Статьи за 2011 год:

Архив по годам:

Выбор линии жизни

"Липецкая газета" от 07 мая 2011 года

Недавно в Липецком академическом театре драмы имени Л.Н. Толстого отмечали 30-летие творческой деятельности народной артистки РФ, лауреата Государственной премии России Ольги Овчинниковой (Пахомовой). Юбилейный творческий вечер прошел на малой сцене. Поздравить актрису пришли ее коллеги, студенты липецкого курса Российской академии театрального искусства, художественным руководителем которого она и является, и, конечно, благодарные поклонники.

Фрагменты своеобразной исповеди Ольги Овчинниковой мы предлагаем вниманию наших читателей.

Исходная точка

Я была седьмым ребенком у моих родителей. Для меня всегда было значимо, что мой папа родился в тот год, когда умер Чехов — в 1904¬м. Мама родилась в 1907¬м. Это была семья с дореволюционным укладом: мама — домохозяйка, много детей. Папа закончил Ленинградскую лесотехническую академию, был руководящим работником. Мы подолгу нигде не жили: года четыре — и переезд. Но везде участвовали в самодеятельности и ставили спектакли. В семье очень любили музыку, играли на инструментах, танцевали. Сестра моя профессионально занималась оперой. А я занятия музыкой бросила. Хоть приглашали меня поступать и в консерваторию, и в ГИТИС на музыкальное отделение. Несколько лет я танцевала в профессиональном ансамбле, меня туда взяли в 14 лет. Но все это казалось тогда неинтересным. Меня привлекал драматический театр. И я поступила в Щукинское театральное училище.

"Ты никогда не будешь звездой"

В Липецк меня уговорил приехать Иосиф Райхельгауз, сегодня — художественный руководитель театра «Школа современной пьесы», а тогда режиссер одного из московских театров. Он рассказал, что Пахомов, главный режиссер Липецкого драматического театра, ищет актрису на роль Нины Заречной. Я не знала, где находится Липецк, думала, что это где-то в Белоруссии, и засомневалась: стоит ли ехать так далеко? Оказалось же, что это совсем рядом с Москвой.

Я поехала, Владимир Михайлович побеседовал со мной и пригласил на роль. С апреля1981 года Липецкий драматический театр, сейчас уже академический, стал для меня родным. А Райхельгауза я считаю своим крестным отцом. Правда, он обижается на это, потому что разница в возрасте у нас не такая уж и большая.

Но был момент, когда я чуть не покинула театр. В 1987 году Иосиф поставил на нашей сцене спектакль-оперу «Время любить и время ненавидеть» по повести Лавренева «Сорок первый». Над постановкой работал и Дмитрий Покровский, руководитель музыкального ансамбля, тесно сотрудничавшего с Театром на Таганке. Я играла роль Марютки, главной героини. И вот после этого меня пригласили работать в Москву. Но вначале было предложение поехать с гастролями на сорок пять дней в Америку. Скорее всего, случись это, я бы уже не вернулась в Липецк. Пахомов сначала согласился на мой отъезд. Но в последний момент одумался и снял меня буквально с поезда. «Мы снимем фильм «Чайка», если ты никуда не поедешь», — сказал он. И я осталась. Ничуть об этом не жалею. В 1988 году в Мелихово сняли «Чайку», впереди было множество интересных ролей. Но Райхельгауз после этого говорил: «Ты никогда не будешь звездой, потому что делаешь не тот выбор».

Нина, Нора, Инна

Моя жизнь в липецком театре началась с роли Заречной, и я считаю это большой удачей. Еще один спектакль, который занял в моей судьбе одно из главных мест, — «Кукольный дом» по пьесе Ибсена. В свое время великая Бабанова отказалась играть роль Норы, которая уходит из дома, бросая своих детей. Но Владимир Михайлович предложил вариант: Нора оставляет все ради театра. И это оказалось очень близко мне. В 2000 году наш театр с этой постановкой пригласили на Ибсеновский международный фестиваль в Осло. Впервые, кстати, российский театр участвовал в этом фестивале. Мы играли там два спектакля вместо одного, был большой успех. Помню, как меня удивил мой портрет в роли Норы, висящий на стене театра, огромный, ярко подсвеченный.

Современная драматургия — отдельная тема. Была в моей жизни скандальная роль в спектакле по пьесе Николая Коляды «Мурлин Мурло». Играла пьяницу Инну, сестру главной героини. Очень сложная роль, тяжелая. Матом пришлось ругаться... Все это, конечно, было для нашего зрителя непривычно. Помню, один наш постоянный зритель, педагог, который часто ходил на классические постановки, встал посреди спектакля, возмущенно так воскликнул: «И это Нина Заречная!» — и вышел из зала. А когда мы со Светланой Кузнецовой играли отрывок из этого спектакля в ДК НЛМК, то хорошо, что после окончания сцены я успела переодеться, снять грим: прибежали ветераны, которые, кажется, готовы были просто побить нас. Но меня они не узнали, я ушла, а вот Светлане пришлось выяснять с ними отношения. Конечно, эту роль я не считаю своей большой удачей, но как актрису она меня многому научила.

"Это очень серьезно"

Меня спрашивают: студенты липецкого курса РАТИ-ГИТИС — это опора или обуза? Что сказать? Эти ребята вытащили меня из черной полосы, помогли выстоять. Когда не стало Владимира Михайловича Пахомова, я не совсем понимала, как быть дальше, что вообще происходит вокруг… Спасла мысль: раз Владимир Михайлович набрал курс, пообещал ребятам, что они получат профессию, то надо идти до конца, надо завершить его дело. И вот уже этим летом они получат дипломы. Они умные, красивые, более серьезные и неизбалованные, чем предыдущий курс. Им пришлось бороться за себя, они стойкие, порядочные. Этому не научишь. Я их люблю. Это очень серьезно.

Софья Вобликова

Другие публикации: