Статьи за 2015 год:

Архив по годам:

Любовь в блокадном Ленинграде на сцене Академического театра

www.lipetsk.ru от 18 мая 2015 года

К празднику 70-летия Победы репертуар Липецкого областного академического театра драмы им. Толстого пополнился новым спектаклем. На малой сцене зрителям представили постановку «Мой бедный Марат» по пьесе А. Арбузова. Алексей Арбузов – советский драматург, чьи пьесы охотно ставят театры по всей России. В Липецке за это взялся режиссёр, заслуженный артист РФ Николай Чебыкин.

Спектакль «Мой бедный Марат» разделён на три акта, с промежутками в несколько лет. Акт первый. Зима 1942 года. Блокадный Ленинград. В полуразрушенном доме, от которого после бомбёжки остался лишь один подъезд, в единственной с уцелевшими окнами комнате ютятся трое подростков – пятнадцатилетняя Лика (Мария Соловей) и семнадцатилетние Марат (Дмитрий Немонтов) и Леонидик (Александр Скачков). Они сошлись в этой квартире случайно и раньше не были знакомы, а теперь им приходится делить между собой всё до последней крошки хлеба. Забота друг о друге помогает им выжить, но забота неизбежно превращается в любовь, первую, светлую и чистую, и Марат с Леонидиком невольно становятся соперниками. Но любовь-любовью, а на дворе война, и мальчикам приходится уйти на фронт.

Акт второй. Весна 1946. Марат и Леонидик возвращаются с фронта живыми. У Лики тоже всё хорошо, она поступает в медицинский институт. Каждый из подростков превратился в полноценную личность: Марат в закалённого фронтом мужчину, героя, привыкшего всего добиваться самостоятельно, Леонидик в нервичного, вечно жалеющего себя поэта-неудачника, а Лика – в серьёзную, но безвольную женщину, боящуюся признаться себе в своих чувствах.

С одной стороны, эти трое молодых людей уже стали почти семьёй. У них нет никого, кроме друга друга на всём свете, и, возможно, это знание о том, что они друг другу нужны, и позволило выжить каждому из них. При этом и автор пьесы, и режиссёр подчёркивает не только трогательную любовь между парнями и девушкой, но и нежную дружбу между Леонидиком и Маратом. С другой стороны, всё очевидней становится, что «третий лишний» и кому-то из мужчин придётся уйти, уступить Лику. И, казалось бы, зрителю абсолютно ясно, что Лика по-настоящему любит Марата. Но то ли жалость к Леонидику, то ли трусость перед настоящими чувствами, не даёт ей в этом признаться. И Марат, как настоящий мужчина, покидает поле битвы, в великодушной надежде сделать своих близких людей счастливыми.

Акт третий. Зима 1959. Нашим героям по 35 лет, Лика вот уже 15 лет замужем за Леонидиком, она готовит ему еду, шнурует обувь, договаривается о публикации его стихов. Она отказалась от научной деятельности ради своего мужа. А Леонидик только продолжает ныть. Он не стал великим поэтом, и виной тому всё на свете – редактора, другие писатели, отсутствие бумаги, только не он сам. И вот тут-то появляется Марат, бедный Марат, пожертвовавший своим счастьем во имя других. Но каково же было его удивление, когда вместо счастливых друзей он обнаруживает поставивших на своих мечтах крест задавленных бытом людей.

О чём этот спектакль? Он о войне, но скорее о войне в душах людей. Война как таковая здесь явилась лишь декорацией, внешним фактором, условием, в котором наиболее полно обнажаются человеческие чувства, слабые и сильные стороны, страхи и привязанности. Он о том, что в гражданской жизни нельзя всё поделить на чёрное и белое, на своих и чужих, как на войне. И что как бы Марату не хотелось верить в высокие идеалы, приходится делать выбор между любовью и дружбой, между счастьем и благородством.

Спектакль этот также о природе любви. О том, что настоящая любовь отдаёт и совершает подвиги, как Марат, раздобывший в блокадном городе кусочек сахара для Лики, а не отбирает, как Леонидик, съевший Ликину посылку. О том, что любовь легко спутать с жалостью (которую Лика испытавает к Леонидику), с эгоизмом (нежелание Марата признаваться в чувствах), с трусостью (Леонидик, не представляющий жизни без Лики). О том, что настоящее счастье не даётся просто. И неизвестно, почему Лика всю постановку позволяет делать выбор за неё. Возможно, из жалости к Леонидику, а, может, из-за страха остаться с Маратом. Ведь Марат сильнее, с ним не будет всё так легко и понятно, как с Леонидиком, он не будет слушаться её беспрекословно, с ним придётся работать над собой и над отношениями. Но зато он сможет дать ей гораздо больше, чем просто привязанность. Сможет сделать её счастливой.

Спектакль «Мой бедный Марат» - камерная постановка, недаром она идёт именно на малой сцене. Чувства и переживания персонажей даны как будто в увеличении под лупой, что одновременно и придаёт спектаклю интимности, и обнажает все мелкие нюансы, недоигранности и переигранности. Спишем их на премьеру и на молодость актёров. Не совсем удачной и недостаточной была декорация в первом акте – кровать в центре сцены, которая из-за кругового строения зрительного зала закрывала обзор к тому, что происходило на первом плане. Впрочем, когда во втором акте там появляется стол – он выглядит уже вполне гармонично. Но надо отдать должное режиссёру, сумевшему точно передать атмосферу и блокадного Ленинграда, и послевоенного времени, и безысходности и тоски героев. Во многом это удалось за счёт бережного отношения к тексту пьесы, которая была поставлена практически дословно.

Официальная премьера спектаклю «Мой бедный Марат» состоялась 8 мая, на неё были приглашены ветераны и участники Великой Отечественной Войны.