Статьи за 2022 год:

Архив по годам:

Режиссёр Елена Оленина: "ИМЯ ТОЛСТОГО ОБЯЗЫВАЕТ ТЕАТР ЗАНИМАТЬСЯ ПРОСВЕЩЕНИЕМ"

Газета "Первый номер" №34 (408)
 
Г лавным режиссёром и директором театра имени Толстого 29 августа
назначили заслуженную артистку России Елену Оленину. Липецкому зрителю актриса и режиссёр хорошо известна: Елена Оленина — ученица Владимира Пахомова, который 30 лет возглавлял театр. В Липецке она сыграла первые роли и поставила первые спектакли. После отъезда в Москву не раз в качестве режиссёра приезжала в наш город. Откроется новый 102-й сезон премьерой её «Табачного капитана», который посвящён празднованию 350-летия Петра I.

Когда мы договаривались о первом интервью с Олениной в качестве художественного руководителя театра, нам дали время на выбор: восемь утра или поздно вечером. Её рабочий день начинается рано утром и заканчивается за полночь. На вопрос, есть ли время на сон, Оленина заметила: пока трёх часов хватает. Перед интервью Елена Александровна провела экспресс-экскурсию по закулисью — объяснила, почему откладывается открытие сезона, для чего отдала памятную табличку с барельефом Пахомова на реставрацию и что она в первую очередь сделает как директор. Творческие планы главный режиссёр озвучит перед открытием 38-го международного фестиваля
«Липецкие театральные встречи».

— Елена Александровна, не страшно ли возвращаться в театр, где вы выросли в качестве директора и главного режиссёра, ведь теперь вашу работу будут рассматривать тщательно, под лупой?

— Я бесстрашная. Прошла очень серьёзную школу. Но уровень ответственности высочайший. Надеюсь, мне помогут мои знания, силы, опыт, навыки, связи, умение найти общий язык и выстроить взаимоотношения. В любви и дружбе можно решать многие проблемы.

— А для чего было совмещать две должности — главного режиссёра
и директора? Не помешает ли это творчеству?

— Если коротко — для того, чтобы в театре не было раскола. Функция главного режиссёра — думать о репертуарной политике, об актёрах, о перспективе развития каждого из них индивидуально и коллектива в целом. Директор же занимается хозяйственной частью, начиная от туалетной бумаги и заканчивая фасадом театра, поиском средств на постановку спектаклей.

Директор и режиссёр — две сильные личности. Бывает, что они работают в тандеме и слышат друг друга, но зачастую возникают противоречия. И если в театре возникают конфликты, а в творческих кругах они гипертрофированы, то в этой ситуации позиция директора
и главного режиссёра должна быть единой, иначе в коллективе будет раскол и театр разрушится.

Для меня пример — Владимир Михайлович Пахомов, Мастер и Учитель с большой буквы. Когда он приехал в 1977-м в Липецк, здесь был раскол: режиссёры долго не выдерживали, уходили один за другим. И когда Владимир Михайлович в первый день своего приезда увидел, что
творится на сцене, а сцена — это лупа, через которую видно всё: ссоры, конфликты и раздоры в коллективе, он тоже хотел уехать. Но потом засучив рукава начал пахать, работать над тем, чтобы увлечь людей общей идеей. В результате взял на себя и функции директора, потому что директор не успевал за ним. Он стал худруком театра, объединив две функции в одной. И раскол ушёл из театра.

— Вы думали о том, что станете главным режиссёром театра имени Толстого?

— Владимир Михайлович ввёл меня в режиссёрскую профессию и надеялся, что я подхвачу его дело и останусь в театре минимум главным режиссёром, он к этому меня готовил. Наши разговоры в то время были очень эмоциональны, потому что я как Ванька на лопате
у Бабы-яги: нет, в это пекло не полезу. И если до 1998 года, когда я поставила свою первую большую режиссёрскую работу «Кровавая свадьба», у меня был шанс выпрыгнуть из этого пылающего поезда, то теперь нет. Думаю, Владимир Михайлович, наблюдая сегодняшнюю ситуацию, посмеивается. Как говорится, хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах.

— Вы пришли со своей командой?

— Во многих театрах директор и главный режиссёр — одно лицо. Но он опирается на помощников. Когда мне поступило предложение, чтобы я возглавила театр, я сказала, что один в поле не воин, поэтому прийти должна с командой, с людьми, которые подставят мне плечо и будут отдаваться театру так, как я сама привыкла себя отдавать. Но я не приехала «с шашкой наголо», чтобы вырубить всё, что было
до меня, привезти команду, сделать «вампуку» (понятие, обозначающее всё трафаретное и нелепое в театре. — Прим. ред.) и исчезнуть. Это не про меня. Мне хотелось, чтобы наш театр стал местом притяжения не только для Липецкой области, но и за её пределами, как когда-то мечтал мой Учитель. Чтобы люди поверили в мою идею и с этой верой пошли за мной.

— И вы начали с ремонта театра…

— Мы чуть сдвинули начало театрального сезона. Сейчас меняем стёкла на фасаде, но это не благодаря мне, это заслуга предыдущего руководства театра, спасибо огромное им за это. Я только должна
следить, чтобы ремонт качественно сделали. И администрация области к этому подключилась. Значит, они ценят это место, ведь театр — это лицо не только актёров, которые в нём работают, это облик того места, где он находится. Я мечтаю, чтобы театр был красивым, чтобы он
стал магнитом. Мне хотелось, чтобы сюда потянулись такого уровня личности, как приезжали при Владимире Михайловиче: Смоктуновский, Евстигнеев, Табаков, Броневой, Гафт...

— Сколько себе даёте на реализацию планов?

— Технически договор с директором заключается на год. Но политика театральная не строится на год, минимум — три года. Только со временем будет виден результат, который ты закладываешь сейчас: и воспитание зрительской аудитории, и выстраивание репертуара.
Имя Льва Николаевича Толстого, которое носит театр, обязывает заниматься возрождением, просвещением и верой. И всё это в любви. Очень хочется не только возродить старые традиции, но и поднять их
на новый уровень. Хочу привлечь в Липецк выдающихся режиссёров, художников, хореографов.

— То есть вы одна ставить не будете?

— На мой взгляд, театр одного режиссёра не так интересен. У меня нет ревности. Я люблю талантливых людей. Только талантливые сподвижники способны на приключения и стремление к Великому.
Люди нашего театра, наши зрители познакомятся с интереснейшими личностями. И это станет возможным уже на ближайших театральных встречах. Пока фамилии тех, кто приедет, не озвучиваю. Но это будут встречи с уникальными режиссёрами, и не только, в контексте будущей репертуарной политики театра.

— Вас считают продолжателем пахомовских традиций. Два года назад
в театре заявили, что у нас откроется театр юного зрителя. Будет ли ТЮЗ?

Будете ли продолжать пахомовский зрительский эксперимент?

— Да, в труппе появились молодые актёры. Но вы же понимаете, что в любом театре делить актёров нельзя. Театр — коллективное, ансамблевое дело. Актёр должен расти на разных ролях и различной режиссуре. Он не может играть только принца из спектакля в спектакль.

Открытие ТЮЗа будет необычное, 27 октября на малой сцене спектаклем «Маленький принц». Очень символично, что в год, когда я приняла на себя руководство театром, ставится именно «Маленький принц», которого когда-то ставил Владимир Михайлович. Это был
гениальный спектакль в оформлении Леонида Россохи (художник-постановщик Одесского музыкального театра и Одесской киностудии. — Прим. ред.). Народный артист, лауреат Госпремии Михаил
Леонидович Янко, золотой фонд нашей труппы, играл лётчика.
И то, что полвека назад придумал Владимир Михайлович, станет вектором развития детского эксперимента. Пахомов говорил, что нельзя экономить на детях. Нужно брать лучшего художника
и делать лучшие декорации, необходимо, чтобы у детей был лучший репертуар, в котором бы играли лучшие актёры — так прививать вкус и любовь к театру с детства. Театр для юного зрителя должен стать вдохом на всю жизнь.

Но у нас больше всего обделён подростковый зритель. Мало ставится спектаклей для них, поэтому и возникла идея поставить «Алые паруса».

— Про это давно говорили. Всё-таки они у нас появятся?

— Причём это будут не просто «Алые паруса», а спектакль с великолепнейшей балетмейстерской работой, это будет пластический спектакль. Все знают про Ассоль, но мало кто вспоминает про Грея.
Если про Ассоль, то только девочки пойдут на спектакль.
А чем парни плохи? Почему нельзя показать историю Грея, который в благости воспитывался, всё имел, а потом от этого отказался ради своей мечты. Нужно поднять мужскую энергию в мальчишках, чтобы поняли, почему он выбрал Ассоль среди других девушек. У него другие критерии: романтизм, честность, вера в справедливость, умение воплотить в жизнь не только свою, но и чужую мечту и вообще любовь к жизни.

— Ваш план-минимум на ближайшее время?

— Войти в курс дела, а театр — дело хлопотное. Дальше распределить правильно работу — любое подразделение требует чёткого планирования. Наладить этот механизм, чтобы потом можно было
полностью отдаться творчеству. Так что как режиссёр я в розовых очках, как директор — двумя ногами на земле.

_____________________________
Беседовала Наталья Горяйнова
Фото: Оксана Макарова
и из архива «Первого номера» 
 
 
 

Другие публикации: