Статьи за 2017 год:

Архив по годам:

Зажигать сердца зрителей

http://www.lpgzt.ru/aticle/61885.htm

Недавно в Липецком государственном академическом театре драмы имени Льва Толстого чествовали одну из самых веселых актрис липецкой сцены Зинаиду Румянцеву, отметившую 70-летний юбилей. На бенефисе она прекрасно сыграла роль Марии Александровны Москалевой в спектакле «Сон во сне» — постановке о комическом случае с потрясающей драматической развязкой из жизни обитателей провинциального городка Мордасова. За происходящим на сцене наблюдали и самые дорогие для актрисы зрители: дочь Юлия и внучка Софья, приехавшие из Санкт-Петербурга специально на юбилейный вечер мамы и бабушки.


- Вы не знаете, какие здесь жадные, низкие и коварные людишки! — восклицала героиня Зинаиды Румянцевой.

 

Но в жизни Зинаида Владимировна очень любит людей и без этой любви, душевной открытости, как сама она призналась журналистам «Липецкой газеты», не смогла бы состояться как актриса. Сегодня Зинаида Румянцева продолжает играть разные роли, а для молодых актеров она — добрая и мудрая наставница. Липчане знают ее по многим спектаклям: «Женитьба», «А Ваш «Злодей» будет жить вечно», «Месье Амилькар», «Комната невесты». И это лишь небольшой перечень ее актерских работ. Театральная критика высоко оценила исполнение ее  многочисленных ролей: Сони в «Дяде Ване», Маши в «Чайке», Шарлотты в «Вишневом саде» Антона Чехова. Столь же незабываемой была исполненная ею роль Золушки, за которой шла бесконечная череда прекрасных героинь, украсивших сцену Липецкого театра драмы.

 

В юбилей актриса награждена знаком отличия «За заслуги перед Липецкой областью». Общий стаж ее сценической деятельности — 49 лет. Из них — почти 37 лет на сцене Липецкого академического театра драмы. При этом актриса ведет активную общественную деятельность. Она была депутатом Липецкого городского Совета, председателем Липецкого отделения Союза театральных деятелей РФ, несколько лет возглавляла профком театра. В 1989 году Зинаиде Румянцевой присвоено звание заслуженной артистки РФ. В том же году ее имя было занесено в книгу «Трудовая слава Липецкой области». В 2002 году Зинаида Румянцева удостоена высшего почетного звания — народной артистки РФ.

 

Девушка с Урала

 

 

Зинаида Румянцева родилась в Челябинске в обычной семье. Ее отец работал на местном тракторном заводе, где в Великую Отечественную войну делали танки, мама — фармацевтом в аптеке. Первые актерские дарования проявлялись на домашних представлениях.

 

— Вместе с братом нас было четверо, мы жили в маленькой комнате в коммуналке. Я любила допоздна слушать радиопостановки, приникнув ухом к радио. Особенно мне нравился голос Юлии Борисовой из театра имени Вахтангова, — вспоминает Зинаида Владимировна. — Мама была очень артистична. Могла прийти на работу, переодеться в кого-нибудь и разыграть коллег. Так что почва для развития актерских способностей, как видите, у меня была (смеется). Я занималась в драматическом кружке, любила читать героико-патриотические стихи.

 

В 1965 году Зинаида закончила школу и поступила в студию при Челябинском академическом театре имени Цвиллинга. Из 20 с лишним человек двух начинающих актрис — Зинаиду Румянцеву и Светлану Погребняк — оставили работать в театре. Девушки ездили на гастроли в ленинградский театр, что было редкой удачей и большим везением.

 

— Мы жили в коммуналке за Александринским театром, были заняты в одном спектакле «Жаркое лето в Берлине», где я играла дочь главного героя, — вспоминает Зинаида Владимировна. — А в свободное время смотрели постановки с участием замечательных артистов старого поколения: Михаила Яншина, Ольги Анд­ровской, Алексея Грибова, Аллы Тарасовой и других.

 

Юная артистка с подругами ездила и в Москву, и в Ленинград, чтобы увидеть на сцене Владимира Высоцкого, Иннокентия Смоктуновского, Аркадия Райкина. Первые пять лет Зинаида Румянцева работала в Челябянском академическом театре, а последующие семь — в ТЮЗе. Уже в начале театральной карьеры играла главные роли: Липочку в спектакле «Свои люди — сочтемся», Лику в постановке «Мой бедный Марат», активно была занята в детских спектаклях. Как говорит сама актриса, играла с утра до ночи.

 

— У нас был замечательный коллектив. С полной уверенностью могу сказать, что именно тогда я и стала артисткой, — вспоминает Зинаида Владимировна. — Конечно, это труд, а талант (задумывается)... не знаю. Если он есть, то поможет.

 

 

На пронзительной ноте

 

 

— Как вы лечитесь от эмоционального выгорания? — спрашиваю актрису.

 

— Не помню такого, чтобы я уползала со сцены, — отвечает Зинаида Владимировна. — Да, ты тратишь силы душевные, даже физические, потому что порой приходится бегать по сцене. Но если ты играешь с нужным настроением, то зал придает тебе силы. Вначале ты раскачиваешь колесо, что-то получается, что-то, бывает, не получается. И постепенно появляется душевный подъем. Но надо играть так, чтобы не кружилась голова, эмоции не захлестывали. Я молодым актерам говорю: уж если так случилось, нужно вернуться к себе, сосредоточиться. Играть надо конкретно. Как старые артисты говорили: «Вышел на сцену — быстренько сыграл и ушел». То есть нужно умело сделать свое дело.

 

1979 год стал в актерской карьере Зинаиды Румянцевой переломным. В ТЮЗе произошла смена руководства, а в это время на гастроли в Челябинск приехал Липецкий театр драмы.

 

— Светлана Погребняк уже была в его труппе, я позвонила ее маме, а трубку взяла сама Светлана. И все как-то удачно совпало! — вспоминает Зинаида Владимировна. — Она рассказала мне о театре, о молодом тогда режиссере Владимире Пахомове.

 

Вскоре липецкий режиссер и молодая актриса встретились. Румянцева была приглашена в липецкий театр. Осенью того же года она приехала в Липецк вместе с супругом Петром Чередниченко, и вместе они остались навсегда служить театру: он — заведующим литературной частью, она — актрисой.

 

Первой ее ролью стал Говорящий Сверчок, и, признается Зинаида Владимировна, ей стало как-то обидно. «Хотя бы Буратино», — подумала она тогда. Но после исполнения эпизодической роли о ней, а точнее, о ее чистом пронзительном голосе заговорили. И даже пригласили на телевидение читать тексты.

 

— Если бы я училась петь, то наверняка выучилась бы, но мне хотелось играть. И я без сожаления отказалась от лестного предложения, — говорит актриса.

 

 

Характерные роли

 

 

Потом она сыграла эпизодическую роль в «Татуированной розе» Теннесси Уиль­ямса. Затем получила роль Сони в «Дяде Ване». Позже была введена в «Чайку», где сыграла Машу. И после этого работа пошла без перерывов и тоски по серьезной актерской работе. С возрастом народная артистка России стала играть характерные роли: Белотелову в «Женитьбе Бальзаминова», Домну Пантелеевну в «Талантах и поклонниках», мать в «Обыкновенной истории». И этот список велик.

 

— Все роли мне очень близки. Но в нашей профессии есть такое свойство — в каждом новом образе ощущаешь себя новичком. Много приходится потрудиться, чтобы он стал твоим. Я и дома над этим работаю. Могу проснуться ночью, взять текст, читать его и думать, как же мне вот этот эпизод сыграть. Нужно во время репетиции поделиться с режиссером своим решением, — рассказывает она.

 

В 2016 году Зинаида Румянцева получила диплом «Признание» на актерском фестивале в Тамбове. А ведь у ее госпожи Пернель в комедии «Тартюф» было всего два выхода — в начале спектакля и в конце. Но прекрасная актерская работа всегда бывает замечена и жюри, и зрителями.

 

— Все, что мне предложат в моем возрасте, я буду рада сделать на сцене. Ощущения в юбилей прекрасные — жить, служить театру, искусству. И это не просто высокие слова. Я действительно служу искусству почти полсотни лет. Очень хочется помочь молодым, и я им помогаю овладеть выразительными средствами театрального искусства, — говорит Зинаида Владимировна.

 

Три года назад Зинаида Румянцева овдовела, но унынию не предается. В свободное время ездит в Санкт-Петербург в гости к дочери и по-прежнему живет сценой. Главный режиссер Липецкого академического театра драмы Сергей Бобровский назвал ее яркой, мощной, динамичной, рвущейся вперед. Коллеги считают ее профессионалом с большой буквы и говорят, что такую актрису надо любить и беречь. Заведующая музыкальной частью Липецкого драматического театра Жанна Сурмий от души сказала о юбилярше: «Я увидела человека, который зажигает сердца зрителей».