Статьи за 2012 год:

Архив по годам:

Зритель должен обязательно возвращаться

"Липецкая газета" от 24 ноября 2012 года

Грамотно и эффективно управлять коллективом всегда непросто, а если он состоит из ярких творческих индивидуальностей, то руководителю ещё сложнее. Директор Липецкого государственного академического театра драмы имени Льва Толстого Людмила Должикова более тридцати лет трудится именно в таком коллективе и сегодня делится с читателями «Липецкой газеты» профессиональными секретами.

— Людмила Григорьевна, вы в юности предполагали, что ваша судьба сложится именно так?

— Даже представить себе такого не могла. Меня привлекала экономика, закончила вуз по популярной тогда специальности «экономист пищевой промышленности», даже поработала немного на производстве. Потом вышла замуж, переехала в Липецк, нашла работу в плановом отделе управления культуры. Стала с интересом вникать в новую для меня отрасль, изучать ее специфику. Законы экономики действуют везде одинаково, правила бухгалтерского учета тоже едины, а вот нюансы могут сильно отличаться. Родился первый ребенок, пришла пора выходить из декретного отпуска, к этому времени освободилось место экономиста у Владимира Пахомова. Вот так 4 января 1982 года я и приступила к работе в театре. С тех самых пор просто прикипела душой к нему, даже не представляю, как бы я работала где-то ещё.

Театр словно родной дом. Много раз была возможность всё в жизни поменять. Поначалу я получала мало, 90 рублей в месяц. Звали на предприятие, где зарплата была в два раза больше. Поехала туда устраиваться. Проехала Театральную площадь, вышла на следующей остановке и... вернулась. Не смогла уйти, и ничуть об этом не жалею. Постепенно, шаг за шагом стала двигаться вперед по карьерной лестнице. Директором тоже, признаюсь, стать не мечтала. Так сложились обстоятельства. После смерти Владимира Михайловича Пахомова в 2007-м году стали искать человека, способного потянуть такую махину. Выбор в итоге пал на меня. Управленческого опыта, конечно, поначалу не хватало, но я знала театр изнутри и училась.

— За тридцать лет, наверняка, изменилось очень многое…

— Конечно. Я начинала работать со старыми счетами и толстым гроссбухом. Потом появились первые счетные машинки — медлительные и громоздкие. Первый компьютер, похожий на огромный ящик, казался нам вообще чудом техники, даже подходить к нему поначалу боялись. А сейчас в театр пришли современные технологии. Одни компьютерные программы для бухучета чего стоят! Раньше столько мороки было с билетами, а сейчас процесс автоматизирован, кассир видит на мониторе наличие свободных мест в зале. Недавно запустили продажу билетов через Интернет. Молодежь сейчас живет в сети, и за такими интерактивными услугами будущее. Помогает работать со зрителем наш сайт, там размещена информация о спектаклях, актерах и наших планах. И в управлении используем новые технологии. Вот, к примеру, отдали уборку помещений на аутсорсинг клининговой компании: стало чище и забот поубавилось.

— Академический театр — не офис с клерками и техперсоналом. Как вам удается успешно руководить таким непростым коллективом?

— Быть во главе творческого коллектива порой непросто, но очень интересно. Для меня актер — это, в первую очередь, личность, тонко чувствующая, ранимая, ищущая себя. Поэтому и относиться к таким людям надо бережно, тактично. Не могу представить ситуацию, в которой я бы повысила голос на сотрудников. Но если надо, я умею быть жесткой. У актеров — особая профессия и особый склад характера. Порой они могут что-то забыть, проспать, опоздать на репетицию. К таким принимаем, если нужно, дисциплинарные меры, люди исправляются. Кое у кого бытует мнение, что артисты любят выпить на работе. Может раньше такое и бывало, но сейчас этого нет. А чтобы кто-то своим невыходом сорвал спектакль, такое просто невозможно. У каждого актера уважение к сцене и зрителю в крови.

— Сейчас театр, отметив свое 90-летие, находится на новом этапе развития. Каковы ваши приоритеты?

— Я очень благодарна главному режиссеру Сергею Бобровскому, сохранившему все лучшее, что накапливалось у нас годами. Продолжаются «Липецкие театральные встречи». С каждым годом фестиваль становится все более авторитетным и престижным в театральной среде, поступает множество заявок от потенциальных участников. Каждую весну нас ждут в Мелихово на Чеховском фестивале с новой постановкой по произведениям классика. Мы очень благодарны за поддержку наших начинаний областным властям. Заместитель главы администрации области Людмила Куракова частый гость у нас и прекрасно знает театральную среду.

Наш театр сильно изменился за последние годы. В труппу пришли новые интересные актеры, у главного режиссера свой творческий почерк и оригинальные идеи, полностью сменился репертуар. Мы все стремимся, чтобы, попав к нам, зритель возвращался снова и снова, каждый должен найти спектакль на свой вкус. В зале сейчас практически не бывает свободных мест, и это не может не радовать. Мы сохранили нашу преданную публику и сумели заинтересовать молодежь. Объективная картина такова: если в 2007 году спектакли посетили около 20 тысяч зрителей, то в 2012 году их стало в 3,5 раза больше. К концу года рассчитываем выйти на показатель в 75 тысяч. Значит, мы стараемся не зря, театр нужен людям.

— С главным режиссером часто спорите?

— В творческий процесс я стараюсь не вмешиваться. Сергей Александрович — талантливый человек и знает, что делает. Контролируя выпуск спектакля, порой заглядываю на репетиции, смотрю обязательно все премьеры, и как зритель, естественно, делюсь с ним своим мнением. Но последнее слово всегда за постановщиком.

— Какой, на ваш взгляд, самый ценный опыт дала вам работа в театре?

— В первую очередь это возможность общаться со многими замечательными людьми. После встреч с Владимиром Лакшиным, Виталием Ремизовым, Татьяной Шах-Азизовой, Львом Анненским и многими другими выдающимися деятелями культуры чувствуешь огромное уважение к их подвижничеству, духовно обогащаешься, узнавая много нового. Работая в театре, невозможно быть просто менеджером. Вот ставит Бобровский спектакль по произведению Гончарова, хочется понять, почему он его вдохновляет? Берешь томик с полки и открываешь для себя прекрасного русского писателя. Общение в творческой среде обязательно подталкивает к саморазвитию. А если говорить об управленческом опыте, то я убедилась, что руководитель силен своей командой. Мы работаем в одной связке, делаем общее дело, и я рада, что рядом люди, на которых можно положиться. Со стороны кажется, что театр — это вечный праздник, на деле — за каждым спектаклем большой черновой труд. Я благодарна за поддержку всему коллективу. Случайных людей в нашем театре нет.

— «Липецкая газета» поздравляет вас, Людмила Григорьевна, с наступающим юбилеем и желает плодотворной работы и процветания театру.