Статьи за 2010 год:

Архив по годам:

Человек, который платит

"Липецкая газета" от 24 ноября 2010 года

Есть ли место искренним чувствам в мире, где все продается и покупается? Способна ли актриса, вжившаяся в роль, заметить грань между игрой и реальностью? Эти вопросы исследуются в новом спектакле главного режиссера Липецкого государственного академического театра драмы имени Льва Толстого Сергея Бобровского «Месье Амилькар» по пьесе Ива Жамиака.

Эта постановка в свое время уже шла на липецкой сцене. По словам Бобровского, материал его привлек возможностью поразмышлять о судьбе человека, художника в мире, где основным инстинктом стала жажда наживы. Художником-постановщиком спектакля выступил давний соавтор режиссера, новосибирский театральный художник Евгений Лемешенок, музыкальным оформлением занималась Надежда Пчелкина.

Некий таинственный господин Александр Амилькар (Владимир Борисов) по объявлению, за хорошую плату нанимает людей, которые должны стать ему… родными и близкими. Актрисе Элеоноре (заслуженная артистка России Ольга Мусина) отводится почетная роль любящей жены и заботливой матери, уличная девица нестрогих правил перевоплощается в благовоспитанную дочь Виржинию (Мария Колычева), а нищий художник Машу (его играет сам Бобровский) по условиям контракта становится лучшим другом Амилькара. Однако тщательно распланированная ситуация постепенно выходит из-под контроля…

Кто же он, этот таинственный месье Амилькар? Пресытившийся богач, странным образом избавляющийся от скуки, мизантроп, одержимый извращенной жаждой власти над людьми, несостоявшийся режиссер, разыгрывающий причудливую человеческую драму, или же просто одинокий, несчастный человек, пытающийся обрести понимание и любовь? Ответ на этот вопрос на протяжении всего спектакля ищут его персонажи и зрители.

Свою постановку Сергей Бобровский назвал «комедией чувств». Вряд ли можно ее считать комедией в чистом виде, смех здесь с изрядной долей грусти. Французского сценариста и драматурга Ива Жамиака в первую очередь волновала судьба маленького человека и его чувства в буржуазном обществе потребления, где все имеет свою цену. Пьеса «Месье Амилькар, или Человек, который платит», признанная во Франции лучшей комедией театрального сезона 1974 года, была написана спустя несколько лет после студенческих волнений 1968 года. Вчерашние бунтари, воздвигавшие баррикады на улицах Парижа, числившие в своих кумирах Че Гевару, Сартра и Мао Цзедуна, успокоились и приняли установленные правила игры. Хорошая работа и респектабельное окружение оказались важнее революции и переустройства мира. Символично, что Виржиния упрекает в обуржуазивании своего парня Поло (Борис Комков), сменившего байкерскую кожаную куртку на приличный костюм с галстуком. Неужели в нашем обществе любовь и уважение доступны лишь тому, кто в состоянии заплатить за них, задается философским вопросом драматург. Переведенная на русский в 1981 году пьеса долгое время казалась экзотикой из серии «Их нравы», и лишь теперь публика начинает понимать ее истинный смысл.

Сергей Бобровский, ставивший до этого «Месье Амилькара» в Рязани и Бийске, в новом спектакле тщательно старается разобраться в мотивах и психологии героев, вступивших в странную игру с Амилькаром и самими собой. Кто они — жертвы обстоятельств, согнувшиеся под ударами судьбы, или же беспринципные существа, ради гонорара готовые на все?

Посетить премьеру старой комедии можно порекомендовать липецкой публике по целому ряду причин. Во-первых, это прекрасная возможность увидеть блестящую работу нового актера труппы — новосибирца, обладателя театральной премии «Парадиз» Владимира Борисова. Его Амилькар — фигура противоречивая и драматичная, как и, собственно, сюжет. Во-вторых, поклонники традиционной комедии положений также не будут разочарованы. Сцены с участием народной артистки России Зинаиды Румянцевой, играющей мать Элеоноры Мелию, неизменно вызывают в зале гомерический хохот. Румянцева играет ярко, эксцентрично, почти на грани буффонады. Несомненно, эта небольшая роль украсит ее актерский лист. И, наконец, липчане имеют уникальный шанс познакомиться с Сергеем Бобровским как с актером, причем очень талантливым. Довольно сложно узнать в согбенном старичке в нелепых круглых очках худрука академического театра. Режиссер признается, что в предыдущих постановках пьесы Жамиака актерам не вполне удавалось раскрыть образ художника Машу, и тогда он решил попробовать сыграть его сам. Именно в конфликте Машу и Амилькара рождается главный мотив спектакля, вечное противоречие между талантом и капиталом. А когда его дополняет еще и любовный треугольник мнимых или настоящих друзей, то последствия становятся непредсказуемы…

Сергей Малюков

Другие публикации: