Статьи за 2009 год:

Архив по годам:

Ангел из хлева

"Липецкая газета" от 06 ноября 2009 года

В Липецком академическом театре драмы снова премьера

Говорящие, разумные животные – Петух, оглашающий хлев то апокалиптическими откровениями Иоанна Богослова, то песней «Riders on the storm» группы «Doors» или бессвязными обрывками радионовостей, мечтающая о крыльях Свинья, мудрая старая Лошадь, философствующая о смысле жизни и любви, глуповатая, вечно беременная Корова и верный хозяину Пес — стали центральными фигурами в новой постановке Липецкого академического театра драмы имени Льва Толстого.

Пьеса «Очень простая история» молодой киевлянки, выпускницы сценарного факультета ВГИКа Марии Ладо (до этого известной как автор сценария сериала «Две судьбы»), пожалуй, самое востребованное сегодня произведение современной драматургии. За пять последних лет его поставили порядка сорока театров. Главный режиссер академического театра драмы Сергей Бобровский, чтобы избежать путаницы с еще одной своей работой — «Обыкновенной историей» по одно-именному роману Ивана Гончарова — назвал свой новый спектакль «Ангел Марии». Автором костюмов и декораций стал его постоянный соавтор, новосибирский художник Евгений Лемешонок.

Сюжет Марии Ладо действительно предельно прост. Деревенские влюбленные Даша (Мария Колычева) и Алексей (Владимир Юрьев) тайком встречаются в хлеву. Даша беременна, однако ее отец, работящий и довольно зажиточный по деревенским меркам хозяин двора (Сергей Бельский), категорически против их отношений. Он ненавидит своего соседа алкоголика и бездельника (Максим Дмитронченков) и не допускает даже мысли, что его дочь может породниться с сыном тунеядца и пьяницы. Известие о будущем ребенке Даши приводит его в ярость. Надо отвезти дочь в город сделать аборт, решает глава семейства с молчаливого согласия хозяйки (Екатерина Бельская). Даша, желающая сохранить ребенка, поначалу и слышать не хочет об аборте, но почти сдается под натиском родителей. Смиряется со своей незавидной участью и Леша, готовый на все, лишь бы ему позволили встречаться с Дашей. Жизнь еще неродившегося человеческого дитя в опасности. Животные, с тревогой наблюдающие за развивающейся на их глазах драмой, решают спасти его во что бы то ни стало.

Все действие спектакля происходит в дощатом хлеву, что усиливает и без того явные библейские аллюзии. Мир обладающих, по мнению автора, душой животных противопоставлен жестокому, прагматичному миру людей. Романтичная Свинья (Алевтина Коваленко), напоминающая мечтательную провинциальную барышню, грезит о крыльях, мечтает увидеть мир за пределами хлева и нежно и трогательно любит Хозяина. Позер и балабол Петух (Александр Скачков) благодаря близости к радиоточке мнит себя талантом и интеллектуалом, польщенный сравнением с попугаем. Мудрая, уставшая от жизни старая Лошадь, еле передвигающаяся по сцене с помощью лыжных палок (безусловная актерская удача народной артистки России Зинаиды Румянцевой), тщетно пытается понять мотивы людских поступков. Все обитатели хлева, даже флегматичная Корова (Зоя Кречет) и вечно мельтешащий под ногами Пес (Владимир Борисов), оказываются чище и искреннее своих хозяев. Безгрешным, простодушным животным неясно: что же такое деньги и для чего понадобилось убивать «теленка, жеребенка, щенка, поросёнка»?

— Это называется искусственное прерывание беременности.

— А как это?

— Да вот так. Везут тебя, Корова, в больницу и прерывают там тебе беременность при помощи медицинских инструментов.

— А зачем это? Зачем? Непонятно.
 
— Не знаю. Но так делают только люди.

Чтобы достать денег на поездку в город, Хозяин собственноручно закалывает влюбленную в него Свинью, умирающую с душераздирающим криком, и разделывает тушу. Но неожиданным образом сбывается ее сокровенная мечта. Попав на небо, Свинья становится ангелом, обретая крылья. Уже в новом качестве она возвращается в родной хлев.

— После смерти все животные ангелами становятся, все, даже крокодилы. А вот люди не все. Вы знаете, там так мало людей среди нас, только дети, маленькие люди.

Чтобы спасти жизнь ребенка Даши нужен ангел-хранитель, объясняет Свинья.

— А как узнать, кто он?

— Понимаете, когда кто-нибудь умирает, то кто-то рождается — это закон жизни. И вот если тот, кто умер, становится ангелом, то он и есть ангел-хранитель того, кто родился.

— А если они не попадают ыв ангелы?

— Тогда тот, кто родился, живет без ангела-хранителя, и жизнь у него ой как несладка.

— Так ты, Свинья, и умерла.

— Ну да, но только я ангел-хранитель совершенно другого человеческого детеныша, который родился очень далеко и весь черный.

— Батюшки, горе-то какое.

— Ну ничего, зато у него есть я.

— А для нашего, кто умер? Кто ангел-то его, а?

— Нет у него никакого ангела.

— Почему это?

— Да потому что он еще не родился.

— Что делать-то?

— Для того чтобы кто-то родился, надо, чтобы кто-то помер.

Нужна искупительная жертва, но кто окажется способен на нее? Так незамысловатая бытовая история превращается в философскую притчу о смысле бытия.

«Жить без любви быть может просто, но как на свете без любви прожить?» — задают себе вечный вопрос человеческие герои «Ангела Марии», а режиссер спектакля — зрителям. Можно ли осуждать за пьянство жалкого соседа, сломленного смертью жены и развалом деревни недавних лет? Кто — деловитый, но бездушный хозяин или горький пропойца с широкой душой и любящим сердцем — достоин нашего сочувствия и сострадания? Сергей Бобровский с помощью ярких, возможно, кого-то шокирующих выразительных средств ведет оживленную полемику о том, что же есть Добро и Зло в современном мире.

Предвидя упреки режиссеру за весьма необычную трактовку религиозных символов, можно процитировать православного публициста Алексея Залесского: «Идейный смысл пьесы несомненно христианский: вспоминаются слова Христа: «есть последние, которые будут первыми» (Лк. 13,30) и «Нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13). Пьеса Ладо, выражая наивное, детское представление о земном и небесном мире, является как раз той формой и тем языком, с помощью которых можно сказать современной молодежи о добре так, чтобы добро получило отклик в ее сердцах».

Стоит добавить, что, несмотря на серьезность заявленной темы, «Ангел Марии» получился легким спектаклем, со множеством ярких комедийных моментов, музыкальных номеров и, что самое главное, счастливым финалом. Все два дня премьеры в зале театра не было свободных мест, а значит, послание режиссера и труппы дошло до адресата.

Другие публикации: