Статьи за 2015 год:

Архив по годам:

Сергей Бобровский: "Я хочу делать театр так, чтобы он нравился липчанам"

"ЛГ: итоги недели" от 28 сентября 2015 года

Прошлая неделя ознаменовалась открытием 95-го театрального сезона: в пятницу и субботу академический театр драмы имени Толстого играл премьеру мольеровского «Тартюфа».

Главный режиссёр Липецкого государственного академического театра драмы имени Льва Толстого Сергей Бобровский дебютировал с большим интервью в одном из первых номеров «Итогов недели». В 2008 году, когда родился журнал, Сергей Александрович приехал в наш город, чтобы возглавить главную театральную труппу региона, и первыми встретились тогда с новой медийной персоной именно «Итоги». С тех пор мы неизменно поддерживаем добрую традицию и на старте театрального сезона беседуем с Бобровским.

– А может, какое-нибудь старое интервью перепишем? – шутит Сергей Бобровский.

– Нет, Сергей Александрович. Слава Богу, наш театр ежегодно радует новинками, поэтому у вас точно есть о чём рассказать. Итак, 25 сентября вы порадовали зрителей очередной премьерой…

– Да, мы открыли 95-й театральный сезон классической пьесой Мольера «Тартюф». Сразу после двух премьерных показов «Тартюфа» труппа 27 сентября отправляется в Березники. В этом городке в Пермской области проходит международный театральный фестиваль «ПостЕфремовское пространство», учреждённый в память одного из крупнейших театральных деятелей, актёра и режиссёра Олега Ефремова. Липецк везёт «Дядю Ваню»: у этой постановки довольно успешная судьба, поэтому мы вполне можем рассчитывать на признание. «ПостЕфремовское пространство» декларирует своей главной целью популяризацию и развитие традиций настоящего русского театра в провинции, столице и за рубежом. Фактически это творческий смотр лучших театральных спектаклей России и зарубежья, поставленных по отечественной драматургии. В нынешнем году в Березниках покажут своё искусство восемь театральных коллективов из Москвы, Нижнего Новгорода, Лысьвы, Челябинска, Березников и Израиля. У нас серьёзные конкуренты, но мы обещаем стараться!

Помимо подготовки «Тартюфа» и репетиций перед поездкой в Березники пришлось серьёзно потрудиться и над вводами: коллектив покинула заслуженная артистка России Елена Борисовна Подрез, поэтому на её роли пришлось подыскивать других исполнительниц. Также решили вернуться к некоторым старым спектаклям. Мы «воскресили» полюбившихся публике «Месье Амилькара» и «Смерть Ивана Ильича». Кстати, 16 октября «Ивану Ильичу» суждено открывать фестиваль «Липецкие театральные встречи». Хотя спектакль был выпущен пять лет назад, в конкурсной программе так и не успел поучаствовать, поэтому мы и выдвигаем его на суд жюри.

Из планов до декабря – поставить традиционную рождественскую историю для самых маленьких, а уже после новогодних праздников приступим к пьесе Жана Кокто «Трудные родители». Замечу, режиссёра мы пригласили столичного, так что работа обещает получиться увлекательной. До конца сезона липчане увидят ещё одну премьеру – комедию с забавным названием «Опера мафиозо». Таким образом, в 95-м сезоне академический театр взял развлекательный курс. Возможно, позже заявим о кое-каких сюрпризах, но пока говорить о них рановато.

Но об одном новшестве обязательно упомяну. Наш театр объявляет набор в детскую театральную студию. К нам на спектакли ходит огромное число детей, мы всё время говорим о воспитании зрителя и нового поколения артистов… Так вот, у нас слово с делом не расходится: мы готовы пополнить наши ряды юными талантами! Формируем две группы: 7-8 и 9-10 лет. Претенденты обязаны пройти небольшое испытание – творческое прослушивание и собеседование. Потребуется выучить наизусть стихотворение и басню. Важная информация: соискателей по предварительной записи мы ждём уже 7 и 14 октября, так что времени на подготовку всё меньше. Успешные кандидаты начнут обучаться у ведущих артистов театра по авторским методикам с 1 ноября.

– Сергей Александрович, дети – наше будущее, но с чем же связан такой крен в репертуарной политике? Обычно театр начинал сезон чем-то очень серьёзным и тяжеловесным. Да и комедиями, прямо скажем, вы нас все последние годы не баловали. А тут вдруг сразу несколько развлекательных вещей подряд.

– Если говорить о «Тартюфе», то классический мольеровский текст ни в коем случае нельзя рассматривать однобоко. Да, жанрово «Тартюф», безусловно, относится к комедии, но серьёзность текста от того ничуть не меркнет. К тому же пьеса написана в стихах, что вызывает определённые сложности при работе над её постановкой. Важен перевод – их множество, но мы воспользовались наиболее популярной версией Михаила Александровича Донского. Честно говоря, не припомню, что мы делали до того «взрослый» спектакль в стихах. Поэтому даже с точки зрения привнесения определённого разно­образия для зала и встряски актёрского состава – вариант подходящий.

Всем известный сюжет, на первый взгляд, не предполагает особой вариативности для режиссёра. Тем не менее Мольера ставят и продолжают биться над его интерпретацией. Речь идёт о природе самообмана, вечных человеческих иллюзий, желаний, заблуждений, страстей. Как приобрести бесплатный сыр и попасть в рай? Времена на самом деле одни и те же, проблемы сохранились. Лично я считаю так: у каждого из нас – тысяча масок, которые мы натягиваем поочерёдно для родителей, друзей, коллег по службе… Это не форма обмана, но способы поведения личности в разных обстоятельствах. На сцену в эпоху Мольера выходит беспринципный циник в своей дьявольской красоте и мощи. Мне ситуация сильно напоминает гоголевского «Ревизора». Очень узнаваемые коды и типажи. Когда мы репетировали, я заметил артистам: во многом фабула строится не на сложных сюжетных ходах. У Мольера много «уроков»: урок жёнам, урок мужьям… Хочешь – учи, а хочешь – нет. Хочешь быть Тартюфом или Аргоном – выбор за тобой. Всё это актуально поныне. Так что в лёгкой комедии обнаруживается привязка и к настоящему моменту.

– Глупо спорить с тем, что режиссёр Сергей Бобровский снискал всеобщее признание преимущественно как постановщик «Полковника-Птицы» и «Оркестра «Титаник». Вы, естественно, не обязаны следовать однажды избранной – пусть и успешной – стезёй. Но ведь такая драматургия – ваша стихия. Неужели столь же вольготно ощущаете себя наедине с мольеровскими персонажами?!

– Я сам задаю себе подобный вопрос и совершенно чётко отвечаю: да, Мольер – другой. Но ведь я пытаюсь найти себя и в этом материале! Только по результату станет понятно – получилось или нет, готов я был или неособенно. С другой стороны, хочется привлечь и свежую аудиторию. Да и устаёшь от своих привычных амплуа, можно иной раз и на незнакомую почву ступить. Конечно, от самого себя не убежишь, но поиск полезен в любом случае: а вдруг обретёшь нечто новое? Раньше я делал комедии, они получались, зал хохотал. Потом надоел пустой смех, я переключился на более близкие мне мотивы, углубился вовнутрь. Но по силам ли мне теперь простые высказывания, без диковинных философских построений? Я рискую, получая от процесса колоссальное удовольствие. Надеюсь снискать положительный отклик у театралов.

«Полковник» и «Титаник» неплохо показали себя на всевозможных фестивалях, но фестиваль – пусть и важная, однако отнюдь не главная часть жизни театрального коллектива. Коммерческая составляющая никогда не была нашим приоритетом. Вместе с тем развлекательные постановки, доступные самому широкому кругу зрителей, а не только рафинированной фестивальной публике, несомненно, могут поспособствовать экономическому укреплению театра в столь нелёгкую для всех кризисную пору. Я не подразумеваю, что экспериментальные постановки имеют приоритет над прочими. Напротив, в каждом случае решаются конкретные творческие задачи, в том числе и в «Тартюфе». На самом деле в репертуаре театра потенциальных фестивальных вещей – большинство, зато для, скажем так, внутригородского пользования – отнюдь не много. Поэтому Мольеру быть на сцене! Ведь краеугольный камень нашего ежедневного труда – вовсе не фестивали, но выстраивание диалога с самым обычным посетителем.

– И, тем не менее, фестиваль «Липецкие театральные встречи» – событие традиционно ожидаемое, вокруг него неизменно царит ажиотаж. С каждым годом мероприятие становится всё интереснее, гостей – больше, а программа – насыщеннее. Какими сюрпризами порадует оргкомитет в нынешнем сезоне?

– При отборе конкурсных спектаклей я опирался на единственный принципиальный критерий – повышение уровня материала, который мы представляем. В афише 31-х театральных встреч – сугубо русская драматургическая классика. И даже наш гость из французского Théâtre du Tiroir покажет моноспектакль «Лукавые истории господина Пушкина» – инсценировку по бессмертным сказкам Александра Сергеевича.

Липецкие театральные встречи впервые начнутся не с научно-практической конференции. Мысль отказаться от такой формы, откровенно говоря, давно витала в воздухе. Время показало, что за три десятилетия конференция как вид фестивальной деятельности себя несколько изжила. Вышесказанное совершенно не означает, что мы упразднили мастер-классы, «круглые столы» и дискуссии. Доминанта всё-таки – сценическое искусство, спектакли и конкурсная борьба. Лично я отсмотрел все присланные работы, их оказалось как никогда много. Особенно выделять никого не хочу, чтобы сохранить интригу, но любопытно и свежо абсолютно всё. Гости приедут из Ельца, Пензы, Мичуринска, Перми, Таганрога, Тамбова, Франции. А играть будут Островского, Достоевского, Лермонтова, Пушкина…

Вообще провинциальные труппы, берущиеся за классические пьесы, поступают так по зову сердца, а не из каких-то конъюнктурных соображений или банальной «обязаловки». В региональных и муниципальных театрах, по моим наблюдениям, происходит что-то хорошее. Переосмысление старой доброй классики, пересказ её на языке людей нашего века – благородная и заслуживающая похвалы мотивация. Традиция в провинции жива, более того – наполняется соками. Меня это радует, а разные театры делает ближе друг к другу, формируя единую эстетическую и ценностную среду. Мы похожи, и это замечательно! У нас одни и те же идеалы.

Старт фестивалю даст, как я уже сказал, наш спектакль «Смерть Ивана Ильича» по одноимённому произведению Льва Николаевича Толстого. А символично завершает череду фестивальных показов Московский театр на Юго-Западе чеховской «Чайкой» – эта вещь идёт вне конкурса. Постановка уже лет пятнадцать гремит в столице и обещает стать настоящей вишенкой на торте, которая увенчает липецкий праздник театра.

– Как вы считаете, завоевал ли фестиваль «Липецкие театральные встречи» собственную нишу среди других многочисленных театральных форумов? Мне кажется, Липецк обладает своим уникальным подходом к организации и проведению ежегодного форума, который и привлекает сюда артистов не только со всей России, но ещё и из-за рубежа. Мы идём в ногу со временем, учитываем актуальные тенденции, пусть и опираемся в основном на классическую драматургию. Образно выражаясь, нам удаётся сохранять вполне приличное выражение лица, причём – без искусственных «подтяжек».

– Знаете, Липецкие театральные встречи по сути своей фестивалем никогда не были, мы только-только подбираемся к этой территории. Важную, основополагающую функцию выполняла именно научно-практическая конференция, а спектакли в некотором смысле дополняли её, выступая в качестве смыслового наполнения. Допускаю, что нам предстоит ещё серьёзно подкорректировать формат. Моё искреннее убеждение состоит в том, что не следует пытаться объять необъятное и охватить весь мир в рамках локального фестиваля. Честнее и грамотнее – заниматься освоением своего, близкого ареала и делать это для людей, рядом с которыми мы живём. Именно им должно быть интересно. Я против, когда говорят: мы сделаем наш фестиваль лучшим. Это дешёвый популизм. Это фальшивка. Если будешь думать только о том, чтобы занять первые места, то говорить о театре вообще бессмысленно. Он превращается в спорт. Возможно, кому-то близка такая позиция. А мне – нет. Я хочу делать театр так, чтобы он нравился липчанам. И мне самому, конечно.

Роман Хомутский

 

Другие публикации: