Статьи за 2020 год:

Архив по годам:

Хранитель традиций

Газета "Первый номер" №01 (274)

13.01.2020 г.

Липчане знают Владимира Юрьева как талантливого актёра. Театралы могли оценить его игру в премьерных спектаклях «Кентервильское привидение», «В день свадьбы». Но мало кто знает, что он ещё и участник ансамбля «Воскресение». Уже много лет ведёт группу во ВКонтакте «Традиционная культура Липецкой области» и канал на Youtube «Фольклор Липецкой области». Артист и фольклорист — в рубрике «Наши люди».

 
Традиционно русские одежда, музыка, кулинария, обряды — всё это сферы интересов Владимира Юрьева. Он своими руками изготовил лапти, жалейку, пастуший рог. 
 
«ВОЛЧЬИ» ГУСЛИ 
 
Первым инструментом, который Владимир Юрьев сделал своими руками, были гусли. Они были нужны как реквизит для спектакля «Слово о полку Игореве», который в тетаральном институте ставили на древнерусском языке. 
 
— Сейчас я бы, конечно, сделал их по-другому. Тогда я только начинал изучать, как изготавливать инструменты. Информацию было трудно найти, компьютеров не было. Мне попалась книга с чертежами. Выбрал форму гуслей, которая мне понравилась, вырезал деталь из фанеры, струны взял от пианино. Потом понял — струны надо другие, материал другой, — признаётся мастер. 
 
Сейчас липецкий фольклорист воссоздаёт старинные инструменты не только по чертежам из книг, но и по воспоминаниям старожилов липецких сёл. Он отлично разбирается в «музыкальной географии». Например, гусли характерны для севера России. В Липецкой области на них играли только в селе Волчье Добровского района.
 
ЗАБЫТЫЕ  МЕЛОДИИ 
 
Традиционный инструмент для нашей области — жалейка. Дудочка из камыша пользовалась народной любовью до того, как стала популярна гармонь. Под её протяжный плачущий звук играли свадьбы, плясали на праздниках, пасли коров. 
 
В каждой местности свои особенности изготовления жалеек. Сами дудочки, конечно, не сохранились, — рассказывает Владимир. — Они из камыша, выходят из строя на раз-два.
 
На жалейке играли как традиционные наигрыши — «Страдания», «Матаню», «Барыню», «Канарейку», так и протяжные песни. 
 
— Инструмент я могу создать, но, к сожалению, то, как именно играли, можно только реконструировать. Этнографы не записывали игру на жалейке, — поясняет фольклорист. — Сейчас бабушки могут напеть мотив, который когда-то наигрывал музыкант. Но уже нет тех, кто владеет инструментом. 
 
ЛАПТИ  КАК  КУЛЬТУРА
 
 Только за последний год Владимир Юрьев побывал в Усманском, Данковском, Краснинском районах вместе с этнографическими экспедициями из Воронежской академии культуры и Санкт-Петербургской консерватории, опросил более 50 жителей. Узнал много о народных инструментах и заодно научился плести лапти. Для него каждая поездка — маленькое приключение, открытие жизни по-русски. 
 
— Соковое, летнее, лыко жёлтое. Его собирают до Петрова дня (12 июля) — снимают, пока идёт сок, — рассказывает Владимир о плетении лаптей. — Берут деревца, толщиной в руку. Надрез делается снизу, кора снимается одним длинным лоскутом. Потом сматывается, сушится. 
 
Юрьев — один из немногих в Липецкой области, кто освоил это умение. Обучался у мастерицы из села Преображеновка Добровского района Марии Михайловны Суховой. Первый день плели с утра до ночи, на второй ездили в лес на заготовку лыка — промысел простой, но без знания этапов процесса изделие не изготовить. 
 
— Преображеновские лапти включены в реестр нематериального культурного наследия, — отмечает Владимир Юрьев. — Мария Михайловна родилась в 30-х, всю жизнь профессионально плела лапти, ходила по деревням и продавала их. До сих пор ей делают заказы фольклорные коллективы и школы искусств. 
 
Владимир Юрьев сплёл пять пар лаптей, но признаётся, что до сих пор осваивает тонкости мастерства и не устаёт восхищаться русской смекалке. Осенью он провёл серию мастер-классов в Музее живой истории. Говорит, забытый промысел вполне может заменить кроссворды — расчёт плетений даёт пищу для ума. 
 
Текст: Юлия Кобзева 
 
Фото: Cергей Паршин