Статьи за 2010 год:

Архив по годам:

Наш современник - Гончаров

"Театральный мир" №2 февраль 2010 года

Ульяновск — бывший Симбирск, стоящий на берегу Волги, которая в этом месте разливается действительно широко, как море, — известен в театральном мире как город Юрия Копылова. Легендарный худрук Ульяновской драмы, лауреат Государственной и Пушкинской премий, народный артист, профессор, он последовательно и серьезно на протяжении более двадцати лет создает свой театр и своего зрителя. В Ульяновске проваливаются дешевые антрепризы: публика воспитана на Шекспире, Гауптмане, Пиранделло, Островском, Чехове, Гончарове. Имя Гончарова носит и театр, в репертуаре которого три постановки, созданные на основе романов Ивана Александровича: «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история».

А как же иначе? Ведь именно в Симбирске родился писатель, сюда вернулся после учебы в Московском университете, отсюда отправился за славой в Петербург.

В Ульяновске своего знаменитого земляка помнят и знают, поэтому не случайно именно здесь возник три года назад уникальный театральный фестиваль одного автора — «Герои Гончарова на современной сцене». К 2оо-летию классика, которое будет отмечаться в 2012 году, начали готовиться загодя, заручившись федеральной и областной поддержкой. С последней Ульяновскому театру повезло: губернатор Сергей Морозов — большой театрал, не просто понимает важность театра для города, а по-настоящему любит его, ходит на каждую премьеру и дарит цветы артистам в дни рождения не по протоколу, а по велению сердца.

Вообще-то, хороший вкус вовсе не противоречит чувству юмора, особенно у людей, склонных к театрализации жизни. Ульяновцы охотно шутят: они, например, воздвигли единственный в своем роде памятник букве Ё, а в конце лета превращают центр города... в Обломовку. По улицам гуляют красотки в русских сарафанах и кринолинах, Штольцы продают чай, соревнуясь в предприимчивости, проходит конкурс на лучшую фотографию горожан с Ильей Ильичей и Ольгой Сергеевной.

На время фестиваля весь театр превращается в игровую площадку: в фойе и холлах выставлены «музейные экспонаты» — письменный стол Гончарова, диван Обломова, беседка из «Обрыва». В этом году студенты Ульяновского университета исполняли рэп (на темы Гончарова!) и устроили пышное дефиле костюмов, созданных с использованием исторических и фольклорных мотивов. А в малом зале, уже традиционно, прошла интерактивная программа, посвященная творчеству Гончарова, в которой приняли участие студенты, в том числе и иностранные, представители всяческих субкультурных тусовок и, напротив, наиболее успешные в традиционном, карьерном отношении молодые люди. Формат пересекся с неформатом в точке любви к писателю и театру. От участников этого шоу требовалось умение импровизировать и не просто знание гончаровских сюжетов, но их деталей — они изображали героев знаменитых произведений в будущем.

Иной раз на фестивалях сердце сжимается от жалости к организаторам — такими измотанными и несчастными они выглядят. Ульяновскому театру повезло с командой администраторов, которую создала и возглавляет директор Наталья Никонорова: это молодые, трудолюбивые, образованные, доброжелательные энтузиасты и выдумщики, выполняющие свою работу по видимости легко и всегда — с улыбкой.

Собственно театральная программа фестиваля получилась компактной, разнообразной и качественной. Ни одного прокола — каждая из представленных работ интересна, каждая познакомила с живым театром и прекрасными артистами, продемонстрировала оригинальную трактовку классики.

Открывали фестиваль на большой сцене хозяева, показавшие эффектную композицию «Трилогия страсти», объединившую темой любви отрывки из спектаклей репертуара.

Гончарова ставят не так уж часто, и ульяновцы выступают не только пропагандистами творчества любимого писателя, но и инициаторами создания новых спектаклей. Такой постановкой стал «Фрегат „Паллада"» Дзержинского Театра драмы (инсценировка Аллы Зубовой, режиссер Андрей Подскребкин) — надо сказать, настоящий эксклюзив: путевые заметки Гончарова перенесены на театральную сцену впервые в мире. Замечательно, что достоинства спектакля не сводятся к рапорту о факте постановки — история получилась волнующая, человечная, красивая. Превратив сцену в палубу корабля (сценография В. Святынина) — продуваемые ветром паруса, канаты, каюта писателя слева и кают-компания справа, — театр отправился в романтическое путешествие вокруг света. Конечно, требовалось найти какой-то театральный ход, чтобы держать внимание публики: жанр произведения, характер повествования «фрегата» не предназначены для сцены. Таким ходом, основой композиции стала переписка главного героя (Игорь Тарасов) и проводившей его в путешествие Барыни (Валентина Губкина). За их дружескими, несмотря на  разницу в возрасте, отношениями следить интересно — актеры превосходны. Спектакль проникнут истинным патриотизмом — он не столько об экзотических странах, сколько о морском братстве, о любви военных офицеров и моряков к оставленной родине.

Эпической получилась и «Обыкновенная история» у Сергея Бобровского, главного режиссера Липецкого академического Театра драмы им. Л. Н. Толстого, год назад приглашенного в театр после ухода из жизни легендарного Владимира Пахомова. Он рассказал историю гибели живой души в чуждом ей бесчувственном пространстве имперского города Петербурга, выморочного, холодного, символизирующего дьявольское начало. Причем жертвой становится не только прелестный Сашенька Адуев (молодой актер Евгений Азманов), но и его дядя (жестко и сосредоточенно-скорбно его играет Владимир Кравченко), и юная тетушка, поистине поначалу напоминающая ангела (Маргарита Романова), и маменька, сраженная изменениями, произошедшими с ее чадом (Зинаида Румянцева). Режиссер вместе с художником Евгением Лемешонком (Новосибирск) создали многоплановое холодное полотно, в котором звучат мотивы других романов Гончарова, явственны темы Пушкина, Толстого, Достоевского. «Обыкновенная история» — спектакль ансамблевый, в нем интересна именно вязь отношений разных героев, каждый имеет свой голос и характер. Смотрится спектакль с неослабевающим напряжением, несмотря на немалую продолжительность — четыре часа.

«Смерть Ильи Ильича» Михаила Угарова в Орском драматическом театре им. А. С. Пушкина — напротив, постановка камерная, идет всего полтора часа на малой сцене, превращенной в огромный диван режиссером Сергеем Тюжиным, 28-летним выпускником Леонида Хейфеца (полосатый бело-зеленый задник — диванная спинка, вдоль порталов — разборные валики). В центре спектакля несомненный лидер—Обломов в исполнении Сергея Чиненова, молодого артиста необыкновенно подвижной, правдивой природы. Этот Обломов, симпатичный интуитивист и умница, проходит ряд искушений и головокружительных преображений. Все остальные персонажи здесь «играют короля», но не становятся служебными. Никто из молодых актеров (молод даже Захар, а уж доктор прямо-таки мальчишка) ни разу не сфальшивил, что трудно рядом с таким органичным  Обломовым.

Такие фестивали, как «Герои Гончарова на современной сцене», дарят встречи совершенно неожиданные, утверждают театр не только как серьезное дело, но и как праздник — веселый, шумный, непредсказуемый.

Александра Лаврова

Другие публикации: