Статьи за 2010 год:

Архив по годам:

Счастье не купишь

Газета "Молодежный вестник" от 08 ноября 2010 года

Через десять дней в Липецком государственном академическом театре драмы имени Л. Н. Толстого состоится премьера спектакля «Месье Амилькар» по пьесе французского драматурга Ива Жамиака. О чем расскажет француз нашему зрителю? Помнится, режиссер Сергей Бобровский обещал комедию.

– Перечитал много материала, – признается он. – Все комедии положений не глубоки, к сожалению. Смеешься весело, а с душой ничего не происходит. Впечатление остается как от анекдота, потому что пьесы духовно не питают. Я себе этого уже не могу позволить.

Но я обещал комедию, поэтому обратился к пьесе «Месье Амилькар». Все проблемы, которые в ней поднимаются, актуальны для наших дней, хотя написана она в семидесятые годы прошлого века. В ней много юмора, лирического и драматического, а главное – хороший баланс. Другой такой пьесы, к сожалению, не знаю.

ОПЯТЬ ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

Как всегда, Бобровский «копнул» вглубь, заглянув в потаенные уголки человеческой души. На поверхности осталось сходство явлений, наполняющих историческое время. Многие социальные процессы, пережитые французами в семидесятые годы прошлого века, наблюдаются в обществе сегодня. Взять хотя бы так называемую сексуальную революцию или резкое расслоение на бедных и богатых. А ведь все на все влияет, и в искусстве появился новый тип героя. Месье Амилькар – один из них.

Пару лет назад от него ушла любимая женщина. Он не может ее забыть и, предпринимая попытку избавиться от одиночества… покупает жену, дочь, друга. В самом прямом смысле.

Бобровский поставил спектакль о простой человеческой истории и невозможности помочь тому, кто глубоко одинок и сознательно закрывается от целого мира.

– Здесь нет ни плохих, ни хороших, – поясняет Сергей Александрович. – Жизнь бьет человека в уязвимое место. Кто-то держит удар, а кто-то гибнет в этой ситуации. Бухгалтер Александр Амилькар глубоко ранимый человек и не знает, как справиться с одиночеством. Он совершает преступление, чтобы создать видимость нормальной жизни, сколотить домашний театр, где возможно семейное счастье. Конечно, это авантюрный проект, но ситуация складывается так, что все в разной степени вовлекаются в игру, и мы понимаем, почему Амилькар пошел на такой шаг.

ЧТО К ЧЕМУ

Поначалу все думают, что он очень богат и так развлекается. Почему бы не заработать, подыграв странному господину? Лишь одна Элеонора приходит с другим интересом, жертвуя поездкой в Голливуд. В Амилькаре она видит человека, в чем-то очень близкого ей. Он же вспоминает свою Катрин, на которую как две капли воды похожа женщина. Ему хочется верить в то, что жена не уходила. Для влюбленной Элеоноры это удар, но она держит его до конца.

Интересно развиваются отношения между Александром и «купленным» другом Машу. Постепенно и в них возникает «потепление». Машу – нищий художник, и договор с Амилькаром для него просто спасение. В знак благодарности за такую поддержку он дарит эксцентричному месье портрет Элеоноры, и тот понимает, что полотно написано рукой настоящего мастера.

Машу влюблен в Элеонору, но, видя, что она неравнодушна к Александру, уходит. Художник поступает по-дружески, но Амилькар считает это предательством. Удар, который он не выдерживает.

– Все так похоже на жизнь, – утверждает режиссер. – Грань между чувствами настолько тонка, что порой порыв истинной дружбы мы принимаем за предательство. Эта пьеса на все времена, потому что в ней показаны простые человеческие взаимоотношения. Все хотели счастья Александру, а вышло то, что вышло.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ

Впрочем, зритель может расставить свои акценты, посмотрев премьеру. Думаю, он удивится, увидев в роли Машу самого Сергея Бобровского.

– Говорить о том, что получится, рано, – считает режиссер. – Конечно, можно было бы найти кого-то на эту роль. Но нас, будущих режиссеров, учили тому, что надо проходить путь актера, чтобы понимать, из чего он состоит. По-этому важно время от времени проверять свои ощущения, выходить на сцену в образе, узнавать, что происходит с человеком изнутри. Машу – очень важный персонаж. В этой роли надо меньше играть, а больше чувствовать.

Ольга Шкатова

Другие публикации: