Статьи за 2010 год:

Архив по годам:

На современный лад

"Липецкая газета" от 20 марта 2010 года

Теннисный корт в качестве декорации,  трепещущий живой карп на сцене, цирковые элементы, любовный треугольник и философские споры о вечных вопросах бытия — в Липецком государственном академическом театре драмы им. Л.Н. Толстого состоялась премьера «Чайки» Антона Чехова в постановке Сергея Бобровского.

«Чайка» для академического театра — спектакль особый, знаковый. Впервые классическую чеховскую пьесу в Липецке поставил Владимир Пахомов в 1981 году. С «Чайкой» театр имел большой успех на фестивале «Мелиховская весна», а телеверсия  театрального пленэра, сыгранного у дома Чехова, прошла по Центральному телевидению. К тому же всем памятен отрывок из монолога главной героини пьесы  Нины Заречной, посвященный суровым реалиям нашего края: «Завтра ехать в Елец, с мужиками, в третьем классе, а в Ельце образованные купцы будут приставать с любезностями. Груба жизнь!»

Спустя тридцать лет режиссер другого поколения Сергей Бобровский по-своему переосмыслил чеховский материал.

Новая «Чайка» — постановка модерновая не только по форме, но и по содержанию. Постоянный соавтор Бобровского — новосибирский художник Евгений Лемешонок предложил на этот раз минималистичные декорации: черно-белые стены, огромный камень в глубине сцены, искусственный газон и яркий свет прожекторов, словно на стадионе.

По-новому решены и характеры действующих лиц. Пожалуй, каждый из центральных персонажей пьесы может претендовать на роль главного героя. Символично, что народный артист России, лауреат Государственной премии Михаил Янко вновь сыграл в «Чайке», на этот раз доктора Евгения Дорна, являясь своего рода связующим звеном между разными театральными поколениями. Вместе с хорошо известными  липецкой публике заслуженными артистами Ольгой Мусиной и Вячеславом Михеевым  в спектакле можно увидеть новую плеяду актеров — Максима Дмитроченкова (Тригорин), Лилию Ачкасову (Нина Заречная), Евгения Азманова ( Треплев).

«Чайка-2010», возможно, шокирует поклонников Чехова  «старой школы» сценическими вольностями — окровавленной тушкой чайки в руках Тригорина или Заречной, которая произносит монолог, виртуозно жонглируя мячиками. Однако в целом постановка Бобровского выполнена в традиционной манере.

— Спектакль 1981 года был более академичен, суховат, что ли. Новая версия «Чайки» не столь хрестоматийна, она, по-моему, живее, человечнее, —  поделился с «ЛГ» мнением фотохудожник Александр Козин, снимавший обе постановки.

Трактовку академическим театром чеховского наследия смогут оценить не только липецкие зрители, но и профессиональные театроведы. Как сообщил «Липецкой газете» заведующий литературной частью театра Петр Чередниченко, специальная комиссия фестиваля «Мелиховская весна» отобрала постановку для участия в театральном форуме. По традиции труппа отправится  с «Чайкой» в подмосковное имение Чехова в середине мая.

Сергей Малюков

Другие публикации: