Статьи за 2014 год:

Архив по годам:

Липецкий театр: покажем им всем!

"ЛГ: Итоги недели" от 03 марта 2014 года

В театральной жизни региона последняя декада февраля выдалась на диво плодовитой: помимо того, что Липецкий академический театр драмы имени Льва Толстого представил долгожданную премьеру «Ангел Ч» и с чувством выполненного долга «отчалил» покорять международный театральный фестиваль в Челябинске, в области одновременно проходили два театральных конкурса

Эстафетная палочка творческой олимпиады

Не успела отгреметь зимняя Олимпиада в Сочи, как в борьбу за пьедестал вступили «атлеты» творческого цеха Липецка. 2 марта завершился традиционный пятнадцатый городской конкурс молодых профессиональных артистов «Берегиня-2014», организованный департаментом культуры администрации города. За победу боролись более полусотни участников. Лучших определяли в четырёх номинациях: инструментальный и вокальный жанры, театральное искусство и хореография.

Первыми жюри свои работы показали артисты трёх липецких театров. Главе конкурсной комиссии – председателю департамента культуры Виктору Долгих вместе с народным артистом России Олегом Федяниным, заслуженными артистами РФ Игорем Цилиным и Николаем Чебыкиным, заслуженным работником культуры Валерием Бураном и другими выпало оценить профессиональный уровень представителей драматического, академического и кукольного театров. Творческую эстафету подхватили мастера вокала, хореографии и инструментального жанра.

В каждой номинации назвали по пять победителей. Все они получили денежные премии. За первое место — 31,5, за второе — 28, за третье — 25 тысяч руб¬лей. Обладателям четвёртого и пятого мест вручили 15 и 13 тысяч рублей соответственно. 24 марта победители конкурса встретятся на одной сцене во время гала-концерта. Там же произойдёт долгожданная церемония награждения триумфаторов.

– Задача «Берегини» – поддержать молодых артистов, создать дополнительный стимул для дальнейшего творческого роста. Так совпало, что юбилейный, пятнадцатый, конкурс мы проводим в Год культуры. Приятно отметить, что желающих участвовать в нём становится всё больше, – отметил председатель департамента культуры администрации города Виктор Долгих.

Ангела – в путь!

Главный ньюсмейкер конца февраля на культурном поле Липецка – вне сомнений академический театр драмы. Будто бы, наконец, придя в себя после феерического празднества, посвящённого 60-летию Липецкой области в начале года, театр с новыми силами включился в творческий процесс. Долгожданный «Ангел Ч» по рассказам Антона Павловича Чехова в постановке гостя с Рязанщины Владимира Деля вызвал бурную реакцию театральной общественности. Заметим, материал для инсценировки был выбран хоть и классический, но далеко не самый однозначный с точки зрения эмоциональных и содержательных акцентов: речь идёт о драматической судьбе личности в театре, её одиночестве на рампе перед залом и Богом.

Дель сделал неожиданный ход, задействовав в спектакле преимущественно молодой состав труппы академического. Из маститых и многоопытных можно упомянуть разве что непосредственно «ангелоподобного» исполнителя одной из центральных ролей – заслуженного артиста России Вячеслава Михеева. Его персонаж, в известном смысле, балансировал горячую удаль и пыл молодёжи, цементируя три смыслообразующих притчи сюжетной линии. Впрочем, надо отдать должное доминирующему большинству молодых, – они создали весьма и весьма гармоничный по звучанию сценический ансамбль. Удивительно, как в полтора часа смогло уместиться столько песен, танцев, комедии, трагедии, мистики, фарса, пластики и философии?! Не иначе – актёры «попали в десятку», воплотив режиссёрскую задумку успешно и грациозно. Причём это не единственный повод для радости.

