Статьи за 2009 год:

Архив по годам:

Обыкновенные мысли после "Обыкновенной истории"

www.GorodLip.ru от 22 июля 2009 года

19 июля Липецкий государственный академический театр драмы имени Л.Н.Толстого закрыл свой 88-го сезон долгожданной премьерой по хрестоматийному произведению И. А. Гончарова "Обыкновенная история".
 
Делая выбор, принимая решения, совершая поступки, каждый из нас ощущает уникальность момента, неповторимость испытываемых эмоций, удивительность случая. Мы видим себя героями романов, фильмов - ищущими, познающими, сомневающимися. Тонкая душа, творческая, непонятая. При этом вся уникальность переживаемых эмоций и чувств лишь в том, что впервые это происходит именно с нами.

Сотни миллионов наших современников и предков уже выплакали все слёзы по самой безответной любви, придумали решения самых безвыходных проблем, сделали самый трудный выбор. Они страдали, любили - жили, а жизнь, если и приносит нам сюрпризы, то, как правило, тщательно запланированные.

Режиссёр Липецкого государственного драматического театра им. Л.Толстого Сергей Бобровский – патриот. Патриот ни города или улиц, патриот духа. Человек, не кипятящий в голове мысль о Георгиевской ленте за отвагу перед отечеством, не мечтающий о гламурном вышагивании по ковровым дорожкам, отвешивая приказы и плевки бесталанной черни.

19 июля на закрытии сезона в драматическом театре давали Гончарова "Обыкновенную историю", в зале был аншлаг. Сергей Александрович сидел в третьем ряду партера у самого прохода, как раз там, где знающие люди сидеть не рекомендовали – дескать, намокнете.

Интерактивное вовлечение зрителей в действие всегда являлось наиболее пикантной изюминкой театра, благо место в зале позволяет, да и дефицит воды на планете пока не ощущается. Хорошей рекомендацией спектаклю могло бы стать – "актёры ходили по залу и плескались водой". Но это было далеко не единственным приятным моментом.

Начали бурно, с природно-натуральными элементами декораций и эмоциональным накалом человеческих страстей. Задействована была практически вся труппа театра. Актёры были настроены на столь приятную зрителям стопроцентную игру. Порадовал Кравченко, – его Пётр Иванович получился таким как миллионы Адуевых на планете. После этой роли возвращение Владимира Александровича в труппу иначе как триумфальным не назовёшь.
 
Невозможно было отвести глаз от благородных взгляда и дворянской стати скромной богомолки в исполнении великолепной Любови Кабановой. В своём привычном характерном амплуа Мария Колычёва запрыгивает на стог сена и не менее "вкусно" набирает воду у колодца, Эмин Мамедов столь же знакомо и не менее эмоционально, чем в "Женитьбе", что-то выкрикивает, подбрасывает, шалит.
 
Из всех виденных мною ролей в исполнении Ольги Мусиной именно роль Юлии Павловны Тафаевой наиболее ярко обрамляет и подчёркивает талант актрисы. Актёр, исполняющий роль Александра Адуева – Евгений Азманов – молод, приятен, точен в действиях. Занимательно было наблюдать за молодыми чиновниками и господином с бакенбардами – молодые таланты, которые нельзя потерять, дарование, которое невозможно пропустить.
 
Таланты, которые должны бы рваться в Москву, покорить, завоевать, раствориться, "деревенские натуры", стремящиеся к творчеству, ведь им ещё "в кружке говорили" про их талант. Это спектакль о них, это спектакль о нас, обо всех, кому приходиться переводить статью о навозе, вместо сочинительства стихов, о тех, кто мечтает о настоящем чувстве и встречается с бытом, о женщинах, которым нужны мужчины, чтобы о них заботиться, и о мужчинах, которым необходимы женщины, чтобы ими восхищаться. Спектакль о бумажных, деревянных, фарфоровых людях, чьё сердце когда-то мечтало любить до конца своих сил. Это спектакль не об ангелах, но людях.
 
Жизнь будто запланирована отличником-плановиком – Гончаров пишет "Обыкновенную историю", проходят столетия, сквозь них проходят люди – не поумнев, но технически развившись - теперь вместо лошадиных копыт они погибают под колёсами автомобилей, а девичьи альбомы трансформированы в Интернет-страницы. При этом, уверенные в собственном IQ и знании жизни, мы не утруждаем себя обращением к книгам, к прошлому опыту поколений, мы не спрашиваем советов классиков и пренебрегаем ворчанием бабушек. Глупцы. Стремление вперёд без рефлексии и тормозов погубит человечество.

И вот люди мало изменились, предметы кругом стали чуть более технологичны, книги чуть менее романтичны, время намолотило гору песка, но книга остается столь же актуальной. Будто не Александр Адуев перебирает, словно струны, мечты о творчестве и мысли о таланте, а ты сам стоишь на том же распутье с теми же стремлениями и видишь те же проблемы, что видел Адуев и его автор двести лет назад.

Нам просто страшно услышать правду, ведь от неё действительно порой хочется застрелиться. И слава тому художнику, который сумел показать правдивую действительность так, чтобы зрителю было приятно провести четыре часа воскресного вечера и захотелось прийти ещё.

Татьяна Зайцева

Другие публикации: