Статьи за 2019 год:

Архив по годам:

«Актеры и зрители в провинции не избалованы»

"Город48"28.02.2019

Режиссер из Санкт-Петербурга ставит на местной сцене пьесу о реалиях современной жизни. 

 
К 30 апреля Липецкий Государственный Академический театр драмы им. Л. Н. Толстого готовит премьеру — спектакль по пьесе Вячеслава Дурненкова «Экспонаты». 

Над постановкой работает приглашенный из Санкт-Петербурга режиссер Егор Чернышев. Взаимодействие провинциального театра и столичного режиссера — процесс полезный и, если можно так сказать, выгодный для обеих сторон. Для труппы и зрителей это свежий ветер и новые идеи, а для приглашенного постановщика это возможность полноценной профессиональной реализации.

— Питерский театральный рынок «перегрет» режиссерскими предложениями, — объясняет Егор Чернышев. - На каждый театр приходится не менее 20-30 режиссеров, желающих ставить, при этом, работать с тем материалом, который нравится, тебе все равно не позволят — ты будешь ставить то, что нужно театру. Режиссеру приходится подстраиваться под график актеров, которые снимаются в сериалах, и буквально умолять их приходить на репетиции. В провинциальных театрах у актеров остались понятия о дисциплине: режиссер написал расписание репетиций и все на них приходят, причем, еще и сами предварительно работают над ролями, чего в Питере сейчас не увидишь. 

К тому же, замечает Чернышев, статус культурной столицы дает людям повод для снобизма: они априори уверены в своей интеллигентности и образованности лишь потому, что живут в Санкт-Петербурге. 

Художественный руководитель театра, Заслуженный артист России Владимир Кравченко рассказал, что выбор пьес приглашенный режиссер предложил немалый, причем, перечень включал в себя и классику, и современные произведения. После совместного обсуждения решили остановиться на пьесе современного автора — одного из братьев-драматургов Дурненковых, с творчеством которых Егору Чернышову уже приходилось работать. 

Вячеслава и Михаила Дурненковых критики называют яркими представителями направления «новая драма». Причем, режиссер Егор Чернышев смог просто и доступно объяснить, чем «новая» драма отличается от старой и чего должны ожидать от нее зрители. 

— Новая драма — это ни много, ни мало, современная драматургия, которая была всегда, - рассказал режиссер. — Чехов ведь тоже был для своих современников современным драматургом. Потом был большой пласт советской драматургии — Розов, Вампилов, Володин, Петрушевская. А далее, в 90-е годы - некий провал, ощущение, что все истории ХХ века уже рассказаны, а истории XXI века еще не написаны. Теперь этот временной Рубикон перейден и мы наблюдаем активное возрождение российской драматургии. Новая драма — это, прежде всего, современный язык, действие в наших реалиях, актуальные темы. Это художественное осмысление той реальности, в которой мы живем. Через сто лет и эти пьесы станут классикой. 

Так вышло, что выбранная к постановке пьеса особенно актуальна для Липецка: по сюжету в маленький городок в российской глубинке приезжают богатые люди с намерением развивать туристический бизнес. Наши власти тоже озабочены прокладыванием в Липецкую область протоптанной туристической тропы, но режиссер Егор Чернышов сказал, что злободневность материала его волновала меньше всего — он не пользуется сценой, как агитационным плакатом. 

— Я не настолько «пафосная тварь» — я не ставлю пьесу потому, что она актуальна. Я слышу за текстом какую-то «музыку», которая мне интересна, и вижу там загадку, которую мне интересно разгадывать, и клюю на это, - поясняет Чернышов.

Режиссеру довелось ставить спектакли в разных уголках России и опыт работы в провинциальных театрах дал ему возможность посмотреть страну и сделать вывод, что не бывает в разных местах разной публики. 

— Рассуждать о том, что, дескать, в этих местах публика такова, а в других «идет» только на определенные постановки — это шовинистический обман. Это лосось «идет», а среди зрителей все люди разные, — порадовал журналистом таким ответом гость из Северной столицы. 

Сейчас работа над постановкой на стадии читки. На сцене в новом спектакле зрители увидят актеров Михаила Янко, Максима Дмитроченкова, Владимира Юрьева, Романа Коновалова, Владимира Авраменко, Валерия Брыксина, Марию Колычеву и других. 

Кстати, режиссер будет делать спектакль не один, а с собственной «бандой», как он выразился — театральным художником Никитой Сазоновым и композитором Сергеем Ушаковым. 

Другие публикации: