Статьи за 2019 год:

Архив по годам:

Егор Чернышов: «Всех, кого надо – убью»

«ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР» ОТ 18 МАРТА

Егор Чернышов — это имя липецким театралам стоит запомнить. И не только из-за того, что впереди премьерный спектакль петербургского режиссера на липецкой сцене. Во время знакомства журналистов с режиссером художественный руководитель академического театра Владимир Кравченко обмолвился: «Это только начало работы. Есть много моментов, которые должны перерасти в нечто гораздо большее, чем один спектакль».

 

Пока у театра нет своего главного режиссера. Возможно, постановка Егора Чернышова — этакие смотрины, где он может и себя показать, и познакомиться с труппой и зрителями. Правда, Чернышов уверяет, что ему нравится кочевая жизнь, от театра к театру. Во всяком случае, получить в репертуар постановку или даже несколько неординарного режиссера, о спектаклях которого охотно говорят критики — уже хороший бонус для Липецка. «Первый номер» первым знакомит липчан с режиссером Чернышовым.

 

ВЫСЧИТАЛ МАТЕМАТИЧЕСКИ

 

Егор родился в актерской семье в Твери. Получил музыкальное образование, но, как говорит сам, Моцартом не стал. С детства коллекционировал марки с картинами великих художников. С 14 лет погрузился в литературу. К 17 годам Егор, оценив свои умения и навыки, понял, что ему одна дорога — в режиссуру. В 2001 году окончил режиссерский факультет Санкт-Петербургской Академии театрального искусства (курс Григория Михайловича Козлова). Уже первый его спектакль «Бобок» в 2002 году получил приз за лучшее воплощение идей и образов писателя на VI Международном фестивале памяти Достоевского.

 

— Человек, который разбирается в музыке, живописи, литературе — это кто? Режиссер, — говорит Егор Чернышов.

ОБЪЕЛИСЬ КЛАССИКОЙ

 

Знакомиться с Липецком Егор приезжал еще осенью. Он не только посмотрел репертуар, поговорил с артистами, но и осмотрел город. Говорит, при выборе пьесы для липецкой сцены сработала интуиция.

 

— По репертуару заметно, что классикой тут уже объелись, она не особенно востребована, советская драматургия представлена немного Розовым, а современной нет совсем. Я походил по городу, посмотрел на людей, на труппу, предложил один вариант, другой — у самого ощущение: что-то не то. Потом вспомнил про пьесу «Экспонаты» Вячеслава Дурненкова и понял: вот этот текст здесь будет органичен.

 

Я КЛЮЮ НА ЗАГАДКУ

 

Вячеслава Дурненкова Чернышов ставит впервые. До этого работал с пьесами его брата, Михаила. Дурненковы — яркие представители так называемой новой драматургии, которая возникла в нулевые после молчания 90-х. Чернышов ставит все: от классики до современной драмы, но все же ставку делает на новую. Можно сказать, сам ее активно продвигает. В 2012–13 он работал главным режиссером Норильского Заполярного театра. Под его руководством в театре стали регулярно проводиться «читки» современных пьес, по его инициативе прошла первая Лаборатория современной драматургии «Полярка». Что импонирует в питерском режиссере — он с удовольствием хвалит современных драматургов, которых называет будущими классиками.

 

— Новая драма — это огромный, еще не освоенный театром пласт. Спектр пьес колоссальный: есть радикальные, которые подойдут только для малой сцены, а есть традиционные, которые вполне. Новая драма отличается от классики языком — он конкретен. Она работает не с абстрактными темами, а с теми, что возникают в обществе именно сейчас. Новая драма занимается художественным осмыслением той реальности, в которой мы находимся. Делает это в том лексическом поле, которое окружает нас, используя приемы и особенности, которые появились уже в XXI веке.

 

В «Экспонатах» Дурненков использует мат. Была бы моя воля, я бы его оставил, он меня не пугает, но есть федеральный закон. Мат — низкий регистр русского языка. Запретить его — то же самое, что запретить две клавиши на фортепиано. Понятно, что они используются редко, только когда нужно, но ведь бывает нужно. Через 100 лет эти пьесы будут считаться классикой, ведь и про Чехова когда-то спрашивали, а станет ли классикой он. Я в принципе не ставлю пьес, которые мне неинтересны. Я не пафосная тварь — не буду делать спектакль, потому что так актуально. Театр — это не транспорт, театр — о другом. Если я слышу за текстом музыку, которая мне интересна, и загадку, которую мне хочется разгадать, я на это клюю.

 

ЗРИТЕЛЬ — ЭТО ПОТРЕБИТЕЛЬ

 

Чернышов поставил спектакли в 20 городах России. Большинство — со своей «бандой»: художником Никитой Сазоновым и композитором Сергеем Ушаковым, с которыми познакомился еще в Санкт-Петербургской академии искусств. Одной из последних их работ была «Дуэль» по повести Чехова в Кировском театре. Премьера прошла в феврале. В Липецке идут первые репетиции. В спектакле задействована почти вся труппа. Говорить о генеральной линии постановки Чернышов пока не стал — идет монтаж сцен, ему хотелось бы сделать спектакль более поэтическим, добавить песен Егора Летова. Но в чем он вполне уверен: несмотря на трагическую развязку пьесы, финал спектакля будет светлым.

 

— На малой сцене можно делать тотально трагичный финал. Большая сцена — это другая психология пространства. Люди приходят в большой зал, садятся в удобные кресла, они — больше потребители. Но это не значит, что на большой сцене нужно делать непременно хэппи-энд. Надо дать надежду, чтобы люди ушли не с ощущением безнадеги. Да, финал у пьесы жесткий, уходит в трагедию. Но найдем тональность, что-то забрезжит. Это не значит, что кого-то не убью. Всех, кого надо — убью.

Текст: Наталья Горяйнова 

Другие публикации: