Статьи за 2010 год:

Архив по годам:

Куда летит современная «Чайка»?

"Молодежный вестник" от 26 марта 2010 года

– В последнее время я читаю художественные произведения только в электронном виде, – заявила недавно одна учительница русского языка и литературы. – У вас разве нет Интернета?

Сегодня, пожалуй, никто не обходится без компьютера, но тот, кто по-настоящему любит и ценит чтение, не торопится менять книгу на монитор. Я во всяком случае очень рада, что могу открыть книжный шкаф и взять с полки, например, том Чехова.

Совсем недавно я перечитывала его «Чайку», собираясь на премьеру Липецкого государственного академического театра драмы имени Л. Н. Толстого.

Они среди нас

Обнаружив в фойе своих коллег, с удовольствием замечаю, что на премьеру пришли не только театралы, но и молодежь, не пропавшая «в контактах», интересующаяся, по-видимому, не только Всемирной паутиной, но и русской классикой.

Уверена, что в зале не было зрителей, прельстившихся жанром, обозначенным автором как комедия, и собравшихся развлечься. Люди пришли поразмышлять. О чем? Каждый – о своем.

Я, например, не могла отделаться от мысли, что смотрю нечто современное, списанное с самой жизни. Взять хотя бы напыщенную, самолюбивую Аркадину, экономящую на собственном сыне. В нынешней жизни такая скупая и расчетливая женщина могла бы вполне стать владелицей, например, парикмахерской, нарастить ногти и хвастать тем, что имеет возможность делать дорогие инъекции, разглаживающие морщины.

Любовник Аркадиной, беллетрист Тригорин, занят исключительно своей особой. Такие встречаются среди журналистов. Издаст эдакий мой коллега книгу рассказов – и уже не здоровается, проходя по коридору.

Удивляет и небесталанный Треплев. С одной стороны, он вроде правильно говорит о том, «что дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души». С другой – почему-то не трудится в полную силу, а все ищет чего-то, как студент-неудачник, переходящий с факультета на факультет.

Сочувствие вызывает Маша, безнадежно влюбленная в Треплева. Она даже траур носит по собственной жизни, не удосужившись поискать в ней дела для себя. Так и хочется сказать: займись чем-нибудь полезным.

Но ее, бродящую тенью за предметом своего обожания, извиняет молодость. А вот у Полины Андреевны и вовсе нет повода навязывать себя Дорну. В ее возрасте любовь к мужчине не может быть смыслом жизни, потому что полно других забот.

«Умей нести свой крест»


Несмотря на то, что герои Чехова жили в другом столетье, их переживания и порывы понятны, потому что мы все так же настойчиво ищем себя, спорим о старых и новых формах в творчестве, о том, что важно любить театр в себе, а не себя в театре. «Теперь я знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле – все равно, играем мы на сцене или пишем, – главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а умение терпеть. Умение нести свой крест и веровать», – объясняет Нина Треплеву и зрителям со сцены.

Думаю, не случайно у Чехова герои заняты творчеством, потому что эта сфера деятельности – наиболее яркий и подходящий пример для затеянного автором разговора. Итог его в той же степени может относиться к любой другой области применения наших с вами сил и знаний. Иными словами, выбрал дело по душе – служи ему, «расти» в профессии, достигни совершенства.

От первого лица

Не думайте, что, поглощенная собственными мыслями, я не поинтересовалась у режиссера Сергея Бобровского, почему именно «Чайка».

– Для театра это некий символ, дань его традициям, – объясняет Сергей Александрович. – «Чайка» – это своеобразная проверка для творческого коллектива, потому что пьеса настолько раскручена, что критики не избежать. Но мы не боимся критики.

Что касается постановки, то в нашем спектакле сохранен лишь внешний баланс. Трактовка образов не традиционна. Иначе нельзя, потому что «Чайка» написана и про тот день, и про этот. Это великая пьеса, на все времена.

От себя добавлю, что липчане уже получили приглашение от устроителей фестиваля «Мелиховская весна», что проходит ежегодно в подмосковном Доме-музее Антона Павловича Чехова. Он был основан липецким, тогда еще областным театром и открылся спектаклем по пьесе «Чайка» в постановке Владимира Пахомова более тридцати лет назад.

Ольга Васильевна

Другие публикации: