Статьи за 2015 год:

Архив по годам:

«Полковник-птица»: Только человек и птица могут летать

www.vtambove.ru от 18 мая 2015 года

Липецкий театр драмы имени Л.Н. Толстого представил необычный спектакль о сумасшедших людях. Современная пьеса заставляет задуматься о несчастной судьбе больных, хотя постановка затрагивает и другие важные темы.

Театр ориентирован в основном на классику, но иногда для не искушенного критическим взглядом зрителя ставит что-то современное. Пьеса болгарского драматурга Христо Бойчева «Полковник-птица» написана менее 20 лет назад. В ней чувствуется актуальная проблематика, хотя режиссер и не любит остро социальных пьес. Он ставил ее не так, как обострил ее конфликт в Украине. Спектакль зазвучал по-другому.

Сергей Бобровский, главный режиссер Липецкого государственного академического театра драмы имени Л.Н. Толстого:

Я стремлюсь к глубокой простоте, которая уходит в некоторую метафору. Спектакль не только про больных людей. Он про наши возможности взлететь над самим же собой, над ситуацией.

Балканская война в Европе. В старом заброшенном храме живут шесть больных людей. На смену сбежавшему врачу приезжает молодой доктор, готовый поддержать сумасшедших. Во времена войны никому нет до них дела: нет ни еды, ни воды, ни теплой одежды, чтобы согреться. Все просьбы о помощи игнорируют высшие посты.

Обитатели храма выживают сами по себе. Глухой Хачо, сраженный контузией, по губам телекомментаторов считывает новости в неисправном телевизоре. Это единственная связь с внешним миром, помимо телефона. Все регулярно смотрят новостные программы и узнают о военных событиях.

Огромный Матей считает себя слишком маленьким человеком, боится, что кто-нибудь на него наступит. Клептоман Киро тащит все, что попадается ему под руку, но потом кается в содеянном. Цыган Давуд страдает импотенцией и склоняет к помощи ему в этой беде единственную женщину в компании, бывшую проститутку Пепу.

Роль Пепы исполняет номинант на премию «Актер России» Владимир Борисов. Его героиня считает, что находится именно в храме, чтобы искупить свои грехи, но никак не в больнице. До конца действия так и остается загадкой: действительно ли Пепа – это женщина, или же это мужчина, считающий себя женщиной?

Лишь только русский полковник Фетисов находится в своеобразной коме. Он не разговаривает около трех лет. Неожиданно авиация сбрасывает ящики с продовольствием и военной формой, которые «пробуждают» полковника. Он смог вымыть всех сумасшедших, одеть, накормить и поставить в строй. У него получилось вылечить недуг почти каждого: он создал для всех цель, миссию – обратиться в ООН, преодолеть пять границ до Страсбурга и стать военными.

Спектакль говорит о близости понятий «норма» и «болезнь». Война переворачивает все с ног на голову. Юный доктор замечает, что не такие уж сумасшедшие эти люди. Они умеют сочувствовать, дружить, мечтать. Они просто немного не похожи на остальных.

Липецкий постановщик перенес действие пьесы в 3012-й год. Он подчеркнул универсальность истории: перед лицом войны все люди малы и одинаковы. При этом он изменил финал истории, угадав первоначальный замысел автора пьесы. Финал трагичен, заставляет задуматься о тяжкой доле больных людей и непонятной никому надобности в войне.

Свое послание ООН отряд душевнобольных отправляет с помощью перелетных птиц. Но их личный полет не удается, полковник «засыхает» вновь, наткнувшись на отказ чиновников.

Не каждого сумасшедшего человека можно окончательно назвать таковым. «Кто может ручаться, чья игра настоящая?» Отрезанные от мира, герои пьесы становятся друзьями, соратниками, не отставая от обычной жизни. Они регулярно смотрят новости, соблюдают чистоту и порядок, празднуют Новый год. Но они несчастны, потому что сумасшедшие, а таких никто не понимает.

Евгения СКВОРЦОВА