Статьи за 2015 год:

Архив по годам:

«В зеркале сцены» – лучшие

Журнал "ЛГ: Итоги недели" от 23 марта 2015 года

Завершился второй конкурс-фестиваль «В зеркале сцены». В этот раз он был посвящён Году литературы в России и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Четыре профессиональных театра Липецкой области показали зрителям и строгому жюри восемь лучших спектаклей.

Открывал фестиваль спектакль Липецкого драматического театра на Соколе «Не такой, как все» режиссёра Геннадия Балабаева. Сказочная фантазия о чуде в мире взрослых, воодушевляющее лекарство для растерянных и непонятых, восклицательное утверждение «не такие, как все!..» Сюжет истории очень простой: не молодой, не очень привлекательный и совсем не успешный библиотекарь находит ту, о которой мечтал. Её красота и самодостаточность обеспечивают лишь «внешнее» счастье, а внутри – одиночество и пустота.

Спектакль начинается со снегопада: сотни искрящихся световых зайчиков скользят по всему пространству сцены и зала. Снежный мираж задаёт лирическую тональность всему действу. Эффект усиливают поэтичные пантомимы в эстетике клоунады Полунина и рождественская сценография с пушистыми белыми пуфами. Он и Она движутся навстречу друг другу, и по мере их сближения пушистая белая снежность превращается в нежность, приятие друг друга и любовь.

Второй день фестиваля прошёл в Ельце. Театр «Бенефис» представил две постановки – детский спектакль «Волшебник Изумрудного города» режиссёра Родиона Букаева и постановку «Последние» по пьесе Максима Горького в режиссуре Павла Зобнина. Липецкий государственный театр кукол показал «Белоснежку и семь гномов» и «Ашик-Кериб» режиссёра Олега Пономарёва.

Эстафету фестиваля в третий конкурсный день перенял Липецкий государственный академический театр драмы имени Л. Н. Толстого. На большой сцене в этот вечер давали спектакль «Банкрутъ» режиссёра Сергея Бобровского – сценическое переложение по хрестоматийной пьесе Н. А. Островского «Свои люди — сочтёмся». Режиссёр мастерски смешал хронологические пласты – XIX век, постперестроечное время и современность, доказывая, что события дня сегодняшнего — это всего лишь временные манифестации одних и тех же проформ и схем развития бытия. Бобровскому удалось показать вневременность сюжетной коллизии, нарисованной А. Н. Островским в «Своих людях...». Всё: прошлое, настоящее, будущее — связано незримой нитью, в которой тесно переплетены извечные человеческие добродетели и пороки.

Вторым конкурсным спектаклем, представленным Липецким драматическим театром на Соколе, стала постановка «Сотворившая чудо» по пьесе Уильяма Гибсона в режиссуре Геннадия Балабаева. Этот спектакль – попытка режиссёра показать себя с другой стороны, ему не свойственной. Он хотел расширить границы собственных творческих возможностей и выйти на новый уровень в диалоге со зрителем. И можно утверждать, что этот эксперимент удался. Постановка остроконфликтная и напряжённая, заставляющая проходить вместе с героями их «круги ада», и дающая в награду катарсисное облегчение и духовное возвышение. «Сотворившая чудо» – спектакль о превозможении человеком своей немощности. В основе пьесы – реальная история жизни слепоглухой американки Хелен Келлер, которая, несмотря на недуг, стала известной писательницей, лектором и политической активисткой.

В завершение фестиваля на малой сцене Липецкого государственного академического театра драмы имени Л. Н. Толстого прошёл спектакль режиссёра Сергея Бобровского «Квадратура круга» по пьесе Валентина Катаева. Эта постановка больше всех соответствовала весеннему духу театрального форума: молодость, построение новой жизни, вера в лучшее и стремление к действию.

Фестиваль завершился, и жюри уже приняло решение о том, кого назвать победителем. Но интрига сохранится до 26 марта. На торжественном концерте накануне празднования Дня театра будут объявлены лауреаты в номинациях: «Лучшая женская роль»; «Лучшая мужская роль»; «Лучшая роль второго плана»; «Лучший дебют»; «Лучшая режиссёрская работа»; «Лучший спектакль для детей»; «Лучшая работа со зрителями» и «Событие года».

В ТЕМУ

Элеонора Макарова, заведующая кабинетом критики Союза театральных деятелей России, кандидат искусствоведения, председатель жюри фестиваля

- Фестиваль «В зеркале сцены» – очень значимое событие для театральной жизни Липецкой области. Все театры представили по две постановки, и нам удалось не просто увидеть потенциал творческих коллективов, но и проанализировать, как они выросли за прошедший год, каких успехов добились. Этот фестиваль не столько соревнование, сколько итог театрального сезона 2014 года.

Актёры и режиссёры услышали высокопрофессиональную, правдивую и искреннюю оценку своей работы, что очень важно для движения вперёд. Приятно и то, что темой фестиваля этого года является классическая литература. Она поднимает уровень зрительского восприятия. Думаю, что фестиваль 2015 года прошёл на хорошем уровне, но, конечно, не обошлось и без критических замечаний, которые дают полезную пищу для размышлений театральным коллективам. В этом году наиболее яркое впечатление на меня произвёл спектакль Липецкого драматического театра «Сотворившая чудо», также отмечу неожиданную и удачную режиссёрскую трактовку пьесы «Квадратура круга». Очень интересный эксперимент представил елецкий театр «Бенефис» – постановку «Волшебник Изумрудного города» в пластической манере, без единого слова.

Липецкие театры работают очень интересно, к тому же мы – члены жюри – успели подружиться с местными труппами, поэтому для нас участие в фестивале представляет интерес. Вместе с театральными коллективами жюри фестиваля удивляется, огорчается и радуется. Желаю, чтобы фестиваль

«В зеркале сцены» жил и развивался, театральные коллективы радовали нас новыми успешными постановками, а зрительные залы липецких театров всегда были полны зрителей!

Екатерина Немчинова

Другие публикации: