Статьи за 2011 год:

Архив по годам:

Актер академического театра драмы Хуррам Касымов: «Здесь я родился заново»

«Липецкая газета» №101 от 26 мая 2011 года

Совсем скоро, 5 июня, Липецкий академический театр драмы имени Льва Толстого отметит свое 90-летие. А накануне в театре пройдет еще один важный юбилей. 27 мая Хуррам Касымов, ведущий мастер сцены, отметит свое 60-летие.

С мая 1995 года этот потомственный актер служит в нашем театре. На липецкой сцене он сыграл уже более тридцати ролей. Среди них — отец невесты в «Кровавой свадьбе» Ф. Лорки маркиз де Лассак, игрок в «Кабале святош» М. Булгакова, старый цыган в «Живом трупе» Л. Толстого, князь Дулебов в «Талантах и поклонниках» А. Островского...

О том, как волей судьбы таджикский актер стал русским артистом и многом другом, Хуррам Мухамеджанович рассказал «Липецкой газете».

Об актерской династии

— Впервые я попал на сцену театра ещё до своего рождения. Моя мама, Мушарраф Касымова, ныне народная артистка Таджикистана, была беременна мною и выходила на сцену академического театра имени Лахути в Душанбе. А потом, когда я появился на свет, родители брали меня почти во все гастрольные поездки. Мой папа, Мухамеджан Касымов, получил звание народного артиста СССР в мае 1941 года, когда Таджикский театр гастролировал в Москве. Ему было тогда 30 лет. Он играл главную роль в спектакле «Отелло». На спектакле присутствовал Сталин. Ему очень понравилась игра моего отца, и он распорядился присвоить актеру Касымову самое высокое звание и наградить орденом Ленина. А в августе 1941 года по прямому указанию Сталина был снят фильм «Сын Таджикистана», где главную роль Гафиза сыграл мой отец. Он потом много снимался в кино. В 1971 году отца не стало. Мой брат Фаррух, народный артист Таджикистана, много лет возглавлял театр, где работали отец и мама, а потом и я. Начинал я свой творческий путь с работы ассистента кинооператора на студии «Таджикфильм». Потом снимался в массовках, эпизодах. Играл и более серьезные роли. Окончил актерский курс в Таджикском государственном институте искусств. Служил в Советской Армии. А в самом начале перестройки мой брат организовал экспериментальный национальный театр в Душанбе. Он был очень успешным. Нас приглашали на самые престижные фестивали и гастроли. Мы играли в Москве в Театре Дружбы народов, в Польше, Бельгии, Иране...

О втором рождении на липецкой сцене

— С распадом СССР в Таджикистане началась гражданская война. Мне пришлось спасать семью. У меня жена русская. Ситуация складывалась так, что оставаться в Душанбе уже было нельзя. Так мы приехали в село Боринское, где проживала моя теща. Смогли купить там небольшой домик. Но найти в Боринском стоящую работу я не смог, потому и подался в Липецк. Рискнул пойти в академический театр к Владимиру Пахомову. Он меня принял очень тепло, деликатно расспросил обо всех моих проблемах. Внимательно выслушал мой рассказ и попросил прийти на следующий день. Я пришел, и мне предложили работу заместителя директора театра по организации зрителя. Я был потрясен еще и тем, что мне пообещали дать возможность играть на сцене театра. У меня был опыт работы в театрах Душанбе в качестве коммерческого директора, но смогу ли я играть в русской труппе русскую классику?.. Мой первый выход на липецкую сцену получился успешным только благодаря необыкновенному профессиональному чутью Владимира Михайловича. Он нашел для меня ту единственную роль, в которой я смог раскрыть свои сценические возможности. Это была роль старого цыгана в «Живом трупе» Л.Н. Толстого. Мне был дан шанс. Я сделал все, что мог, в этой крохотной рольке, такой для меня важной и значительной. Дальше было намного легче...

Я очень благодарен Владимиру Михайловичу Пахомову за это свое второе рождение. Светлая ему память!

О ролях

— В Таджикистане я сыграл весь классический репертуар. Произносил на таджикском монолог Гамлета, играл образы героев Мольера, Шиллера, Лопе де Веги... Здесь поначалу я здорово переживал, будет ли востребована моя восточная фактура? Но Пахомов поверил в меня и в каждой постановке старался дать пусть небольшую, но яркую, колоритную роль. Даже если такого героя не было в тексте, он изобретал персонажа на ходу. Так, в «Женитьбе Бальзаминова» Островского он решил — почему бы не появиться на сцене восточному дворнику? Текста у меня практически не было — образ раскрывал пантомимой и гротеском. Режиссер разрешил мне появляться на сцене в любой момент действия. Каждый спектакль получался непохожим на другие благодаря нашим импровизациям с актерами. Публика реагировала просто замечательно!

В академическом театре я стал буквально синтетическим артистом, во многих спектаклях приходилось и петь, и танцевать. Большинство моих ролей — откровенно комичные, но с возрастом я все больше ощущал в себе склонность к трагическим героям. Таков мой отец невесты в «Кровавой свадьбе» Лорки в постановке Елены Олениной. Было очень интересно выражать эмоции через пластику. Было много планов, надежд, но ушел из жизни Владимир Пахомов и им не суждено было осуществиться...

Новый главный режиссер — всегда огромный стресс для актера. Сработаемся ли, подойдем ли друг другу? Мне сразу стало импонировать то, как Сергей Александрович Бобровский бережно и доброжелательно отнесся ко мне и другим актерам. Долго присматривался, изучал возможности, наконец, поверил в меня и дал новую надежду. Мне дороги все мои новые роли — очень яркие, характерные. Особенно хочу отметить роль врача в «Смерти Ивана Ильича» Льва Толстого. Эта работа задала мне новую актерскую планку. Хочется на новом этапе быть нужным родному театру. Моя главная актерская мечта — отметить 100-летие академического театра и мое 70-летие новыми работами на сцене.

О семье

— Здесь, в Липецке, выросли не только наши дети (у нас с женой их семеро), но и растут уже девять внуков, скоро жду десятого. Ради этого, поверьте, стоит жить! Моя супруга Татьяна Александровна — потрясающая женщина. Я очень благодарен ей за наших детей. За то уважение и любовь к родителям, которые она передала им. Ведь большинство забот по воспитанию лежало на ней. На Востоке большие семьи — норма. Рожденная в Таджикистане, она выросла с этим мироощущением важности семейных уз. Поддерживала в этом нас и теща Лариса Васильевна.

Все дети выросли очень творческими, музыкальными, но выбрали в жизни свой путь. Рисование, пение для них остается хобби. Наш отец поначалу тоже был против желания детей идти по его стопам, предупреждая о нелегком актерском хлебе. Я же был более жестким в этом вопросе и настоял на своем. Если можешь не играть — не играй!

О восточной кухне

— На Востоке каждый мужчина — отличный повар. Ребенком я смотрел, как готовят для гостей плов в большом казане родители, вдыхал его ароматы, постепенно запоминая кулинарные тонкости. Честно говоря, когда переехал в Липецк, решил для себя: не получится в театре — пойду работать поваром. Готовить я умею и люблю. Самый главный секрет — готовить надо с желанием и душой, чтобы твои положительные эмоции придали продуктам особый вкус. Я, как знаток восточной кухни, замечаю, что в ресторанах и кафе вкус у блюд, пусть даже их готовит искусный повар, не тот. А все потому, что делает он их, не зная, кому они предназначены, по конвейеру. Дома же совсем по-другому, ты уважаешь гостей и хочешь порадовать их, потому и еда получается вкуснее!

Особых секретов у хорошего плова нет. Надо только делать все правильно. Брать качественный рис (мне нравится краснодарский крупнозернистый), заливать строго определенным количеством воды, варить не в кастрюле (это не плов, а рисовая каша получится), а в казане на живом огне, своевременно помешивать. Из пряностей можно добавить тмин, барбарис. Есть варианты плова с горохом или с изюмом. Роскошное угощение получается, если добавить в плов маленькие голубцы из виноградных листьев. Рис дополняет их вкус, получается сказочное сочетание.

Люблю и готовлю все главные блюда восточной кухни — лагман, манты, шурпу, голубцы. Мне нравится радовать своих гостей.

О Таджикистане

— Все эти годы я поддерживаю связь с родными, оставшимися в Таджикистане. Общаемся через Интернет, а хотя бы раз в два года я обязательно приезжаю в Душанбе. Страна живет трудно, постепенно приходя в себя после войны. Зарплаты и пенсии у людей крошечные, а цены на все такие же, как в России. Экономика только начала восстанавливаться, все завозится извне. За двадцать лет Таджикистан здорово изменился, порой не узнаешь с детства знакомые улицы, превратившиеся в улицы каких-то чужих восточных городов, на которых ходят люди, одетые и, наверное, думающие совершенно по-другому, чем мы. Идет серьезная борьба за власть и умы. Одни хотят, чтобы страна развивалась, как исламское государство Иран, другие ориентируются на Запад и Арабские Эмираты с их капиталистическими ценностями. Между богатыми и бедными — огромная пропасть.

Но, к счастью, есть и перемены к лучшему. Все настойчивее ставятся вопросы о необходимости возрождения национальной культуры, поддержки артистов на государственном уровне. В Душанбе после долгого перерыва возобновился международный театральный фестиваль с участием трупп из соседних республик, Ирана и даже Афганистана. Все отмечали интересную работу афганского театра, представившего новаторскую постановку «Шахнаме» Фирдоуси. Культурная жизнь сегодня вновь оживилась, и это не может не радовать.

27 мая в 18 часов Хуррам Касымов, ведущий мастер сцены Липецкого академического театра драмы имени Л. Н. Толстого, отметит свое 60-летие на сцене академического театра драмы в роли купца Старикова в спектакле «Женитьба» Н. Гоголя. «Липецкая газета» присоединяется к многочисленным поздравлениям, которые прозвучат в этот день, и желает здоровья, актерского долголетия, новых интересных работ.

Сергей Малюков

Другие публикации: