Статьи за 2020 год:

Архив по годам:

Спектаклю нужен машинист

https://lg.lpgzt.ru/aticle/spektaklyu-nuzhen-mashinist.htm/?sphrase_id=40505
Михаил Зарников | 22.01.2020 06:10:16
 
 
 

Работа кипит. Слева направо: Владимир Симгаев, Антон Гостюк, Джес (Павел Маяков) и Александр Скачков. Фото Николая Черкасова

Любой театр жив не только талантливыми актерами. Корреспондент нашего издания провел один день вместе с машинистами сцены в Липецком театре драмы имени Л.Н. Толстого, чтобы рассказать об этой незаметной, но значимой профессии.

Спектакль начинается отнюдь не по третьему звонку. Его рождение происходит в пустом безмолвном зале, где чуть свет на сцену выходят одни из множества участников таинства — машинисты сцены. Восемь человек работают в две смены: первая начинается рано утром, а во второй половине дня приходят остальные.

Утро начинается со сбора в монтировочном цеху. Каморка с вешалкой и двумя диванами, стол с инструментами и тумбочка для чайника с едой — здесь живут машинисты в перерывах между работой. Вместе с чаем мне выдают комбинезон одного из сотрудников, который должен прийти позже.

Что не увидит зритель

— Это спецодежда нашего работника года, — деловито сообщает машинист Александр Скачков. Александр совмещает любимую специальность с физическим, но не менее творческим трудом. — Он именует себя Джес и другим советует. Но  зовут его Паша Маяков.

День начинается размеренно. Все приходят заранее и знают положенные сроки. Сегодня к девяти утра. А заканчивают, бывает, и ночью: это зависит от наполненности афиши и сложности в сборке-разборке конкретных декораций.

— Сегодня будут репетировать «Смерть Ивана Ильича», ее давно не ставили, так что первая задача — найти нужные декорации среди остальных, — шутит заведующий цехом Игорь Сысоев.

Отыскать что-то в подсобных помещениях театра — задача невыполнимая для постороннего. Но машинисты с легкостью ориентируются в коридорах и складских помещениях — среди огромных запасов мебели, стенок, фанерных плит, стоек и других элементов обстановки былых и будущих представлений. Постепенно переносим нужное на сцену, начинается монтаж. Мне доверяют прикручивать секции декоративного пола — фанерные листы, раскрашенные под плитку. Шуруповерт легко загоняет саморезы в дощатый настил сцены. С боков к участку с «полом» прикручиваем стесанные рейки — чтобы кровать на колесиках заехала. Другая работа мне почти не достается: откуда принести и куда залезть, знают только «местные». Но поговорить за делом приятно всем.

— Я к отцу переехал из Тейково, что в Ивановской области, — рассказывает Эльдар Мамедов. Отец его Эмин Мамедов тоже начинал машинистом, а теперь — ведущий мастер сцены и педагог в детской театральной студии. — Здесь совсем недавно работать начал, но дело нравится.

По стопам отца Эльдар пока не надумал идти. Но — кто знает, как театр изменит его судьбу.

Александр Марсанов, педагог по образованию, переехал из Тамбова десять лет назад и думал найти себе временную работу. С тех пор и работает в драмтеатре, уже занимает должность старшего машиниста.

— Главное для нас — подготовить сцену для безопасной работы актеров, — говорит он. — Из зрительного зала может казаться, что на сцене все легко и удобно. Но любое действие машинистра сопряжено с риском.

Бригада дружно собирает и поднимает стенку, состоящую из секций сварных рам, обтянутых тканью. Масса большая, поставить можно только впятером.

— Нам нельзя пропускать ни одного шурупа, ни одной болтающейся стойки, - говорит стармаш. — Иначе людям грозит беда. Стараемся делать работу на высшем уровне. И все равно — огромное облегчение испытываем, когда спектакль благополучно завершен и довольный зритель благодарит актеров аплодисментами. Мы чувствуем и свою заслугу, ведь в успешное представление вложен и наш труд.

В театре лишних нет

— Мы все здесь не работаем, а живем, сцене можно отдать только всю душу, — с гордостью говорит актер Андрей Литвинов. В своей профессии он уже 15 лет. Свободные минуты до выступления Андрей часто проводит вместе с работниками сцены. Где провезут очередную декорацию, откуда выйдет действующее лицо — все надо предвидеть и обговорить, иначе спектакль может пройти неудачно.

— Не все тесно общаются с машинистами, но свысока на них не смотрит ни один актер, — уверяет Андрей. — Каждый понимает: профессии одинаково важны для сцены. Поэтому своих коллег по театру мы уважаем.

Вся сцена изрисована пометками. По ним выравнивают декорации для спектаклей. Например, часы, кровати или камин с аркой высотой в два с лишним человеческих роста. Реквизит ставится не только на неподвижные доски. Есть на сцене круг и кольцо — участки пола, сменяющие декорации поворотом за счет моторов под сценой. Управляется система пультом, как и софиты, и десятки штанкетов с кулисами на лебедках, уходящих в лабиринт инженерных сетей под потолком.

— Головы! — шумит стармаш, приводя в движение очередную штангу. Нужно осторожно проверить: не зацепит ли декорации, не помешает ли актерам. Коллеги вспоминают случай, произошедший без их участия: огромный противопожарный занавес в виде бетонной плиты начал опускаться без причины — кто-то на вахте случайно нажал не на ту кнопку. И такое случается в театре.

В рабочих хлопотах и не без перекуров проходит день машиниста. Сборка для репетиции, после нее — дополнительные приготовления перед спек­таклем, затем — смена декораций.

— Действия на сцене — лишь верхушка айсберга, — подчеркивает заведующий художественно-постановочной частью Альберт Грачев. Он пристально следит за работой и руководит. Бывший военный летчик нашел свое место в созидательной профессии: уже двенадцать лет он занимается невидимой зрителю подготовкой спек­таклей. — В представлении могут участвовать всего несколько актеров, но за каждым действием стоит труд огромного количества людей. Когда кто-то устраивается на должность, мы поначалу учим его всему необходимому, смотрим, на что он годится. Но затем человеку приходится решить, готов ли он с головой уйти в эту работу. Лишние люди в театре не остаются — только те, кто предан своему делу всей душой. 

 

Александр Марсанов за пультом управления. Сцена в надежных руках!
 
 

Можно сыграть Пушкина в перерыве