Статьи за 2015 год:

Архив по годам:

В Липецке покажут трагикомическое шоу болгарского драматурга

www.gorod48.ru от 16 апреля 2015 гда

Болгарский драматург Христо Бойчев приехал на премьеру своей пьесы в Липецк.

Сегодня вечером в Липецком государственном академическом театре драмы им. Л.Н. Толстого премьера нового спектакля «Оркестр «Титаник» по пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева. Автор лично приехал посмотреть постановку.

В театре Толстого Христо Бойчева ставят во второй раз. Его «Полковник-птица» уже завоевал сердца липецких зрителей.

— Христо Бойчев — прекрасный человек и художник,  — объяснил свою любовь к болгарскому драматургу режиссёр Сергей Бобровский.  — После вчерашнего общения с ним мне как-то особо хочется жить, грустные мысли уходят — от человека льётся какая-то необыкновенная энергия, он равен своему имени!

Христо Бойчев свою первую пьесу написал в 30 лет. Его друг отдал текст в театр в Софии, и известный режиссёр неожиданно решил её поставить. В 1989 Христо Бойчев был объявлен драматургом года в Болгарии, а в 1996 году даже баллотировался в президенты Болгарии!  В 1997 году его пьеса «Полковник-птица» получила приз Британского совета как лучшая новая пьеса из Восточной и Центральной Европы, а в 1999 была награждена премией Энрико Мария Салерно как лучшая пьеса. Помимо «Полковника-птицы» в число самых известных пьес драматурга входят «Оркестр «Титаник»», «Районная больница», «Underground» и другие. С 2006 года Бойчев — президент Ассоциации болгарских драматургов.

Христо Бойчев уже пригласил театр Толстого показать этот спектакль в Болгарии — говорит, влюбился в него уже по фотографиям. Но Сергей Бобровский попросил отсрочить приглашение — сначала решил «обкатать» постановку.

Христо Бойчева активно ставят в Европе, а с недавних пор и в России. Жанр липецкого спектакля «Оркестр «Титаник» — трагикомическое  шоу, и трагическое начало там преобладает.

— У меня депрессивная, печальная лира — это свойственное мне восприятие жизни, — признаётся режиссёр спектакля Сергей Бобровский.  — Но ведь обычно у оптимистов так и бывает, я заряжен только на свет, и важно, как мы преодолеваем этот туман депрессии — тут, собственно, об этом! Христо Бойчев всегда говорит о полёте духа. А эта заброшенная станция в широком смысле — это наша жизнь, и мы на ней стоим в ожидании.

«Оркестр Титаник»  — это история о людях с заброшенной станции, мимо которых, как жизнь, проносятся поезда, и ни один не останавливается. А герои — беременная молодуха, музыкант, бывший начальник станции и вечно пьяный дрессировщик, оплакивающий свою медведицу, так мечтают уехать и выйти на другой станции. Они ждут чуда, и чудо к ним приходит.

Однажды на перроне оказывается великий иллюзионист Гари Гудини. С этого момента  однообразные будни четырёх персонажей превращаются в калейдоскоп сменяющихся иллюзий — и это становится единственно возможной формой бегства от самих себя. В конце концов, герои оказываются в поезде, несущемся в никуда, и исчезают — потому что сами они тоже иллюзия.

Спектакль поставлен на малой сцене и идёт без антракта 1 час 45 минут. По сцене всюду валяются  пустые и полупустые бутылки, которые выбрасывают невидимые пассажиры проходящих мимо поездов, а люди-бородяги-полупризраки, застрявшие на станции, прожигают жизнь, допивая чьи-то остатки. Эта станция — выгребная яма, и люди на ней — они не живут, а замерли в ожидании жизни. Они хотят и уехать, и остаться, они всю жизнь сидят на чемоданах, а ведь нужно проживать каждую минуту своей жизни — как оркестр «Титаник», который играл, когда корабль уже шёл ко дну, и поэтому музыка его была слышна из глубин даже после того, как корабль утонул.

«Оркестр Титаник»  — это глубоко философский спектакль о жизни, об одиночестве, краткое  содержание которого сводится к простой фразе: «Страшно жить на этом свете».  Иллюзионист Гари Гудини не только постояльцам станции — всем нам открывает возможные формы ухода из реальности и бегства от самих себя: через алкоголь и путём отказа от мысли, путём погружения в религию, в дело или в гипноз. Но совсем убежать, вырваться из реальности, уехать со своей станции невозможно, потому что все станции — часть на самих. Но ведь и смысл жизни есть в этом бегстве, в движении, в жизни.  Жизнь — это шоу, и оно идёт, пока играет оркестр «Титаник».