Молодой состав уже не впервые демонстрирует свою боеспособность, а с каждой новой пьесой – всё большую слаженность. Перспективы у молодёжи, без сомнения, положительные. Что же касается вклада Владимира Фердинандовича Деля, то его стоит вообще некоторое время покачать на руках и крикнуть троекратное «ура» в его честь. Практически невозможно в это поверить, но режиссёру удалось с первого захода удачно сработаться с труппой на все сто процентов. Судя по большинству пьес, над которыми колдовали у нас приглашённые постановщики, далеко не всем из них хватило оборотистости и энергии справиться с темпераментом липецкого коллектива и выдать на выходе действительно убедительную вещь. Дель, не поступившись оригинальностью своего авторского подхода, тем не менее, умудрился удивительно ёмко преподнести залу полноценное красивое и умное драматургическое высказывание. Браво!

Регионально, но эффектно

Буквально за день до премьеры «Ангела Ч», собравшей, даже несмотря на карантин, практически полный аншлаг на большой сцене, 20 февраля на малой торжественно (впрочем, без всякой помпы) открыл свои двери зрителям первый региональный конкурс профессиональных театров «В зеркале сцены». Поприветствовать публику и артистов приехала начальник областного управления культуры и искусства Татьяна ГОРЕЛОВА.

– Татьяна Васильевна, липецкий зритель уже как будто бы совершенно привык к тому, что у нас в регионе театральные события – одно громче и масштабней другого. «Липецкие театральные встречи» могут похвастаться статусом международного фестиваля, в нынешнем сезоне нас ждёт визит в Липецк десанта национальной театральной премии «Золотая маска». Не рискует ли затеряться региональный конкурс театрального мастерства в столь блистательном окружении?

– Для области такой проект – в новинку, тем он и интересен. Ведь «В зеркале сцены» – не просто фестиваль, а именно конкурс. Замечательно, что каждый из четырёх театров-участников обладает собственной неповторимой индивидуальностью. Уверена, приглашённому жюри будет о чём поразмыслить и поспорить. Оценить своеобразие и статус каждого из театров в пространстве региональной сцены – вот главное, ради чего затевался конкурс. Убеждена, подобный опыт чрезвычайно ценен для нас, и конкурс займёт своё достойное место в плеяде других ежегодных театральных мероприятий в области. Я очень рада, что Липецкое отделение Союза театральных деятелей реализует такую любопытную и полезную инициативу именно в Год культуры и 60-летия Липецкой области, давая жизнь новой вехе в летописи липецкого театра.

– Для кого, по вашему мнению, конкурс наиболее полезен – для трупп-участниц, закаляющихся в конкурентной борьбе, или для аудитории, которая получит возможность расширить свои зрительские горизонты?

– Полагаю, что фестиваль апеллирует к актёрско-режиссёрскому составу. Дело в том, что жюри будет подробнейшим образом исследовать каждую конкурсную работу. Уверена, дорогого стоит получить профессиональную оценку-рецензию на любой из спектаклей. В то же время, для липецкой публики, демонстрирующей неподдельный интерес к местной сцене и неизменно обеспечивающей завидную посещаемость, будет любопытно посмотреть на уже знакомые (или незнакомые) пьесы по-новому. Ведь градус эмоций и волнение артистов будут, несомненно, несколько выше обычного. Конечно, интригует и то, какие 27 марта объявят результаты. Пусть жюри вынесет своё решение сразу после конкурса, но победителей, тем не менее, мы назовём в Международный день театра. Так что всем придётся немного понервничать!

– Как считаете, есть ли у конкурса профессиональных театров «В зеркале сцены» шансы стать одним из культурных брендов области в случае, если он приживётся и получит ежегодную прописку на наших подмостках?

– Я очень надеюсь на это!

Липецкий театр: есть, что показать?

– Изначально фестиваль так и задумывался – как локальный. Мы хотели посмотреть наши театры, – делится с «Итогами недели» председатель Липецкого отделения Союза театральных деятелей России Виктор ЗЯБКИН. – И не только посмотреть, но и показать – маститым столичным критикам. Сторонний взгляд всегда интересен, правда ведь? Причём именно для лучшего понимания того, куда мы двигаемся, какое место занимаем в общероссийском театральном пространстве.

Форум «В зеркале сцены» проводится Липецким отделением СТД совместно с управлением культуры и искусства и управлением внутренней политики региона в рамках социально-значимого проекта «Театральный камертон». Он посвящён Году культуры в России и 60-летию образования Липецкой области. К участию в конкурсе пригласили все четыре профессиональных театра региона. Липецкий театр кукол показывал «Чудеса на змеином болоте» и «Липецкую ярмарку», академический театр драмы – «Дядю Ваню» и «Приключения Тома Сойера». Елецкий драматический театр «Бенефис» пригласил на пьесы «Из жизни огней» и «Гроза», а Липецкий драматический – на «Кармен иначе» и «Натали». Примечательно, что каждый театр играл спектакль на собственной площадке.

– Меня, безусловно, воодушевляет то обстоятельство, что все наши четыре областных театра – разные. У каждого своё лицо, – продолжает Виктор Зябкин. – Тем не менее, необходимо понять: кто нуждается в большей поддержке, куда направить усилия регионального отделения СТД. Искренне надеюсь, что конкурс сумеет подтвердить свою перспективность и получит неплохие шансы приобрести статус ежегодного. В этом есть своя логика: по условиям, допускающиеся до соискания областных премий постановки должны быть не старше одного года. Конкурс предусматривает восемь номинаций: «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Лучшая роль второго плана», «Лучший дебют», «Лучшая режиссёрская работа», «Лучший спектакль для детей», «Лучшая работа со зрителями».

Ключевая номинация – «Открытие года». Награду может получить и актёрская, и режиссёрская работа, и отдельная постановка – одним словом, явление, достойное претендовать на звание своеобразной жемчужины сезона.

– Виктор Николаевич, вы заметили, что участвующие в конкурсе театры довольно разные. Их отличают и творческое кредо, и размеры труппы, и возможности, и даже – в известном смысле – аудитория. Как вы считаете, могут ли коллективы в рамках фестиваля сосуществовать и соревноваться на равных?

– Абсолютно! Во-первых, все театры – профессиональные. В них блистают профессиональные артисты, постановщики. Пусть векторы и разнонаправленные, но каждая из трупп достойна показать свою работу во всей красе. Липецкая область неизменно привлекала к себе внимание театральной общественности – прежде всего, за счёт смелых решений, высокого уровня сценического мастерства. В подтверждение моих слов можно упомянуть несколько всемирно известных театральных форумов, с которыми неразрывно связывают названия региональных театров: «Мелиховская весна», «Липецкие театральные встречи», «Яснополянская осень»…

– По вашему мнению, фестиваль регионального масштаба способен привлечь публику к свежим постановкам и неизвестным именам? Ведь, прямо скажем, аудитория у каждой конкретно взятой труппы – своя, и они довольно редко пересекаются.

– Не секрет, что любой конкурс неизменно приковывает к себе пристальное внимание любителей театра. Он способен оказать массированное, стимулирующее влияние как на коллективы театров, так и на зрительский интерес. Возможно, кое-кто ограничивался регулярными походами в один театр, а конкурс откроет для такого театрала двери на новые сцены. Уверяю вас, внимание паритетно распределится между всеми участниками – как со стороны жюри, так и со стороны обычных зрителей. Никто не останется на обочине. Всем представится шанс показать себя во всей красе – и, прежде всего, даже не перед специалистами, и именно перед публикой.

– Как происходила процедура отбора членов жюри для конкурса «В зеркале сцены»?

– По линии Липецкого отделения СТД я вышел на Элеонору Германовну – непререкаемого специалиста своего дела. Она имеет вес, необходимые контакты, ей и решено было доверить подбор кандидатов в члены почётной комиссии. Считаю, что состав сформирован блестящий: в Липецк прибыли также известный актёр театра и кино, театральный критик Вячеслав Михайлович Дьяченко и кандидат филологических наук, член Союза журналистов, член СТД, доцент, театральный критик Ольга Евгеньевна Ельникова (Елец). Кроме того, в жюри вошла начальник отдела искусств управления культуры и искусства Липецкой области Лидия Николаевна Панкратова, а также – ваш покорный слуга. Мы планируем посмотреть по два спектакля каждой из трупп-участниц, подробнейшим образом обсудить каждую из постановок, побеседовать непосредственно с коллективами. А лауреаты конкурса будут названы в Международный день театра – 27 марта.

– Что ж, пожелаем ни пуха, ни пера артистам, а жюри – не судить слишком строго!

Зоркое жюри: взгляд из столицы в провинцию

В кулуарах между просмотрами и обсуждениями нам удалось «украсть» минутку у одного из членов жюри – актёра и критика Вячеслава ДЬЯЧЕНКО.

– Вячеслав Михайлович, вы одновременно пребываете в двух противоположных ипостасях – актёра и театрального критика. Чей голос будет решающим, когда вы займёте место в жюри?

– Прежде всего, я собираюсь оценивать труд – труд артистов, режиссёров, всего театрального коллектива. Я впервые в Липецке, поэтому мне пока сложно встать по какую-либо сторону от бортика сцены. Для меня важно и интересно то, что конкурс региональный. Театры выезжают на всевозможные фестивали, показывают представления за границей… В данном случае ареал – не весь мир, не театральное пространство страны, а область. Возникает некое соревнование внутри региона. И тут – хочешь-не хочешь – проявляется состязательный дух: а кто же из нас всё-таки лучший? Поэтому идею проведения областного конкурса считаю просто замечательной! Тем более, русский театр был всегда знаменит провинцией. Собственно, и столичные театры испокон веку пополнялись провинциальными кадрами.

Вообще, пусть это и прозвучит немного грубо, – в Москве плюнь и в артиста попадёшь. Столица перенасыщена сегодня приезжими актёрами. Что легко объяснить: огромное количество вузов при явной нехватке вакансий. Работники театров из глубинки бросают свои насиженные места и рвутся в Белокаменную в поисках лучшей доли, приезжая в итоге в никуда. Это большая глупость! Удача, шанс выпадает лишь единицам. Обрекать себя на странствования по сериалам да массовкам – занятие неблагодарное и недальновидное. Настоящая беда, убивающая талант, разрушающая судьбы. В провинции же возможность профессионально состояться есть! Я за то, чтобы театр был домом. Но сейчас мы, к сожалению, наблюдаем другую тенденцию: театр превращается в прокатную площадку. В театре должна быть преемственность и смена поколений. Тем и силён истинный русский репертуарный театр – когда юный артист проходит весь путь до старости на одной сцене, отдавая театру свою жизнь.

Мысль справедливая, и удивительно, что озвучил её именно маститый столичный артист. Но, пожалуй, самую главную идею после завершения театрального конкурса высказал другой член жюри, подведя своеобразный знаменатель под всем произошедшим. Кандидат искусствоведения, заведующая кабинетом критики СТД РФ Элеонора МАКАРОВА.

– Мы увидели живые театры! Четыре самоценных коллектива, где актёры любят свою профессию, где они искренне отдают себя на сцене, хотя и по-разному: кто-то больше, кто-то меньше. В Липецке хорошие артисты, хорошие труппы, хорошие руководители театров, хорошая администрация! Есть все предпосылки, чтобы был прекрасный театральный город Липецк. И дай Бог, чтобы продолжал своё существование этот фестиваль, он учтёт свои ошибки – и организационные, и иные. До новых встреч!

Роман Хомутский

Другие публикации: