффект был неожиданным. В школу стали приходить родители и жаловаться: дети задают дома такие вопросы, на которые взрослые не могут ответить. И вот тогда-то, наконец, возникает контакт учителей, родителей и их чад. Все вместе мы работаем над одной-единственной задачей – знакомим человека с миром во всех его неожиданных и прекрасных проявлениях.

Как-то ко мне подходит маленький внук Егорка. Он узнал, что был такой великий артист Шаляпин. Спрашивает: дедушка, а какие бывают мужские голоса? Отвечаю: бас, баритон, тенор. Спой! Я изобразил как умел. Поставь Шаляпина! Хорошо, но прежде давай я покажу тебе мир Шаляпина. Начали искать по Интернету. Нашли биографию, массу архивных фото. Послушали «Дубинушку». Внук пришёл в восторг, начал подпевать. Его потрясла опера «Руслан и Людмила». А давай-ка ещё и фрагмент из «Ивана Сусанина» Глинки послушаем. Поставили прощальную арию Сусанина. Егор внимательно слушал. А потом плакал. Понимаете, зачем я поведал эту историю? Вот они – истинные примеры нашей великой культуры. Да только донести их до малыша нужно правильно, вовремя объяснив непонятное и вовремя раскрыв истинный смысл.

Шаляпин, Чайковский, Глинка, Сусанин – сколько новых имён! В толстовской педагогике есть такое понятие – эмоциональный опорный сигнал. То, что пробуждает сопереживание. Если такой сигнал поступил ребёнку, он никогда уже не забудет его источник. Таким образом, знание о внешнем мире превращается в достояние души.

Человек пребывает между землёй и небом. И это есть единство Божественного пространства. Концептуально – ребёнок должен быть вписан в него, должен осознавать своё там место. Снова приведу пример. На одном из уроков в цикле «Чаша жизни» мы беседуем о небе – с разных сторон, кто как понимает. А после урока я частенько наблюдал, как дети выходят на улицу и присаживаются на корточки – рассмотреть, а что же такое земля? И понимают: земля – живая. Система координат определена, и человек – интегральная часть её. Также и государство должно осознать своё место и предназначение в данной системе координат.

Возрождение нашей национальной культуры и образования возможно только в одном случае – при единстве воли и желания нации возродиться. Национальная идея для нас заключается как раз в уникальном культурном ореоле, и нам суждено нести нашу исконную культуру, таков удел России. Но проблема в том, что мы не стремимся, не хотим носителями этой самой культуры стать. И на государственном уровне нам не преподносят образец для подражания, модель большой настоящей культуры. Язык, на котором с народом общаются первые лица и официальные СМИ, – это разговор, отчуждённый от человека. Всё приобретает лишь формальные внешние очертания: хождения по музеям, театрам да библиотекам. При всём том народ нищает – и духовно, и материально. В это же самое время повсеместно происходят колоссальные по своей безнравственности деяния – достаточно посмотреть выпуск новостей или пролистать газету, чтобы в этом убедиться. И никто не даёт никакой оценки этим деяниям, будто бы так и полагается. Кто как не лидеры государства должны давать оценку? Кто как не они призваны занять высокую духовную позицию? Из чего, спрашивается, возникнет национальная идея в полностью лишённой нравственных ориентиров действительности?

Подводя итог, скажу так: образование без культуры ничего не значит. А культура, повторюсь, – это наше с вами отношение к окружающим людям, природе, самим себе. Нельзя об этом забывать.

Роман Хомутский

Другие публикации: