Статьи за 2022 год:

Архив по годам:

Сильно ли мы изменились?

Липецкая газета 16.11.2022

Липецкий государственный академический театр драмы имени Л.Н. Толстого представил новый спектакль «История с м…» по пьесе Александра Вампилова. Он переносит зрителей в 60-е годы XX века. Сценография и костюмы героев подчёркивают достоверность стилизации советского быта.

 

Тем, кто ностальгирует по СССР, премьера в академическом театре обязательна к посещению! На сцене малого зала зрителей ждёт полное погружение в советскую эпоху.

Люди старшего поколения узнают мебель, которая была популярна в былые времена, улыбнутся, увидев знакомые вещи и фасоны платьев. Главного героя играет заслуженный артист России Сергей Бельский, его костюм был сшит более полувека назад, а другие наряды создавались по выкройкам из журналов мод времён Советского Союза. Дополняют погружение в эпоху прошлого популярные советские ароматы, которые почувствуют и зрители: мужской одеколон «Шипр» и женские духи «Красная Москва».

Но главное, конечно, не в этом. В пьесе, написанной более полувека назад, мы увидим неизменную суть человеческого характера.

Любить до отвращения

«Провинциальные анекдоты» Вампилова называют одним из лучших сатирических произведений советского времени.

— Провинция, которую описывал Вампилов, — это не точка на карте или город в отдалении. Это прежде всего среда, где живут люди, их менталитет. Такая провинция может быть где угодно — в столице, в городе, в деревне и даже в каком-либо учреждении, — рассказывает режиссёр-постановщик Сергей Денисов.

— Мы постарались воспроизвести советскую эпоху потому, что, во-первых, это эстетически красиво, во-вторых, чтобы дать возможность зрителям поностальгировать. Но более важная задача — показать, что проходят годы, меняются интерьеры, мода, цели, но душевные порывы, страсти остаются прежними. Вампилов будет актуален во все времена, его пьесы — классика. Он задаёт важные вопросы, на которые часто не даёт однозначного ответа, — поясняет режиссёр.

Действие происходит в провинциальной гостинице «Тайга». Интерьер номера прост: железная кровать, полированный шкаф, журнальный столик с дисковым телефоном, старый чемодан.

Приезжая гостья собирается спать, но её планы нарушает мужчина, ворвавшийся в номер. У командированного Потапова сгорел радиоприёмник, а ему срочно нужно узнать результат футбольного матча. После недолгих возмущений девушка разрешает экспансивному постояльцу дослушать радиопередачу. Но, заметив нарушение порядка, появляется администратор Калошин и выгоняет мужчину из женского номера. Делает он это в хамской манере и с явными намёками на взятку за лояльное отношение к ситуации. Дело доходит до потасовки, и футбольного болельщика выбрасывают из номера.

Однако ситуация меняется, когда администратор узнаёт, что незнакомец работает в столичной газете. Он пугается, решив, что обидел какую-то «шишку» и теперь ему грозят неприятности. Чтобы исправить ситуацию, персонаж Сергея Бельского прикидывается сумасшедшим, после чего нелепые события наслаиваются друг на друга. Калошин представляет собой жалкое и комичное зрелище.

— Актёр обязан любить своего персонажа, но ведь ещё есть и гражданская позиция. С этой стороны я, любя своего героя, отношусь к нему отрицательно. Поэтому стараюсь сыграть так, чтобы зритель почувствовал к нему отвращение. Помню, я как-то играл отрицательного героя, и после спектакля зритель в фойе даже испортил мою фотографию от ненависти к персонажу. Вот эта реакция была для меня, как актёра, настоящей похвалой! — поделился Сергей Бельский.

— Пьеса Вампилова поднимает вопрос о месте каждого человека в этом мире. Если люди занимают чужое место, то происходят трагедии. Сегодня мы поднимаем эту тему, чтобы понять, изменилось ли что-нибудь за минувшие десятилетия. Если нет, то все мы должны задуматься и понять, почему так происходит, сделать для себя выводы, — продолжает актёр.

Решайте сами

Роль главной героини — молодой девушки Виктории, которая по распределению приехала в провинциальный городок устраиваться на работу, играет актриса Светлана Попова.

— Мне было очень интересно погрузиться в советскую эпоху, ведь я родилась гораздо позже. Кроме того, моя героиня близка мне по духу. Она воодушевлена, у неё много ожиданий, ей кажется, что с её приездом в этом провинциальном городке всё расцветёт. Но в первую же ночь в гостинице она видит окружающих людей и начинает понимать, куда попала. Тут остаётся два варианта — либо уезжать, либо приспосабливаться к этому миру. Спектакль заставляет задуматься, почему в той или иной обстановке люди теряют своё истинное лицо и забывают, кем они являются на самом деле, — пояснила Светлана.

Зрителю предстоит самому решить, как сложится дальнейшая судьба Виктории. Актриса говорит, что, окажись она на месте своей героини, осталась бы в этом городке, но постаралась бы не стать такой, как его обыватели.

— Хотелось, чтобы каждый человек, посмотревший спектакль, задумался о том, что такое добро, любовь, постарался вспомнить своё истинное «я» и осознать, так ли он живёт, — обращается наша собеседница к зрителям.

Фото Марии Беляковой

Другие публикации: