Статьи за 2022 год:

Архив по годам:

Новый виток в жизни старой усадьбы

Липецкая газета 31.08.2022 https://lg.lpgzt.ru/aticle/novyy-vitok-v-zhizni.htm/

Антон Павлович Чехов с супругой хозяина усадьбы — Елизаветой Андреевной Семеновой

В деревне Рязанка Чаплыгинского района отметили 25-летний юбилей музея-усадьбы Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского и 195-летие со дня его рождения. Праздник посетил писатель Антон Павлович Чехов в сопровождении героев своих литературных произведений. А встречала классика супруга Петра Семенова — Елизавета Андреевна.

Интерактивная программа продолжилась показом сцен из чеховских произведений, что создало эффект погружения в жизнь усадьбы XIX – XX веков.

В этом году Липецкая область стала одним из семи регионов-участников федерального проекта Министерства культуры РФ «Театр в усадьбах». Благодаря этому гости юбилейного праздника смогли поучаствовать в программе «Чехов в усадьбе» и увидеть спектакль «Пришел! Увидел! Полюбил!» Липецкого государственного академического театра драмы имени Льва Толстого.

Пришли, увидели, полюбили

Все в этот день было неслучайным, символичным и взаимосвязанным. Современники Петр Семенов, Антон Чехов и Лев Толстой общались между собой и даже сотрудничали. Как известно, Семенов — географ и великий путешественник, покоривший Тянь-Шань, — был организатором первой всероссийской переписи в 1897 году. В ней же принимали участие Чехов и Толстой.

Идеи и духовно-нравственные искания Льва Николае­вича нередко используют в своем творчестве режиссеры и артисты академического театра. Всему театральному миру известна «липецкая чеховиана». Чехов и Толстой в семидесятых годах вдохновили тогдашнего художественного руководителя липецкого академического театра Владимира Пахомова, и он предложил сыграть спектакли в местах, связанных с авторами пьес. Артисты выезжали в музей -усадьбу Чехова, в толстовскую Ясную Поляну и другие усадебные комплексы. Удавшийся тогда театральный эксперимент в минувшую субботу приобрел новое смысловое содержание.

Интерактивное действо разворачивалось сразу в нескольких локациях парка. Будто невидимая спираль времени объединяла гостей усадьбы из XIX и XXI веков, и мы чувствовали себя невольными свидетелями чужих диалогов. Все факты, обыгранные во встрече Чехова и супруги Семенова на крыльце усадьбы и в театральных мизансценах, исторически обусловлены. А персонажи искрометной комедийной постановки «Пришел! Увидел! Полюбил!» вполне могли быть прототипами соседей Петра Петровича Семенова- Тян-Шанского.

Классика вечна

Юмор Чехова, который на празднике вступал в диалог со своими персонажами, подчеркивал, что классика вечна. Так, в общении с героиней пьесы «Вишневый сад» гувернанткой Шарлоттой Ивановной Чехов сообщил ей о важности хорошего питания.

— Антон Павлович! А как вы думаете, чем кончится война?

— Вероятно — миром...

— Ну да, конеч­но! Но кто же победит? Греки или турки?

— Мне кажется — победят те, которые сильнее...

— А кто, по-вашему, сильнее?

— Те, которые лучше питаются и более образованны...

— Ах, как это остроумно! А кого вы больше любите — греков или турок?

— Я люблю — мармелад... а вы — любите?

— Очень! Он такой ароматный!

— Так угощайтесь!

Чехов оставил памятную надпись в книге гостей, которую предложила ему хозяйка, и дал старт показу спектакля «Пришел! Увидел! Полюбил!», который был поставлен по его шуточным пьесам «Медведь» и «Предложение». И вот из усадьбы Семенова-Тян-Шанского мы уже перенеслись в поместье вдовушки Елены Ивановны Поповой, куда прибыл и персонаж этой пьесы Григорий Смирнов, требуя вернуть долг покойного супруга хозяйки. Их забавная ссора на наших глазах переросла в трогательную историю любви.

Проект Минкультуры важен тем, что позволяет отдаленным музеям-усадьбам встать в один ряд с ведущими театрами. А люди чувствуют, что они не забыты и могут, как и жители больших городов, прикоснуться к великой культуре России.

А затем усадьба снова трансформировалась, и зрители оказались в гостях у помещика Чубукова, где жених-недотепа Иван Васильевич Ломов пытался сделать предложение руки и сердца дочери хозяина Наталье Степановне, однако ввязался в хозяйственные споры. Но в результате все сложилось наилучшим образом, и гости Рязанки вернулись к Семеновым-Тян-Шанским. Праздник продолжился усадебными играми, чаепитием, экскурсиями и мастер-классами.

На фестивале побывал прямой потомок Петра Петровича — его правнук Александр Владимирович Семенов-Тян-Шанский.

— У меня нет слов от того счастья и радости, которые я испытываю, наблюдая, как развивается усадьба, какие мероприятия здесь проходят. Хотя музей отмечает 25-летие, фактическое его развитие и благоустройство началось четыре года назад. До этого времени здесь была только экспозиция и моральная разруха — территория, заросшая бурьяном. Теперь же с каждым годом становится все лучше, интереснее, профессиональнее. Увидев сегодняшний праздник, людей, которые пришли отметить юбилей моего прадеда, я понял, что музей живет не только прошлым, он начинает жить будущим. Мы, потомки, часто приезжаем сюда, потому что родовая усадьба дает нам вдохновение. И я желаю усадьбе успеха и процветания! — поделился эмоциями Александр Владимирович.

Творческая подпитка

В этом году грант Минкультуры РФ получили только семь регионов — Карелия, Севастополь, Хакасия, Татарстан, Московская, Липецкая и Рязанская области. Куратор и разработчик федерального проекта «Театр в усадьбах», доцент ГИТИСа Юлия Большакова рассказала, что организаторы сами предложили театру имени Толстого принять участие в проекте, несмотря на то, что заявок от регионов было много. Наш коллектив с радостью и благодарностью принял предложение.

Как пояснила Юлия Борисовна, в нашем регионе работают творческие люди и надежные партнеры. Это показал и совместный проект «Вы в небо ушли», воплощенный в жизнь два года назад. Идея проекта «Театр в усадьбах» не только в том, чтобы театры и усадьбы разных уровней и различных направлений взаимодействовали между собой. Важно, чтобы появлялась свежая энергетика, оригинальный творческий продукт, сопряженный с конкретным местом, его географией, историей. Театральный коллектив осваивает новое пространство в своей профессиональной деятельности, а музей получает колоссальную подпитку благодаря театральному искусству.

— В этом году отмечается 195 лет со дня рождения Петра Петровича, а значит, через пять лет у нас в стране будет Год Семенова-Тян-Шанского. Старт проекта в Липецкой области даст возможность активно развивать музей-усадьбу. Сегодня я наблюдала, как гости воспринимали интерактивную программу. Многие дамы были в длинных платьях, в шляпках. Люди специально ехали в барскую усадьбу, чтобы стать соучастниками действа. И это очень трогательно! — отметила Юлия Большакова.

Много отзывов от постоянных посетителей усадьбы получил в этот день научный сотрудник музея-усадьбы Семенова-Тян-Шанского, автор двух монографий по ее истории Александр Богданов.

— Для усадьбы это большое событие, настоящий эмоциональный взрыв! Для меня это место родное, я работаю здесь 15 лет. А сегодня почувствовал, что произошло взаимопроникновение разных эпох, личностей — прошлого и настоящего. Все было по-домашнему. Вспомним, ведь в русских усадьбах всегда сохранялась традиция домашних театров. Новые технологии позволили перенести спектакли из домашних стен в парк. Реакция зрителей была очень теплой и неформальной. После спектакля ко мне подошла жительница села Урусово, пенсионерка. Она говорит: «Я помню, что здесь было 25 лет назад, и вижу, как сейчас все изменилось. Это что-то необыкновенное, небо и земля!». Я и сам считаю, что в этот день будто что-то повернулось в истории усадьбы, — поделился Александр Александрович.

Опыт Хакасии

 

На празднике в Рязанке побывал гость из Хакасии Леонид Горбатов. Общественный деятель, научный сотрудник музея- заповедника «Хуртуях тас», председатель Совета старейшин Аскизского района передал области эстафету «Театр в усадьбах».

Хакасия стала одним из семи регионов, получивших поддержку от Минкультуры России, и неделей ранее в селе Верхняя Тея, на малой родине легендарного хакасского писателя, поэта, драматурга, исполнителя героического эпоса Михаила Кильчичакова, прошла творческая встреча в литературном музее его имени, в которой приняли участие актеры кукольного театра.

Верхняя Тея находится на расстоянии более 160 километров от столицы Хакасии — Абакана, в деревушке не более 100 жителей и 12 детей. Произведения Кильчичакова ставились практически на всех сценах областных театров, но у сельчан не было возможности увидеть постановки, хотя память о знаменитом земляке они берегут. В рамках проекта артисты театра кукол показали юным сельским жителям спектакли «Медвежонок и бурундук» и «Собиратель стрел» по мотивам хакасских леген.

— Для нас большая честь и радость — участвовать в проекте. В Хакасии произошел музейный бум. Активисты стали развивать исторические и культовые места, которые зачастую находятся далеко от центра. Превратили их в музеи. Но был нужен академический подход. Проект Министерства культуры — большая поддержка для нас. А людей важно приобщать к театральному искусству. Не у всех сельчан есть возможность ездить в большие города, посещать культурные заведения, — рассказал Леонид Горбатов.

Проект Минкультуры важен еще и тем, что позволяет отдаленным музеям-усадьбам встать в один ряд с ведущими театрами. Люди чувствуют, что они не забыты и могут, как и жители мегаполисов, прикоснуться к великой культуре России.

— Этот творческий день дал очень многое, — отметил Леонид Васильевич. — Собрались все жители села, бабушки удивлялись: «Надо же, к нам даже на свадьбы столько людей не приезжает!». Они радовались, делились эмоциями. Хакасский народ бережет свои обычаи и традиции, люди хранят их без всяческого стремления популяризировать, используют в быту. Например, у нас сохранились обычаи кормления огня, который считают божеством, окуривания жилища дымом священных трав. В селах люди и сейчас носят национальные костюмы. Когда артист выходит и совершает знакомые всем народные обряды, зритель понимает его и становится соучастником действа. Когда театр приезжает в деревню, он использует для постановки все, что есть в селе — деревья, пеньки, бытовой реквизит. Границы между актерами и зрителями, между игрой и жизнью практически стираются. Наши дети, которые увидели актера-бурундука, поверили, что он настоящий, пришел к ним из леса, говорит на их языке. Увидев такие живые эмоции, мы решили продолжать выездные спектакли с интерактивной программой. Пообещали сельчанам, что до конца года привезем еще четыре постановки.

С опытом Хакасии познакомилась директор липецкого театра драмы Татьяна Горелова. Она также побывала в Верхней Тее, понаблюдала за игрой артистов республики, увидела впечатления сельских жителей.

— Детей нельзя обмануть. Я видела, что юные зрители стали полноправными участниками сказки. Артисты играли так, что дети им верили! Посещая другие места, учишься новому, пользуешься опытом. В Хакасии я открыла для себя, что музей- усадьба может быть небольшим, состоять из трех юрт. И посмотрев усадебные спектакли и в Хакасии, и у нас, я осознала, что это совершенно новый творческий проект. Верю, что он будет продолжаться. Будем работать, будем развиваться! — пообещала Татьяна Горелова.

Фото Сергея Литаврина 

 


Другие публикации: