Статьи за 2015 год:

Архив по годам:

Лучший театральный зритель

http://teatrizm.ru/

 

 

Лучший театральный зритель

О театре, культурном воспитании и силе искусства беседуем с особым театральным зрителем – Ставила Еленой Анатольевной – заместителем директора по воспитательной работе лицея № 66, ставшего «Зрителем года» 94-го театрального сезона в театре драмы им. Л.Н. Толстого

автор: Екатерина Немчинова

 

Зритель – это неотъемлемая и значимая составляющая жизни театра, ведь любой спектакль – это процесс, происходящий здесь и сейчас, в ходе которого совершается безмолвный, но чрезвычайно емкий диалог между теми, кто сценическое действо представляет, и теми, кто его воспринимает.

Поэтому так сильна и важна диалектика театра и его зрителя: они в большой степени друг друга отражают и определяют.

«В Липецке благодарный зритель» – эту фразу можно часто услышать от тех, кто приезжает в театры нашего города. И действительно, липецкие зрители тактичны, практически не уходят во время спектаклей, благодарят актеров бурными аплодисментами и встают на поклоне, независимо от того, насколько успешен был спектакль. Это уже укрепившийся, своеобразный негласный кодекс поведения. Но есть в нашем городе особенные зрители, отношение которых к театру выходит за рамки учтивой благодарности.

Во время акции «Ночь премьер», которая прошла в июле этого года в театре драмы им. Л.Н. Толстого, художественный руководитель театра Сергей Бобровский озвучил победителя в номинации «Зритель года» 94-го театрального сезона.

Чтобы получить награду, на сцену поднялась улыбчивая светловолосая женщина, одетая в белую футболку с нанесенным на нее логотипом проходившего мероприятия. В этот вечер в театре было еще много молодых людей в аналогичных майках. «Зрителем года» оказался лицей № 66 города Липецка. Диплом был вручен Ставила Елене Анатольевне – заместителю директора лицея по воспитательной работе, а ребята, отмеченные знаком «Ночь премьер», были ее лицеистами.

Удивительное неравнодушие. Данное словосочетание очень точно отражает характер Елены Анатольевны. Это качество сегодня чрезвычайно редко встречается в людях, особенно во взрослых. Ее энергия и увлеченность театром, кажется, неизмерима. И такая неподдельная любовь к драматическому искусству заразительна. Несомненно и то, что в случае с детьми и подростками личный пример определяет львиную долю успеха воспитательного процесса.

Казалось бы, визит школьников в театр – мероприятие в большой мере недобровольное для тех, в чьих целях оно организуется. Но не в случае с театральными походами учащихся 66-го Лицея. Наблюдая за ребятами со стороны, невольно убеждаешься: посещение театра для них важное событие, осмысленное и увлекательное, еще один неутомительный, но высокохудожественный урок, а также желанные встречи с актерами и режиссерами театра, после которых остаются фотокарточки с автографами и коллективные фото на главной лестнице театра, на которых запечатлевается больше сотни лиц.

О том, как это уникальное школьно-театральное партнерство сложилось, а также о воспитании лицеистов, о любви к театру и постановках режиссера Сергея Александровича Бобровского беседуем со Ставила Еленой Анатольевной. 

 

- Елена Анатольевна, как театр возник в Вашей жизни, и что он для Вас значит?

- Сейчас я уже не могу вспомнить момент, когда познакомилась с театром. Он был в моей жизни с раннего детства. Мы с родителями жили на улице Советская, рядом с драмтеатром, поэтому ходили туда часто. Тогда режиссером был Владимир Пахомов, так что мое знакомство с драматическим искусством совпало с его эпохой в творческой жизни театра Толстого. Когда я стала работать в школе, то как классный руководитель водила в театр своих учеников. Тогда мы смотрели в основном постановки Николая Чебыкина: мне этот режиссер был ближе. Так что театр был в жизни всегда, а любовь к нему возникла, наверное, изначально. Театр для меня и место культурного отдыха, и источник положительных эмоций и вдохновения.

- Появление в театре драмы Л.Н. Толстого режиссера Сергея Бобровского в 2008 году ознаменовало совершенно новую главу в его истории. Изменились методы, формы, приемы и даже сама философия постановки спектаклей. Расскажите о том, как Вы познакомились с творчеством Сергея Александровича?

- Да, с приходом Сергея Бобровского театр обрел новое дыхание, более яркие краски, интересные постановки, ориентированные на современного, думающего зрителя, ждущего от театра не просто увлекательного времяпрепровождения, но культурного обогащения. Театр изменился кардинально, и я этому обстоятельству искренне рада. Уже первый спектакль, который я увидела – «Женитьба» – произвел сильное впечатление. Сейчас я знаю весь репертуар, многие постановки смотрела по несколько раз. И с удовольствием посмотрю их еще. 

- Вы можете вспомнить Ваше личное знакомство с Сергеем Александровичем?

- Сначала я чувствовала неловкость, общаясь с ним. Но дружеское, доброжелательное отношение позволило быстро преодолеть внутренний барьер. К тому же Сергей Александрович очень умный, начитанный, глубокий человек и при этом доступный и открытый для общения. С ним разговаривать легко и можно свободно делиться своими мыслями, а мне всегда хочется соотнести свои впечатления с режиссерским замыслом. Чувствуется, что ему важно и дорого мнение зрителей.

- У Вашего лицея особые отношения с театром драмы им. Л.Н. Толстого. В социальных сетях есть группа «Поклонники Липецкого театра Л.Н. Толстого». В ней состоит несколько сотен человек, и основная часть участников группы – ваши лицеисты. Ребят из лицея можно часто увидеть в театре. Их всегда можно вычислить из общего числа зрителей, причем не только по майкам с логотипом театра, в которые они иногда одеты, но и по особой культуре поведения. Расскажите о дружбе театра и лицея, о том, какую роль он играет в воспитании ваших учащихся, и как вы формируете из ребенка искренне заинтересованного зрителя?   

- У нас с театром Л.Н. Толстого социально-партнерские отношения. Они начали складываться с 2008 года. Театр культурно обогащает, особенно спектакли по литературной классике. В них глубокая нравственная основа, а потому такая драматургия вне времени, она чрезвычайно актуальна и сегодня. Учащиеся всех школ ходят на спектакли. Но нам хотелось сделать для ребят что-то особенное. Мы не просто ходим в театр, мы обсуждаем спектакли, а также проводим разные конкурсы и мероприятия, связанные с театром.

 

После каждого спектакля обязательно лицеисты выносят на сцену актерам и режиссеру цветы. Мне очень хочется научить ребят быть благодарными зрителями, ведь энергия и положительные эмоции, которые им дарят все, кто работает над спектаклем, бесценны. Воспитание отзывчивости очень важно, ведь это качество распространится не только на театр, но и затем на всю дальнейшую жизнь. А, наверное, в 2010 году мы впервые попросили актеров и режиссера выйти и сфотографироваться с ребятами после спектакля. Сейчас это уже стало доброй традицией. Представьте, обычно не менее 170 лицеистов однократно приходят на спектакль. И когда такое количество детей дарит актерам аплодисменты, цветы и улыбки, я думаю, им очень приятно, особенно молодым, еще не привыкшим к такому большому вниманию. Также мы распечатываем фотографии актеров, и лицеисты берут у них автографы на память.

Весной этого года Сергей Александрович вместе с заместителем директора театра Еленой Викторовной Борисовой присутствовали в лицее на празднике Последнего звонка. В нашем лицее есть традиция: выпускники каждого года готовят музыкальный спектакль и показывают его после торжественной линейки. Во внутреннем дворе школы находится специально сделанная для массовых мероприятий сцена. На праздник Последнего звонка приходят все – педагоги, родители выпускников, выпускники предыдущих лет. В основе музыкального представления, которое длится около полутора часов, лежит какая-то сказка. Мы стараемся придумывать спектакль с юмором, с какими-то необычными номерами. В этом году сделали своеобразный микс на основе сказки «Три богатыря». Сергей Александрович оценил творческую работу выпускников 2015 года. Всем было очень приятно. А самое важное то, что главный режиссер областного театра приехал именно в наш лицей на Последний звонок, для нас это повод для гордости. 

 

Когда в июле в театре проходила акция «Ночь премьер», для зрителей театра лицеисты сделали специальные подарки. После второго спектакля «Сон смешного человека», поставленного Максимом Дмитроченковым, они раздавали подарочные пакетики с театральными сувенирами, в числе которых были фотографии, на которых расписывались Сергей Александрович, Максим Дмитроченков и Татьяна Васильевна – директор театра. К Юбилеям и Бенефисам актеров мы помогаем готовить памятные фотоальбомы, а к открытию этого 95-го театрального сезона мы приурочили конкурс творческих работ, многие из которых экспонировались в открывшемся музее театра. Так что театр для нашего лицея – особо ценное и любимое культурное пространство города, тем более что в Липецке, к сожалению, немного серьезного уровня учреждений культуры, посещение которых могло бы сыграть важную роль в духовном воспитании ребят. Театр Л.Н. Толстого в этом смысле явление уникальное и неповторимое. Думаю, многие из наших лицеистов пронесут любовь к театру через всю свою жизнь и передадут ее своим детям и внукам.

- У Вас есть уже сложившийся алгоритм приобщения ребенка к театру?

- Лицеисты начинают ходить в театр уже в младших классах. В начальной школе 550 человек. Когда в репертуаре появляется новая сказка, мы снимаем весь зал и организованно вывозим детей на спектакль. Начиная с четвертого класса, ученики самостоятельно с классным руководителем посещают сказочные спектакли. А любовь к театру и серьезным взрослым постановкам воспитываем у учащихся среднего звена с просмотра в конце шестого класса спектакля «Ангел Марии». Невозможно увидеть его и не влюбиться в театр. Он переворачивает отношение и к жизни, и к людям, отвечает на внутренние сокровенные вопросы. Это одна из самых трогательных постановок Сергея Александровича. Никогда не могу сдержать слез в его финале. Все постановки Сергея Бобровского замечательны и уникальны тем, что они вне возраста: каждый зритель, и маленький, и взрослый, увидит и откроет в них что-то свое. Многие ребята, так же как и я, любят пересматривать спектакли, ведь при этом открываются все новые нюансы и грани. Постепенно к окончанию лицея наши дети начинают понимать драматическое искусство и оказываются способными воспринимать взрослые и серьезные вещи.

 

- В этой связи вопрос, как ваши ребята восприняли спектакль «Оркестр Титаник» по Христо Бойчеву, ведь это сложная, многоуровневая и философская драматургия?  

- На эту постановку пришли уже подготовленные зрители, десяти- и одиннадцатиклассники. К этому моменту они успели посмотреть много спектаклей и начали неплохо разбираться в театральном искусстве. К тому же я стараюсь подготовить, сориентировать ребят, намекнуть им, на что стоит обратить внимание и над чем подумать. В случае со спектаклем «Оркестр Титаник» я попыталась объяснить, что это философская постановка, спектакль-притча, и нужно воспринимать его не как историю о жизни людей, оказавшихся без жилья и средств к существованию на заброшенном вокзале, но как размышление о жизни вообще, о мечте, о  шансе на счастье, о возможности «запрыгнуть на подножку последнего уходящего поезда». После спектакля у лицеистов была масса впечатлений. К тому же на премьеру приезжал сам драматург Христо Бойчев, и ребята смогли с ним лично пообщаться. Я уверенна, это было ярким и запоминающимся событием в их жизни. Ведь сегодня даже трудно посчитать во скольких театрах скольких стран мира идут спектакли по его пьесам. Христо Бойчев настоящая живая легенда, и при этом он запросто общался с нашими юными зрителями. Наши старшеклассники даже не хотели расходиться после спектакля, настолько большое впечатление произвел и сам спектакль, и встреча с драматургом Христо Бойчевым.

 

- А Ваш любимый спектакль в постановке Сергея Бобровского?

- Мне нравится все творчество этого режиссера, но мой самый любимый спектакль – «Отель двух миров». Я его смотрела раз восемь. Всем советую увидеть и при этом говорю: на эту постановку можно приходить с блокнотом и ручкой, записывать звучащие мысли, которые могут стать девизом и ориентиром в жизни. В «Отеле двух миров», как и во многих других своих работах, Сергей Александрович оставляет открытый финал, давая зрителю возможность самому решить, чем сценическая история закончится. И это риторическое многоточие в финале спектакля у него всегда получается глубоким, красивым и оптимистичным.

- А какой герой «Отеля двух миров» Вам наиболее симпатичен?

Наверное, маг Раджапур. Его играет Хуррам Касымов. Он создал потрясающий образ человека, готового спасти другого ценой собственной жизни. Ведь по сюжету маг отдает свое сердце героине Лоре, которая смертельно больна и которой осталось жить всего несколько часов. Этот поступок – настоящий подвиг, он потрясает и вызывает безмерное уважение. Хуррам Касымов в этой роли бесподобен.

- А Ваши любимые актеры?

Мне очень импонируют Владимир Борисов,  Эммин Мамедов, Настя Абаева, Маша Соловей, Дмитрий Немонтов. Вообще, сейчас молодое поколение актеров в театре замечательное. Они талантливые и при этом скромные. После просмотра спектакля «Мой бедный Марат» в постановке Николая Чебыкина наши лицеисты смогли встретиться и пообщаться с занятыми в нем актерами – Марией Соловей, Дмитрием Немонтовым и Александром Скачковым. Во время этой встречи актеры были открытыми, доступными, искренними, даже немного смущались от аплодисментов и цветов, которые им подарили лицеисты. Думаю, такое внимание для них важно: оно укрепляет в вере в свою профессию.

- А что бы Вы хотели посмотреть вновь?

- Очень хотелось бы еще раз увидеть спектакль «Месье Амилькар» с Сергеем Александровичем в главной роли. Для меня, как для театрального зрителя, очень интересное и значимое событие – «Липецкие театральные встречи». В этом году удалось посетить практически все спектакли фестиваля. Огромное впечатление произвела постановка «Господа Головлевы» Пермского ТЮЗа. Также  понравились спектакли Тамбовского драмтеатра «Волки и овцы» и Таганрогского театра «Прощальная гастроль князя К.». Но все же постановка Сергея Бобровского «Смерть Ивана Ильича» задала очень высокую планку. В ней сложилось все: и невероятно глубокая тема, и оригинальное прочтение, и сама форма преподнесения толстовского текста. Поначалу я невольно сравнивала и сопоставляла с ней все остальные спектакли, но затем старалась немного отстраниться. Могу уверенно сказать, что полученная нашим театром награда за «Лучший спектакль» абсолютно заслуженная.

- А какую новую постановку Вам бы хотелось увидеть в репертуаре театра драмы Л.Н. Толстого?

- Лично я жду «Маленького принца» А. Сент-Экзюпери. У нас в лицее (по профилю лицей экологический) экологическая организация называется «Маленький принц». И у всех наших детей это настольная книга. Но причина, конечно, отнюдь не в этом. «Маленький принц» ведь не просто сказка, это философская притча. А Сергей Бобровский – режиссер-философ.

Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою.

Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц».  

 

http://teatrizm.ru/post/49/