Статьи за 2014 год:

Архив по годам:

«Я еще больше влюбляюсь в жизнь»

"Липецкая газета" от 11 декабря 2014 года

Чеховский гуманизм, его искренняя любовь к человечеству сегодня актуальны, как никогда, убежден главный режиссер Липецкого государственного академического театра драмы имени Льва Толстого Сергей Бобровский. Не так давно состоялась премьера его спектакля «Дуэль» по одноименной повести классика. О природе человека, о том, почему многие современные театры идут на «сделку с дьяволом», и путешествии в поисках мистической Шамбалы постановщик рассказал в беседе с журналистом «Липецкой газеты».

— Сергей Александрович, критики ругали Чехова за финал «Дуэли». Насколько, на ваш взгляд, уместен такой неожиданно чудесный «хеппи-энд»?

— За финал «Дуэли» Чехова действительно ругали. Он кое-кому из критиков казался «неестественно оптимистичным». Может, он и выглядит таковым, но только на фоне других чеховских финалов. У меня лично финал «Дуэли» оставляет горечь. «В поисках за правдой люди делают два шага вперед, шаг назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упрямая воля гонят вперед и вперед. И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды...» Неспособность людей видеть настоящую правду, познать истину – разве это оптимизм? Крик дьякона спасает Лаевского от гибели и Фон Корена от убийства. Но Фон Корен не меняет своего взгляда. К чему приведет «фон коренов» позиция превосходства одного человека над другим, вскоре покажут ХХ век и идеи националистического реваншизма и нацизма. Какой тут оптимизм?

— Чьи взгляды на природу человека вам ближе?

— Из героев «Дуэли» мне ближе смешливый дьякон, находящийся в состоянии благодати. Наш спектакль заканчивается на его словах: «Боже мой, какие люди! Воистину десница божия насадила виноград сей!». Для меня очевидно, что состояние мира в душе – это и есть истинная возможность созерцания благодати. Это состояние подлинной любви — в ней и пребывает дьякон. Ее нет у остальных героев.

— Работая над «Дуэлью», вы сделали ставку на молодежь. Оправдались ли ожидания?

— «Дуэль» – это история молодых людей. Возраст героев «Дуэли» совпадает с возрастом исполнителей ролей. Артистам надо расти, а расти драматическому артисту можно лишь на качественном материале. На комедиях положений душа не возвысится, может, только мышцы станут крепче. Михаил Леонидович Янко, посмотрев репетицию «Дуэли», сказал: «Да! Вы устроили им серьезное испытание». И это так и есть, но у меня нет другой возможности, кроме реальных испытаний для артистов. Я должен им доверять, ведь молодежь – это будущее. А будущее всегда в настоящем. Что касается «ожиданий», то мне бы хотелось пожелать молодым артистам большего движения в глубину той правды, которая движет их героями.

— Будут ли внесены изменения в спектакль перед фестивалем в Мелихово?

— Возможно. Но тут торопиться нельзя – артистам надо разместиться на сцене, освоиться, домыслить и нажить биографию и судьбу. Это быстро не бывает, и не все это умеют. Уплотнять время, жить в паузе, держать партнера и подлинно с ним сцепляться, наполнять подтекст и материализовывать дух – вот чего я жду от артистов. Если эти тенденции будут развиваться – я буду рад внести изменения. Но эти изменения не есть прибавление текста. Изменения – это работа в глубину.

— Скоро Новый год, какие сюрпризы готовите к праздникам для юных зрителей?

— Для детишек готовим сказку «Серебряное копытце» и игровую программу вокруг ёлки. Ставит спектакль режиссер из Астрахани Андрей Радочинский. Он приезжал два года назад к нам на «Липецкие театральные встречи» со своим спектаклем «Академия смеха», который был отмечен наградой за лучший актерский дуэт. Это его первый опыт работы на нашей сцене, очень интересно увидеть, какой будет постановка. Сказка начнется с 25-го декабря.

— А что предстоит увидеть взрослым театралам, какие премьеры готовятся сейчас в академическом театре?

— После Нового года мы приступим к совместному проекту с сербами. Начнем его с постановки спектакля по пьесе сербского драматурга Синиши Ковачевича «Сербская драма». Это действительно серьезная драма о человеке на войне, о боли и страданиях народа, философски переосмысливающая трагические события на Балканах. Премьеру планируем на начало марта. Если все получится, то, возможно, нас пригласят на фестиваль в Белград.

Что касается дальнейших планов, то они еще в стадии обсуждения. В марте мы планируем начать работу над «Островом сокровищ» по Стивенсону. Это спектакль для подростков. К концу сезона планируем комедию Мольера «Тартюф». Неделю назад мы приготовили для школьников литературно-музыкальную композицию по произведениям Лермонтова. Первый показ состоялся в библиотеке имени Сергея Есенина 25-го ноября. Сейчас на малой сцене идет работа над комедией «Шикарная свадьба» по пьесе Хоудона. Ее выпуск планируем на 11 декабря.

— Вас часто приглашают на театральные фестивали, в свою очередь, в Липецке не так давно состоялись два крупных форума — «Золотая маска» и юбилейные «Липецкие театральные встречи». В каком направлении, на ваш взгляд, движется современный театр, формируются ли сейчас какие-то устойчивые тенденции развития театрального процесса, которые будут определяющими на сцене в течение ближайших лет?

— Да, мы часто ездим на фестивали. Это здорово. Далеко не все театры на них приглашают. Многим труппам просто не с чем ездить. Ставятся кассовые спектакли, которые не представляют художественного интереса. Коммерциализация — сегодня это главное направление развития. У многих театров одинаковые афиши. Это прискорбно и унизительно. Падает профессиональная и личностная планка людей, занимающихся подобным «творчеством». Я это называю – сделка с дьяволом. Падает театр, а с ним и публика.

Но, слава Богу, начинается переосмысление и возникает альтернатива пошлости. Именно эту альтернативу мы и видим на фестивалях. Хотя и на них часто можно встретить низкопробную продукцию. Тем более радостно, когда встречаешь спектакли с яркой авторской позицией и индивидуальной интонацией, отражающие «важное и вечное», как говорил Дорн в «Чайке».

— Сейчас вас пригласили поставить «Чайку» в Рязани. Чем интересна для вас эта работа, почему постановщику иногда полезно поработать с новыми актерами?

— Полезно хотя бы тем, что это помогает понять: «в гостях хорошо, а дома лучше». Я сейчас в Рязани так скучаю по своим артистам. Мне их не хватает. А если бы я не отъехал, то этого бы не ощутил. С другой стороны, интересно вернуться в новом качестве в театр, в котором много лет назад начинал монтировщиком сцены, снова вдохнуть его атмосферу. Каждый спектакль не похож на другие. И какой будет рязанская «Чайка», я пока еще не знаю.

— Вы как-то говорили, что определенные яркие впечатления из жизни потом, рано или поздно, находят отражение в спектаклях. В отпуске вы с друзьями побывали в Монголии. Чем запомнилась поездка, какой духовный опыт вы приобрели, отправившись путешествовать по этим загадочным местам?

— Что может быть прекрасней долгого путешествия в приятной компании? Горы, степи, реки, ночной костер, земляничный лес, туманы, звезды, встречи, дорога в Шамбалу – как это рассказать словами? Я ещё больше влюбляюсь в жизнь и с этим чувством благодати живу.

— Завершается Год культуры. Как вы оцениваете его итоги, произошли ли какие-то серьезные изменения в отрасли?

— Прекрасная инициатива правительства, которую поддержал президент, дала всем нам возможность почувствовать внимание и реальную поддержку со стороны властей. Выделены значительные финансовые средства на развитие культуры… Конкретно в нашем театре в этом году сделали ремонт сцены, заменили звуковую и световую аппаратуру. Это славно. Не хочется даже думать, что всего этого не было бы. Очень жаль, что Год культуры улетает от нас, как олимпийский Мишка. Но как славно, что он у нас был!

Сергей Малюков 

Другие публикации: