Статьи за 2010 год:

Архив по годам:

Птичку жалко...

Газета "Плюс ТВ" №13 от 6 апреля 2010 года

«Колдовское озеро, голубой магнит..." - напевала я про себя в предвкушении просмотра пьесы «Чайка» по Чехову. 31 марта в Липецком государственном академическом театре драмы имени Л. Н. Толстого показали этот спектакль.

Интересно, как главный режиссёр театра Сергей Бобровский изобразит ТО самое колдовское озеро, вокруг которого разворачивались события «Чайки»? Ну не надувной же бассейн они на сцену вынесут! А режиссёр, честно говоря, удивил - нашёл-таки необычный приём. Близость озера он изобразил при помощи... рыбы. Живой. Её вынес на сцену писатель Борис Тригорин (в исполнении актёра Максима Дмитроченкова), вернувшись с рыбалки. Конечно, не очень приятно было наблюдать, как несчастное существо бьётся и задыхается без воды... Но ради искусства, пожалуй, можно принести и такую жертву. На этом сюрпризы от режиссёра не закончились. Во время спектакля актёры несколько раз выходили в зрительный зал. Это понравилось. Зрители получили возможность, во-первых, рассмотреть актёров поближе, а во-вторых, почувствовать себя участниками, если хотите, действующими лицами или даже декорациями пьесы. Кроме того, такой «трюк» добавил спектаклю динамичности. Смотреть его было нескучно.

Нескучным спектакль получился и благодаря чувству юмора (немного даже с сарказмом) постановщиков и, конечно, «автора сценария» Антона Павловича. Позабавило то, как инсценировали творение несчастного дилетанта Константина Треплева (в исполнении актёра Евгения Азманова), написавшего и поставившего свою нелепую пьесу. Зал хохотал, слушая завывания под импровизированной луной ещё одной дилетантки (только актрисы) Нины Заречной, согласившейся сыграть главную роль в Костином спектакле: «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени... все жизни, свершив печальный круг, угасли… Ау-у-у-у-у!... Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно».

Нина Заречная - ходячее воплощение инфантилизма. По крайней мере, такой она представляется до тех пор, пока жизнь её беззаботна. Зрители не смогли сдержать умильных улыбок во время, например, такого диалога между Тригориным и Заречной.
- Это какое дерево?
- Вяз.
- Отчего оно такое тёмное?
- Уже вечер, темнеют все предметы.

Что касается актерского состава, то он, пожалуй, идеален, каждый на своём месте. Единственное... Поначалу мне показалось, что на роль Нины Заречной больше бы подошла яркая и эмоциональная актриса театра драмы Мария Колычева, нежели студентка Липецкого колледжа искусств имени К. Н. Игумнова Лилия Ачкасова. Но в процессе наблюдения за игрой Лилии мои сомнения развеялись. Заставила содрогнуться, и едва ли не прослезиться, сцена, когда, изображая слегка сдвинутую после всевозможных жизненных трагедий Нину Заречную, Лилия в истерике билась о стены и отчаянно, порой срываясь на крик, произносила: «Я - чайка... Нет, не то. Я - актриса!»

Евгений Азманов был как всегда безупречен. Все свои чувства и эмоции он проносил сквозь себя, будь то любовь, страсть, гнев или отчаяние. Благодаря ему, зрители осознали, как на самом деле проявляется трагедия одиночества и неразделённой любви, муки творчества.

По общепризнанной версии, «Чайка» - это размышления о вере человека. Мол, только вера в себя может спасти и избавить нас от страха жить в одиночестве и нелюбви. На взгляд же современного зрителя эта пьеса - комедия, где много разговоров о литературе, мало событий и любовь, любовь. Во всех её проявлениях, пусть и не всегда положительных.

По мне, так смысл пьесы можно выразить одним предложением - мы любим тех, кто нас не любит, и губим тех, кто в нас влюблён.

АЛЛА СВЕШНИКОВА

Другие публикации: