Статьи за 2012 год:

Архив по годам:

Любовь, не похожая на сон

"Липецкая газета" от 22 ноября 2012 года

Что есть сон, а что реальность? Этот вечный вопрос беспокоит старого князя К., героя постановки «Сон во сне» Сергея Бобровского по повести Фёдора Достоевского, премьера которой состоялась в конце минувшей недели в Липецком государственном академическом театре драмы имени Льва Толстого.

Богатый дядюшка в своих причудливых сновидениях видит Наполеона, прокурора с рогами и молодую барышню, прелестно исполнившую романс, после чего князь немедленно сделал ей предложение руки и сердца. Что из этого реальность, а что порождение воображения, тщетно пытается разобраться старик, окончательно запутываясь и ставя в неловкое положение окружающих.

Сюжет «Дядюшкина сна», переработанного для сцены Сергеем Бобровским, на первый взгляд комичен.

В провинциальный город Мордасов приезжает старый аристократ К. (Владимир Авраменко), дальний родственник Мозглякова (Евгений Азманов), сватавшегося ранее к дочери одной из местных дам, Марьи Александровны Москалёвой (народная артистка России Зинаида Румянцева). Узнав, что князь весьма богат и при этом слаб здоровьем, та решает выдать за него замуж свою Зину (Мария Колычева). Марья Александровна рассчитывает на счастливую, безбедную жизнь за границей подальше от Мордасова, где кумушки на каждом углу судачат о скандальном романе Зины и скромного учителя-стихоплёта. Князь протянет от силы год, а то и того меньше, убеждает она дочь, а дальше открываются великолепные перспективы у весёлой вдовы с миллионами. Романтичной Зинаиде план матери кажется подлостью, однако после недолгого сопротивления она всё-таки соглашается на участие в интриге, убежденная, что так она сможет помочь умирающему от чахотки любимому и его семье. Князь, между тем, заметно не в себе, уверяет почтенное общество, что видел, как лорд Байрон на Венском конгрессе ломает ногу, лихо танцуя краковяк, восторгается заманчивыми женскими прелестями, собирая при этом поутру себя буквально по кусочкам.

Под напором властной Марьи Александровны старик окончательно сникает и, околдованный молодостью и чистотой Зинаиды, а также изрядным количеством вина, которое щедро подливает матушка, делает долгожданное предложение заключить брачный союз. Однако на пути у хитроумного плана встает отвергнутый Мозгляков. Оскорбленный юноша внушает князю, что его сватовство к девушке всего лишь сон, припугнув, что родственники старика такой брак наяву не одобрят и еще, чего доброго, решат, что тот выжил из ума, и отправят под присмотр докторов. Князю, уже побывавшему в сумасшедшем доме, возвращаться туда не хочется. Но и Зинаида ему искренне нравится, как же быть?

Смешных моментов в спектакле действительно немало, однако это смех сквозь слёзы.

— Достоевский ужасающе точно и безжалостно препарирует человеческую душу в самых низменных её проявлениях. Его тексты, к великому ужасу, удивительно современны и своевременны. Я спросил на репетиции у актёров, какие ощущения у них вызывает происходящее на сцене. Хочется скорее отмыться от всего этого, сказал Максим Дмитронченков. Верная реакция, именно этого я и добивался. Хочется, чтобы это почувствовал и зритель, — так обозначил свой творческий замысел режиссёр Сергей Бобровский на встрече с журналистами «Липецкой газеты».

«Сон во сне» поставлен в минималистичных декорациях, придуманных художником-постановщиком из Санкт-Петербурга Ольгой Столбинской. Основное сценическое пространство занимают разнокалиберные бочки, на самой большой из которых — герб Российской империи. В одной из сцен бочка превращается в крещенскую прорубь, однако даже омовение в ней не спасает от окружающей грязи. За показной набожностью мордасовских дам скрываются ханжество, невероятная глупость и хамство, холопы тупы и жестоки, в обществе бал правят интриганы и лицемеры, и порой, как и старику-князю, кажется, что красота, чистота, порядочность — всё это лишь мимолётный сон.

Почти три часа действия смотрятся на одном дыхании ещё и благодаря отличному актерскому ансамблю. Князь в исполнении Владимира Авраменко вовсе не похотливый старый волокита, достойный всеобщего осмеяния. Нет, скорее это несчастный, одинокий человек, «полупокойник», которого все используют, стремясь заполучить его деньги. Во многом он порядочнее и честнее «нормальных» людей, его окружающих. Марья Александровна — властная, волевая женщина, не останавливающаяся ни перед чем ради счастья своей семьи. Зинаида Румянцева мечтала сыграть Кабаниху в «Грозе» Островского, но роль Москалёвой не менее целостно раскрывает ее актерский потенциал. Зинаида Марии Колычевой — девушка, в которой к 26 годам романтические идеалы уступили место покорности судьбе. Она прекрасно осознает низость своего поступка, остается честна сама с собой и не ищет оправданий, называя при всех вещи своими именами. Зина — жертва обстоятельств, в провинциальном Мордасове ее лучшие человеческие качества никому не нужны.

«А ведь я бы была верной женой», — в сердцах бросает она Мозглякову. Но репутация загублена безвозвратно…

Если в повести Достоевского относительно счастливый конец, то финал спектакля Сергея Бобровского, кстати, первой постановки творчества Федора Михайловича на сцене Липецкого академического театра, открыт: каждый сам решит, можно ли пробудиться от подобного кошмара. Увидеть «Сон во сне» можно будет 1 декабря.

Другие публикации: