Статьи за 2011 год:

Архив по годам:

Заслуженная артистка РСФСР Светлана Лисовская: «Приходилось выступать на кузове автомобиля»

"Липецкая газета" от 12 мая 2011 года

Академическому театру драмы имени Льва Толстого 5 июня исполняется 90 лет. К этому событию главный режиссер театра Сергей Бобровский планирует поставить театрализованное действо, в котором будут представлены самые яркие вехи почти вековой истории не только самого театра, но и всей страны, области и города. А сегодня своими воспоминаниями о славной истории театра делится заслуженная артистка РСФСР Светлана Лисовская. 

Здравствуй, Липецк

- В начале шестидесятых годов прошлого века, в период так называемой "хрущёвской оттепели", я серьёзно увлеклась, точнее сказать -  "заболела" театром. Мне было только двадцать лет, я жила в столице Молдавии, цветущем городе Кишиневе, и играла в народном театре. А мечтала  о профессиональной сцене. У меня была возможность быть принятой в труппу русского театра. Но старшие мои коллеги, опытные и бывалые артисты, не советовали мне идти служить в театре по месту жительства.

«Ты здесь надолго, если не навсегда отстанешься в девочках- ученицах, и тебе будет очень трудно преодолевать это назидательное отношение к себе..."

В это время через одну свою хорошую знакомую, молдавскую поэтессу, которая случайно в санатории познакомилась с известным липецким актером, заслуженным артистом РСФСР Григорием Давыдовичем Гореловым, я узнала, что у них в театре остро не хватает молодых артистов. Моя приятельница сказала ему обо мне, и он обещал переговорить со своим руководством и прислать для меня письмо. Письмо это я вскоре получила и с радостью помчалась на вокзал за билетами. Надо сказать, что о Липецке тогда было мало  известно. В железнодорожной кассе долго не могли понять, где находится этот город. Добираться мне пришлось на перекладных: Кишинёв - Харьков, затем, Харьков - Лиски, Лиски - Воронеж, Воронеж - Грязи, и, наконец, Грязи - Липецк.

Приехала я ночью. Моросил затяжной и холодный  сентябрьский дождь. Одноэтажный и не совсем чистый вокзал в Липецке был тогда маленький и душный. А город, рядом с вокзалом, казался погружённым в беспросветную тьму. Асфальт быстро закончился и под моими ногами, обутыми в лёгкие летние туфельки - "гвоздики", зачавкала густая чернозёмная грязь. Я была в ужасе. После  южного солнечного Кишинёва я попала в осеннюю русскую слякоть и стужу.

У меня был адрес  Горелова, но я не хотела его беспокоить. И пыталась устроиться в единственную тогда гостиницу в Липецке - "Советскую", но тщетно. Мест в ней для меня не оказалось. Пришлось искать квартиру известного липецкого артиста. Он жил в новом трехэтажном доме на улице Первомайской и встретил меня очень радушно.

На следующий день мы уже были в театре. Я познакомилась с главным режиссером – Владимиром Николаевичем Пановым. Очень милый, улыбчивый и мягкий в обхождении человек. В беседе  сразу же расположил меня к себе и попросил что-нибудь ему прочитать. Я прочитала отрывки из драматургии Горького и Чехова, лирические стихи разных поэтов. После этого он ещё долго беседовал со мной, расспрашивая о моей жизни в Молдавии, сценическом опыте и так далее. Вечером после репетиции Григорий Давыдович сообщил мне, что я принята в труппу театра. Так началось мое служение сценическому искусству в городе Липецке.

Волшебная сила искусства

- Моя актерская ставка была смехотворной даже по тем временам - 42 рубля 50 копеек. Из них 20 рублей ежемесячно мне приходилось отдавать за квартиру, где мы жили вдвоем еще с одной актрисой театра. Справедливости ради, стоит сказать, что продукты тогда стоили недорого. За 50 копеек можно было пообедать в столовой. Я же, в основном, налегала на каши, молоко и кефир. Самые большие трудности были с одеждой. Большой ее выбор был только у спекулянтов. Но мы тогда на все это не обращали внимание. Все свое время мы отдавали искусству. После завершения своего первого сезона, когда я сыграла уже несколько ролей первого плана, меня перевели из вспомогательного состава в основной и повысили ставку до 56 рублей.

Мой первый сезон  открывался спектаклем по роману Л.Н.Толстого "Воскресение". Я очень благодарна этой постановке, с неё у меня пошел отсчет моим сценическим работам... Князя Нехлюдова играл замечательный актер Юдин. Перед премьерой у него случился острый приступ  радикулита. А все билеты были уже проданы. Перед самым спектаклем врачи «Скорой помощи» сделали ему новокаиновую блокаду. И привезли его в театр. Я видела из окна своей гримерки (дело было еще в старом здании театра, около Нижнего парка, где сейчас стоит часовня), как его под руки выводили из машины.  Все недоумевали: как он будет играть такую трудную роль в тяжелейшем состоянии. Но когда мы увидели артиста Юдина на сцене, его было не узнать. Перед нами был в самых первых сценах спектакля вальяжный повеса - молодой князь в красивом офицерском мундире,как бы мимоходом обольщающий бедную девочку Катюшу... Воистину, сцена творит чудеса!

А на следующий сезон на постановку Пановым был приглашен московский режиссер Центерович из Центрального детского театра. И мы стали репетировать "Отелло" Шекспира. И, хотя мне досталась маленькая ролька в массовке, мне было безумно интересно. Декорации и сценические костюмы тогда умудрялись изготавливать из самого дешевого и подручного материала. Из простого раскрашенного штапеля умудрялись   делать классические костюмы для придворных и даже царствующих особ, да так, что из зала они смотрелись как настоящие!

А спектаклей за сезон ставили, как правило, 10-12 и более. На подготовку к каждому было запланировано всего 24 репетиции. Успевали мы так быстро работать потому, что все репетиции были очень насыщенными и продуктивными. Иногда актеры не успевали выучивать тексты своих ролей, и на помощь им приходили опытные суфлеры. Играли мы на сцене   тогда каждый день кроме понедельника, еженедельно у нас были выездные спектакли (от двух до четырех в неделю!) по области, где мы регулярно выступали перед сельскими жителями в домах культуры, иногда даже в каких-то амбарах, зерноскладах, где бегали мыши и крысы, или на кузове грузового автомобиля. Приходилась играть и на пленэре: в селе Вешаловка у нас был спектакль на фоне знаменитого православного храма, тогда он был в полуразрушенном состоянии.

Наш зритель – самый лучший

- Не могу не отметить и особенности тогдашнего липецкого театрального зрителя. Наш театр часто выезжал на гастроли в ближайшие областные центры: Рязань, Курск, Воронеж, Тамбов, Орел... Липецк в отличие от этих более старых городов был очень живым и динамичным. Он очень быстро развивался. В первую очередь, конечно, за счет Новолипецкого завода, тогда он еще не имел статуса комбината. Наверное, поэтому здесь было много молодежи и молодых специалистов. Помню, как на гастролях в Тамбове перед труппой выступил Анатолий Григорьевич Новиков, главный режиссер Липецкого театра с 1963 по 1965 годы, и попросил нас быть снисходительными к тамбовчанам за их более медленный ритм жизни. Действительно, тогда это нам было очень заметно.

Золотой век Липецкого театра в 60-70-е годы был при главном режиссере Новикове. Он говорил: «Для того, чтобы театр был успешным, актерам надо кровью харкать". Слова жестокие, не всем они были по душе. Кое-кто стал роптать. Но театр в целом был на подъёме. Достаточно сказать, что тогда в липецкой  труппе работал такой известный ныне московский актер как Леонид Кулагин. Потом он уехал с Новиковым в Брянск, а далее и в Москву. А сам Новиков в 1972 году возглавил Крымский театр в Симферополе. Там трудится и поныне. Он давно уже стал народным России и Украины, получил не одну Государственную премию за успехи в режиссуре (СССР, Украины и Республики Крым), является почетным академиком Академии наук Украины и Республики Крым, выпустил много своих учеников. Возглавляет театр, самый крупный в Европе – целых семь сценических площадок. Главная сцена в театре названа при жизни его именем. Несмотря на такую известность он никогда не забывает о годах, проведенных в Липецке в качестве главного режиссера театра. При встречах с нашими артистами в Крыму или на театральных фестивалях он говорит, что те годы в Липецке в его творческой жизни были самыми значимыми.

Записал Сергей Малюков

Другие публикации: