Статьи за 2011 год:

Архив по годам:

Затворники странного отеля

"Липецкая газета" от 06 декабря 2011 года

Искусство есть отражение жизни. И раз средствами массовой информации утверждается, что в России экстрасенсов и медиумов едва ли не больше, чем официально дипломированных врачей, то появление в афише Липецкого академического театра имени Л.Н. Толстого мистической драмы «Отель двух миров» неожиданностью не стало.

Правда, автор ее — француз Эрик-Эммануэль Шмитт, но дело ведь не в национальных и географических различиях, а в «общей тенденции». Её очень чутко улавливает поставивший спектакль главный режиссер театра Сергей Бобровский.

Этот явленный фантазией Шмитта отель действительно расположен между двух миров, между небом и землей. Эдакая промежуточная станция, остановка, временное пристанище для персонажей, очутившихся в ситуации между жизнью и смертью.

Автор, а вслед за ним и режиссер, просто не могут нам показать, с чем именно встретятся персонажи отеля, покинув его на лифте — иного выхода нет, везущем кого-то вниз, к жизни, или — вверх, в небытие. Само собой, тех, кто отправится вниз, ждет несравненно более счастливая и понятная участь, нежели тех, кто отправится вверх, в никуда. Главное здесь — разобраться, почему каждому из попавших в отель уготован определенный выход за его пределы.

Хотя, по стойкому визуальному впечатлению, такой отель, созданный художницей Карине Булгач, покидать совсем незачем. Его холл, где разворачивается действие, решен в стиле солидного, комфортного хай-тека приглушенно-синих тонов. Обстановка холла с яблоком и рыбой на стенах, цветущим деревцем сакуры, очевидно отсылает нас к библейским, религиозным мотивам.

Основной протагонист «Отеля двух миров» — журналист Жюльен Порталь (Евгений Азманов). С его появления начинается спектакль и его исчезновением в лифте практически заканчивается. Еще значимее неизвестность направления, по которому отправится Порталь. Стрелки лифта (театр обошелся без последней авторской ремарки про ослепительно-невыносимый белый свет, словно поглощающий отель) напрочь загораживает собой Доктор С… (Ольга Овчинникова), бессменная «дежурная» по отелю, транслятор волеизъявления высших сил — они исключительно сами решают вопросы о судьбе постояльцев.

Атмосфера спектакля, при всей неторопливости, постепенности его развития, не может не быть несколько истеричной. Невозмутимость сохраняют лишь Доктор С… и бессловесные молодые служащие отеля (Евгения Полехина и Дмитрий Ключников). Временные же постояльцы, с разной долей нетерпения, желают знать, чем и когда завершится их комфортное заточение.

Социальный срез постояльцев произволен: журналист, крупный бизнесмен, восточный маг, уборщица, девушка-инвалид. Этого вполне достаточно, чтобы создать глобальную метафору драмы, соотносимую с движением лифта. Совсем необязательно хорошим людям предопределен путь вниз, к жизни. Наоборот, вниз отправляется Президент Дельбек (Михаил Янко), зашоренный на своих денежных интересах. Пусть он продолжит вершить меркантильные делишки. Такова, в конце концов, сама жизнь, идущая совсем не по законам «божьего промысла». «Верх» в драме Шмитта — отнюдь не всегда метафора небытия. «Верх» — это моральные качества, они — внутри человека. Простодушную, несчастливую, охочую до общения уборщицу Мари (Елена Подрез) лифт увозит вверх. Печально, очень печально. Но если при всем «скромном обаянии» жизнелюбия ей фатально не повезло с возвращением вниз, то, может, где-то там, в запредельном «верху», ее ждет лучшая доля? К тому же лифт сразу привозит в отель Лору (Анастасия Абаева), юное существо с крайне ограниченными земными возможностями, зато радостное и жизнелюбивое.

Преобразившаяся Лора и направляет на «путь истинный» Порталя. Донжуановский цинизм в нем пропадает. Под обаяние Лоры подпадает и маг Раждапур (Хуррам Касымов). Его слегка меланхолическая восточная умудренность перестает быть эгоистичной, маг решает помочь Лоре, подарить ей, в буквальном смысле, собственное сердце. Доктор С…, вопреки жестким правилам отеля, строгому нейтралитету своей миссии, поддерживает мага в этом благородном стремлении. Что движет Доктором С…, станет понятно в последнюю минуту спектакля. Он завершается не на ослепительно-невыносимом свете, как указано у автора, а на экранной картинке земного пейзажа, картинке, сменяющей прежние космические виды. Доктор С… застывает перед ней. Ведь никому, и Доктору С… тоже, неизвестно, что точно ждет обитателей отеля наверху. Зато точно известно, что ждет их на прекрасной, несмотря ни на какие катастрофы и болезни, планете Земля.

Константин Клюткин

Другие публикации: