Статьи за 2012 год:

Архив по годам:

Две премьеры или международный фестиваль – что интереснее?

"ЛГ: итоги недели" от 03 сентября 2012 года

Скоро, совсем скоро в Липецк приедут театральные труппы со всей страны, а одна спешит в наш город аж из Израиля! Ожидание октябрьских «Липецких театральных встреч» любителям сценического искусства помогут скоротать в Липецком государственном академическом театре драмы имени Льва Толстого

Не пойти просто невозможно

Сезон в академическом театре драмы отрывается спектаклем «Семейный портрет с посторонним» по пьесе Степана Лобозёрова – известного зауральского драматурга. Работа над постановкой сейчас полным ходом идёт под руководством Николая Петровича Чебыкина. Помимо премьерного показа «Семейного портрета» в сентябре зрители смогут увидеть спектакли из текущего репертуара, а ещё одной долгожданной премьерой театр порадует своих почитателей в самом начале октября. Речь идёт о широко анонсированном ещё весной «Томе Сойере» по бессмертному роману Марка Твена. Приглашённый из Москвы режиссёр Юрий Горбунов закончил работу над пьесой и «сдал» спектакль с костюмами и декорациями ещё до того, как артисты отправились в летние отпуска. Сейчас предстоит лишь провести несколько репетиций, «освежить» материал и – добро пожаловать, дети и взрослые! «Том Сойер» обещает стать настоящим событием, ведь такой семейной постановки на липецких подмостках не случалось давно: вроде бы и не сказка для самых маленьких, но и не серьёзная драма для старшей аудитории. Спектакль призван привлечь в зал театралов среднего школьного возраста – 5-7 классы, именно те, кто вниманием в предыдущие годы был несколько обделён. До премьеры предстоит ввести в постановку на место ушедшего из труппы Антона Даниленко, по пьесе занятого аж в двух ролях. Вслед за молодым супругом искать актёрского счастья в Москву отправилась и Алевтина Даниленко, запомнившаяся публике под девичьей фамилией Коваленко. Для театра потеря оказалась ощутимой: с уходом Алевтины из репертуара пришлось списать два спектакля – «Прекрасное воскресенье для пикника» и «Барабанта — Алимонда», под вопросом судьба сказки «Дюймовочка». Харизматичная, талантливая и очень работоспособная актриса также была занята во многих других спектаклях – как утренних детских, так и в вечерних. И теперь роли придётся учить и репетировать уже бывшим коллегам Али.

Не успеют горожане опомниться от выходящих практически одновременно сразу двух новых спектаклей, а их уже ждут на традиционных «Липецких театральных встречах», открытие которых состоится 12 октября. Впервые за всю многолетнюю историю фестиваля театры-участники будут соперничать в номинациях, победу в которых будет присуждать компетентное жюри, созданное из авторитетных театральных деятелей. Статус «Встреч» сразу приобрёл совершенно другой характер, событие перешло в более «тяжёлую» весовую категорию. Посудите сами: одно дело просто показать свой спектакль на выезде и совершенно другое – стать лауреатом или обладателем премии на фестивале. Членам жюри будет о чём подискутировать, ведь в Липецк съедутся труппы очень и очень разные. И по географии, и по тематике спектаклей разброс получился чрезвычайно широкий. Гостей ждут из Израиля, Омска, Москвы, Астрахани, Ярославля! Среди постановок само собой несколько спектаклей по Чехову. Поистине интересным и символическим событием должен стать визит к нам театра «Чеховская студия», который базируется в ставшем родным для липчан Мелихово. Труппа состоит из работников музея-заповедника Чехова в Мелихово и московских артистов. До последнего дня невозможно было сказать – получится ли у наших друзей приехать на фестиваль. Но они сумели выстроить график таким образом, чтобы 14 октября показать на малой сцене постановку «Дачный театр Антоши Чехонте», основанный на ранних рассказах классика. Спектакль успел стать визитной карточкой «Чеховской студии». Несмотря на то, что липецкий театр ездит в Мелихово практически ежегодно, гости оттуда окажутся на нашей земле впервые.

Московский театр «Школа драматического искусства» привезёт уникальный спектакль по лермонтовскому тексту «Мцыри». Это собственная инсценировка столичных артистов, где роль Мцыри исполняют сразу трое: Мцыри-поверженный, Мцыри-воин и Мцыри-дух. В то же время московский драматический театр имени Островского представит «Сказание о Сергии Радонежском», поставленный по жизне¬описанию величайшего подвижника. Театр «Zero» из Израиля покажет пьесу «Заколдованный портной», посвящённую теме отчуждённости человека в обществе. Перекликается с этой постановкой и спектакль липецкого академического театра драмы – «Полковник-Птица». Именно этой яркой, необычной и провокационной работе Сергея Бобровского решено было устроить фестивальный дебют. Не стоит и сомневаться, что приезжих критиков, театроведов и артистов спектакль сильно впечатлит. В конце концов, даже автор пьесы из Болгарии Христо Бойчев признал липецкий вариант лучшим из всех мировых постановок, которые ему доводилось видеть.

Разумеется, в рамках фестиваля состоится научно-практическая конференция, тема которой в нынешнем году формулируется как «Лев Толстой – наш современник». Актуальны ли идеи великого писателя в наши дни – на такой вопрос предстоит ответить собравшимся. Так, среди них мы увидим нашего старого знакомого – экс-директора музея Толстого Виталия Борисовича Ремизова, без которого в последние годы конференция уже просто немыслима. Также ожидается визит к нам известной театральной критикессы, чеховеда Нины Алексеевны Шалимовой – постоянного члена экспертного совета «Мелиховской весны». Нина Алексеевна с нетерпением ожидает поездки – ведь в прошлом году «Липецкие театральные встречи» произвели на неё отличное впечатление. А вот театральный критик из столицы Григорий Заславский в Липецке очутится впервые. Тем не менее о нашем театре он знает не понаслышке: знакомство с этим довольно строгим молодым человеком произошло у наших артистов во время весенней гастроли на фестиваль в Архангельск. Там Заславский дал весьма спорную оценку нашему спектаклю «Смерть Ивана Ильича», но на сей раз есть все основания рассчитывать на большую благосклонность. Все вышеперечисленные деятели согласились войти в жюри «Липецких театральных встреч» и будут трудиться на протяжении всего фестиваля, который продлится с 12 по 19 октября.

Портрет в рамочке

Однако вернёмся к тому, с чего начинали. Наиболее ожидаемое событие для театра в данный момент – премьера «Семейного портрета с посторонним», которая ознаменует открытие нового театрального сезона 14 сентября. Пока Сергей Александрович Бобровский готовит крупномасштабную постановку «Дядюшкин сон» по классическому произведению Достоевского, Николай Петрович Чебыкин перехватил инициативу у главного режиссёра с добротной комедией. Автор пьесы – Степан Лобозёров, известнейший драматург, которого ставили более двухсот театров нашей страны, но почему-то незаслуженно обошли вниманием в Липецке.

– Лобозёров – великолепный комедиограф, – рассказывает Николай Чебыкин. – Этот уже немолодой человек живёт в далёкой деревне под Улан-Удэ. И пишет одну-две пьесы в год. Пишет о деревне, о простой жизни, рисует бытовые, семейные картины. Как Шукшин. Пьеса, за которую мы решили взяться, составляет часть цикла «Семейных портретов». Помимо «Портрета с посторонним» есть ещё «Семейный портрет с дензнаками», ещё что-то. Для меня же наибольший интерес представляет именно первый «Портрет». Пьеса написана в самом начале 90-х и повествует о тех непростых для всего русского народа временах. В деревне решено устроить праздник и, чтобы оформить клуб, из города приглашают художника. Его принимает у себя в доме деревенская семья – папа со сломанной ногой, мама, бабушка и дочь. В последнюю страстно влюблён деревенский парень Мишка. Он страшно расстраивается, узнав о том, что теперь рядом с его красавицей поселился городской «жених». Мишка идёт на коварную авантюру: художнику говорит, что он живёт в семье, где все поголовно сумасшедшие, а тем «по секрету» сообщает о мнимом безумии городского гостя. Комический сюжет разворачивается вокруг этой ситуации, где все считают друг друга умалишёнными. Параллельно идёт рассказ о быте простой деревенской семьи – с её ежедневными проблемами, укладом, чаяниями, перипетиями.

Воспоминания об ушедшей советской эпохе – один из мотивов произведения. Когда дефицитом были не только предметы первой необходимости, но и человеческие чувства. Украшает спектакль хороший актёрский ансамбль. Актёрская чета Сергея и Екатерины Бельских на сцене предстаёт семейной парой – практически как Брэд Питт и Анджелина Джоли в «Мистере и миссис Смит». Заслуженные артистки России Елена Подрез и Любовь Кабанова репетируют роль бабушки семейства. У обеих исполнительниц образ получается очень индивидуальным, подчёркивающим разные черты характера героини – тем интереснее будет сравнить две версии спектакля с двумя «версиями» бабули. Дочь семейства Татьяну играет Светлана Загорская – выпускница ГИТИС-РАТИ. В Липецком академическом она вообще-то работает помощником режиссёра, однако актёрское образование позволяет иногда и самой выходить на сцену. В профессиональном багаже Светланы уже есть и сказки, и «взрослые» вещи, и даже одна главная роль в спектакле (ныне, правда, снятом из репертуара) того же Николая Чебыкина «Прощание в июне». Влюблённого в Татьяну Мишку отдали фактурному актёру Андрею Литвинову, а роль его антагониста в борьбе за благосклонность красавицы досталась Владимиру Борисову. Также стоит упомянуть радостную новость: премьера ознаменует собой не только начало театрального сезона, но и присвоение Сергею Бельскому звания заслуженного артиста России, который впервые появится на сцене уже в новом качестве.

Мы спрашиваем Николая Петровича Чебыкина, как на фоне эпических философских постановок Сергея Александровича Бобровского будет смотреться лёгкая по форме комедия? Встроится ли она в сложившийся в театре парадигматический философский ряд?

– Я вижу «Семейный портрет» абсолютно логичной вещью для нашей сцены, – убеждён постановщик. – Во-первых, было бы странно, если бы два режиссёра, работающих в театре, ставили бы, предположим, одну серьёзную классику. Данное направление разрабатывает Сергей Александрович. Значит, за мной остаётся современная драматургия. Ставь Бобровский нечто современное, я бы взялся за классический репертуар. Во-вторых, несмотря на комедийный жанр, в пьесе затрагивается масса экзистенциальных вопросов, там есть над чем подумать. Три поколения в семье – на глазах у зрителя. Что есть семья в наши дни? Зачем она и как мы можем её сохранить? Эти проблемы чрезвычайно важны для всего нашего общества сегодня и всегда. С помощью языка театра мы хотим напомнить людям: семья – это самое важное. Ну и посмеяться, естественно, будет над чем.

Что ж, с нетерпением ожидаем театральных премьер! Кстати, теперь билеты в Липецкий государственный академический театр драмы имени Льва Толстого вы можете купить не выходя из дома. Как это сделать, вы сможете узнать, зайдя на официальный портал театра www.teatr-tolstogo.ru. Причём обладателям смартфонов достаточно просто сфотографировать QR-код, который вы видите ниже – есть теперь и такой у театра! Новый сезон в театре сопровождается интересным техническим новшеством: в кассе теперь установлено современное оборудование, позволяющее приобрести билет буквально в течение пары секунд. Уже начались и продажи через Интернет. Ещё за две недели до 14 сентября, когда открываются двери театра, таким способом было забронировано несколько десятков мест на премьеру «Семейного портрета с посторонним». Торопитесь: билеты могут закончиться в любой момент!

www.lpgzt.ru

Другие публикации: