Статьи за 2014 год:

Архив по годам:

Театр на каждый день

"ЛГ:итоги недели" от 29 сентября 2014 года

В минувший четверг премьерой «Банкрута» по произведению Александра Островского Липецкий государственный академический театр драмы имени Льва Толстого открыл 94-й театральный сезон. Однако само по себе открытие сезона – отнюдь не самое яркое событие, которое приготовили липецкой публике. В ближайшие недели убеждённых театралов ожидает нелёгкий выбор: посещать храм Мельпомены ежевечерне или только через день

Фестиваль фестивалей

Я застал главного режиссёра академического театра драмы Сергея Бобровского за несколько дней до 25 сентября в рабочем кабинете – после отпуска худ¬рук выглядел на удивление отдох¬нувшим, буквально излучал энтузиазм и позитивный настрой. Почему на удивление? Зная Сергея Александровича уже шесть лет, я вижу, насколько театральная жизнь засасывает его и лишает сил. Постоянно «не успеваем», постоянно «не готово»… Количество планов и замыслов значительно превышает реальные возможности. Но к закрытию прошлого сезона Бобровский сумел мобилизоваться, подкрутить гайки внутренней театральной машинерии и подойти к лету с готовым спектаклем, которым и распрощался со зрителями до осени.

Сегодня за «Банкрута» режиссёр вполне спокоен и уже приступил к репетициям чеховской «Дуэли», которая выйдет на подмостки в конце октября. Главреж с увлечением рассказывает о готовящейся постановке. Мы рассуждаем и проводим параллели: оказывается, реалии XXI столетия совсем недалеки от сюжетов полуторавековой давности… Единый контекст, актуализированность в современных общественно-политических условиях – вот что привлекает постановщика в классической пьесе Антона Павловича. Всех секретов раскрывать не будем, да и преждевременно это. Пожалуй, только намекнём: по Бобровскому, «Дуэль» приобретёт новое звучание, наполнится свежими смыслами и, как всегда, послужит очередным красноречивым свидетельством незыблемости и величия вечного гения Чехова.

На «Дуэль» отправимся через месяц, а пока – обратимся к насущному. За несколько дней до того, как позвать липчан на первый спектакль сезона, академический театр драмы возвратился из древнего города Владимира. Липецкая труппа удостоилась приглашения на Всероссийский театральный форум «У Золотых ворот», который проводится при поддержке Министерства культуры с 16 по 29 сентября.

– Это своеобразный фестиваль фестивалей, – рассказывает Сергей Бобровский. – Ведь обязательное условие попадания спектакля в конкурсную программу – главный приз на другом фестивале. Наш «Полковник-Птица» по этому параметру вполне подходит, к тому же нашу постановку порекомендовал оргкомитету авторитетный критик Ольга Сенаторова – генеральный директор творческо-координационного центра «Театр-информ», главный редактор газеты «Театральное дело».

Владимир принимает фестиваль уже в третий раз. Спектакли проходят сразу на двух площадках: на сцене городского Дворца культуры и в академическом театре драмы. Таким образом, свои работы смогли показать почти два десятка театральных коллективов из Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги, Новгорода, Кемерово, Каменск-Уральска, Владикавказа, Норильска и других уголков нашей страны. Судейскую коллегию возглавила народная артистка России Евгения Симонова, а в состав жюри вошли такие солидные театральные деятели, как, например, Ольга Сенаторова, Валерий Подгородинский, Нина Мазур. Неожиданной и приятной оказалась встреча липчан со старым знакомым – сербским драматургом Христо Бойчевым, автором «Полковника-Птицы». Пьесы Бойчева необычайно популярны во всём мире и России в частности. «У Золотых ворот» помимо липецкого спектакля норильские артисты показывали ещё одну пьесу Христо «Оркестр «Титаник». Но это всё лирика, интересует другое: как выступила наша «команда»?!

– Всё прошло на удивление гладко, динамично и успешно, – признаётся главный режиссёр. – Нам отдали большую сцену местного академического театра, который удивительно напоминает наши родные стены. Причём «Полковник-Птица» транслировался «в прямом эфире» в Интернете. У нас произошло две замены в составе, но ребята настолько органично влились в общую канву, что даже у меня устойчивое впечатление, будто два Дмитрия – Немонтов и Гусев – участвовали в постановке с самого первого дня. Публика рукоплескала – реакция зала оказалась без преувеличения воодушевляющей! Да и критики приняли нашу работу просто на ура – было очень приятно выслушать компетентный, подробный разбор, да к тому же ещё и получить положительную оценку! Само по себе участие в таком форуме уже престижно, поскольку собираются на нём лучшие из лучших. Не знаю, номинируются ли спектакли на какую-либо награду и есть ли у нас шанс получить приз, но в любом случае мнение специалистов для нас важно. Театр вернулся с хорошим результатом и в благодушном настроении.

Вот он – истинный человек искусства! Бобровского не интересуют регалии, но, на самом деле, претендовать на награды академический театр драмы может: призов будет несколько, и главный – по уже сложившейся традиции – шапка Мономаха. В комплекте с ней – золотой диплом, а также две малые шапки Мономаха, серебряный и бронзовый дипломы, а самая маленькая шапочка – приз зрительских симпатий. Так что скрестим пальцы за нашу труппу и будем надеяться на победу!

Фестиваль в фестивале

От фестивалей на выезде – к фестивалям «домашним». Их, вообразите, случится подряд целых два – ну или один большой, если угодно. «Золотая маска» в гостях у «Липецких театральных встреч» – проект, степень амбициозности и размаха которого сложно переоценить. Пожалуй, истинные ценители театра не нуждаются в подробном комментарии – они уже давно купили билеты и ждут 30 сентября, когда в Липецком академическом театре драмы будет дан старт крупнейшему театральному форуму этого сезона. Однако на некоторых интересных подробностях остановиться отдельно всё же стоит.

Российская национальная театральная премия «Золотая маска» учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей России и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства. В рамках «Золотой маски» весной каждого года в Москве представляют наиболее значительные спектакли со всей страны. Примечательно, что в Год культуры фестиваль отмечает круглую дату: знаменитая премия празднует двадцатилетие. Символично и то, что «Золотая маска» станет частью афиши юбилейного ХХХ фестиваля «Липецкие театральные встречи». «Маска» впервые в нашем городе, и это результат упорной планомерной работы при поддержке партнёров фестиваля, в том числе Министерства культуры Российской Федерации, управления культуры и искусства Липецкой области, Театра драмы имени Льва Толстого, а также елецкой компании JTI.

- Поначалу сомневались: толи провести одну «Золотую маску», а «Липецкие театральные встречи» перенести или вовсе отменить. Было много «за» и «против», – делится художественный руководитель театра. – Тем не менее «Встречи» – зарекомендовавший себя как бренд региона, и действовать в ущерб имиджу фестиваля и ожиданиям публики не хотелось. Поэтому приняли решение объединить два события в одно. «Золотая маска» привозит четыре спектакля, их показы состоятся с 30 сентября по 7 октября. В программе – и эпос «Война и мир» от «Мастерской Фоменко», и постановка для театра кукол «Бременские музыканты» из Саратова, и пьеса

«С любимыми не раставайтесь» московского ТЮЗа. Завершит марафон спектакль наших воронежских коллег «Дураки на периферии» по Андрею Платонову. А следом с 8 по 15 октября – без выходных и передышек – конкурсные показы «Липецких театральных встреч». По заведённому обычаю начнётся всё научно-практической конференцией. Её тема – «Лев Толстой и славянский мир». Ожидается серьёзный состав выступающих: наш старожил Виталий Ремизов, Лев Аннинский, критики, театроведы… Мы планируем отдать под заседания и доклады целых три дня. Разумеется, не в ущерб основной программе. Ждём нескольких московских театров, труппу из Санкт-Петербурга, будут гости из Мелихово со своей постановкой, естественно, по Чехову. Пришлют своих артистов Тюмень, Рыбинск, Стерлитамак. Изюминкой фестиваля обещает стать моно-спектакль «Исповедь Дмитрия Карамазова» по Достоевскому, с которым к нам прибудет театр MADLENIANUM из Белграда. Из Сербии вообще собирается целая делегация во главе с Синишей Ковачевичем. Его «Сербскую драму» (или «Великую драму») я планирую ставить после нового года. Познакомились с этим автором мы ещё года три назад, когда он приезжал на кинофорум «Золотой витязь». Материал мне очень понравился, речь идёт о сербском военном конфликте. 9 мая исполняется 70 лет со дня Великой Победы. Все учреждения культуры будут готовиться. Само собой не останется в стороне и наш театр. Но я решил не заниматься возбуждением патриотического духа «в лоб», а подыскать подходящую пьесу о войне – но с общемировой тематикой. Мир кажется сейчас настолько маленьким – Сербия, Россия, Украина…  А проблемы одни и те же. Хочется поразмышлять и пригласить зрителя к диалогу. Возвращаясь к «Липецким театральным встречам», – закроет их Государственный русский драматический театр из Республики Башкортостан с вещью культового европейского драматурга Мартина Макдонаха «Королева красоты».

Философия внутри фестиваля

Макдонах – это, конечно, здорово. Европейская традиция в известном смысле добавляет демократии нынешним «Встречам». Тем не менее обращает на себя внимание обилие русской классики в афише.

– Сергей Александрович, почему, как вы полагаете, все обратились в «традиционную веру» и принялись ставить Толстого, Чехова, Достоевского, Салтыкова-Щедрина? Вот и академический театр открывает тридцатые липецкие «Встречи» постановкой «Банкрут» по произведению Островского. Что это – «новая старая» мода, примета времени или кризис самоидентификации?

– Хочется, чтобы программа волновала, искренне заинтересовывала и нас, и зрителя. «Банкрут», по моему мнению, задаст определённый тон всему фестивалю. И, как вы верно подметили, другие театры тоже обращаются к истории отечественной культуры, литературы и драматургии. Я такое положение вещей могу только приветствовать! И, уверяю вас, наш фестиваль – отнюдь не единственный, основу афиши которого составляет преимущественно русская классика. Это хорошая примета. Наверное, пришло время задуматься более глубоко над своей жизнью. Вспомнить о корнях необходимо, чтобы двигаться вперёд. Тем более что у нас такая богатая и одновременно сложная история. Театр постоянно находится в поиске идей, форм, интерпретаций, а классический материал даёт чрезвычайно широкое поле для трактовки и эксперимента. Пусть такое мнение не покажется странным, но классические произведения веками подтверждали своё право на первенство – поэтому-то они и стали классикой. Заметим, там идёт речь о духовности, нравственности, культуре – в их истинных смыслах. И эпоха сейчас такая – ставит перед нами экзистенциальные вопросы, что и заставляет обращаться к классическому наследию. Притом, каждый раз берясь за такое произведение, ты думаешь: каким языком поведать рассказ, с какой интонацией, какие расставить акценты? Нельзя же взять одну и ту же технику, «заморозить» её и играть, как играли столетие назад?! Да и не поставим мы уже, как завещал Немирович-Данченко, и не нужно это. В том же японском классическом театре, который вышел из глубины веков и имеет незыблемые устои, правила и традиции, появляются свои новаторы, и благодаря им традиция живёт и продолжает привлекать людей! Приёмы развиваются, совершенствуются, способы сценического выражения становятся более изощрёнными. Но всё это имеет лишь одну цель – соответствовать духу своей эпохи, резонировать с залом, иначе ведь театр попросту перестанет быть нужным! И движения не будет. Сохранять и оживлять традицию – вот о чём необходимо помнить в первую очередь. Поэтому-то и «Смерть Ивана Ильича», и «Банкрут» получились именно такими, какими получились. И «Дуэль» получится такой. Театр заряжен энергией сегодняшнего дня. Для театра важен момент современности. Социальный, политический, культурный контекст. Посмотрите, как на фоне сегодняшних событий в Украине «зазвучал» «Полковник-Птица», делая который несколько лет назад, я и подумать не смел, что всё так повернётся… Спектакль вроде бы о сумасшедших. А теперь выясняется, что пьеса – о войне. И все на ней – сумасшедшие. Такой вывод делаю не только я, но и критики. Возвращаясь к началу нашей дискуссии, одна из членов жюри заметила: «Полковника» хорошо бы в Европе показать… но не сейчас. Поймут неправильно, обидятся. Вот так неосознанно мы и делаем проекцию самых острых вещей в мире, пользуясь языком театрального искусства. Этим и притягателен театр.

Другие публикации: