Статьи за 2020 год:

Архив по годам:

Делай что должно с любовью

https://lg.lpgzt.ru/aticle/delay-chto-dolzhno-s-lyubovyu.htm
 
 15.01.2020 
 
Автор - Ольга Шкатова 
 

Фото Павла Острякова

Заслуженный артист России Владимир Кравченко отмечает 65-летие. Без малого 40 лет его творческая судьба неразрывно связана с липецкой сценой, где сыграно около 90 ролей. Почти все это время он успешно совмещает актерскую работу с административной.

Встречая юбилей в кругу друзей и близких, художественный руководитель Липецкого государственного академического театра драмы имени Л.Н. Толстого с удовольствием вспоминает родной Северодонецк в Луганской области. Там он играл в школьном театральном кружке, окончил музыкальную школу по классу баяна, участвовал в команде КВН Коммунарского горно-металлургического института, пел в ансамбле «Огонек», который стал дипломантом популярного в советское время конкурса «Алло, мы ищем таланты!».

Выбрал город металлургов

Творчество в итоге взяло верх, и Кравченко поменял технический вуз на культпросвет­училище. А после службы в армии поступил на актерское отделение Воронежского государственного института искусств.

«Сказки старого Арбата» — этот спектакль буквально заворожил Владимира Кравченко. Его покорила игра Михаила Соболева и Георгия Бессчетнова, и он влюбился в Липецкий драматический театр, переживавший в начале 80-х прошлого века настоящий подъем. В 1982 году Кравченко поступил в липецкую труппу, выбрав для жизни город металлургов, откуда родом была его супруга Тамара.

В институте он возглавлял комсомольскую организацию театрального факультета. Его лидерские качества проявились и в театре. Через несколько лет Кравченко назначили директором-распорядителем. Много позже он стал директором Липецкого муниципального театра, открывшегося в ДК «Сокол», а затем первым заместителем начальника регионального управления культуры. При этом перерыва в работе на сцене не было.

— Я уходил, когда понимал, что дальше так нельзя жить, что расти больше некуда. Понимал, что достиг потолка и больше уже ничего не могу дать тому же муниципальному театру, — признается Владимир Алек­сандрович.

Мыслить масштабно

Сегодня он руководит творческим процессом в театре, для которого вместе с коллективом добивался звания академического и права носить имя великого русского писателя Л.Н. Толстого. Выстраивая репертуарную политику, худрук старается мыслить масштабно и улавливать процессы, происходящие не только в сфере культуры, но и в обществе в целом.

— Нас окружает агрессивная среда: фейковые новости в Интернете, по телевидению, в печатных изданиях. К сожалению, сегодня у нас нет определенной глобальной цели, которую поставило бы государство. Раньше мы строили светлое будущее коллективно, всей страной. В 90-е годы в сознании наших людей произошла подмена идеалов, и на других примерах выросло новое поколение россиян. На первом месте теперь не коллективизм, а индивидуализм, не добро и взаимовыручка, а стяжательство, расталкивание локтями, достижение своей цели несмотря ни на что. Вместе с тем идет поклонение всему западному и американскому. Но нации и народы отличаются друг от друга языком, верой, культурой и историей. Они сохраняются благодаря своим традициям. Одна из наших исконных — театр, в основе которого русская школа переживания, — рассуждает Владимир Кравченко. — Нынешнее время диктует совершенно другой подход и к театру. Он пробует новые формы, стремится осваивать новое пространство. Это привлекает к нам молодого зрителя. Но главные его функции — просвещать и воспитывать — остаются. Нравоучения никто не воспринимает. Надо очень тонко подводить зрителя к тому, что правильно. Важно, чтобы люди не только смеялись. Хотя и это надо. Не зря мы сравниваем репертуар со слоеным пирогом. Надо соблюдать баланс. Да, у нас академический театр, и мы должны показывать примеры высокого искусства. Но невозможно ставить только классику. У театра есть и еще одна задача: сюда многие приходят отдохнуть. Тем более что и комедия может воспитывать.

В команде — сила

По словам Владимира Александровича, в театре собралась очень творческая, работоспособная команда. В большинстве случаев не яркая одаренная личность решает все, а именно коллектив.

— Главный наш продукт — это спектакль. Для его создания всегда собирается команда, от слаженной работы и сыгранности которой зависит качество постановки. Зрители в зале видят результат, а весь вложенный в него труд остается за кулисами, — рассказывает худрук. — Невероятно сложно быть руководителем и выходить в спектаклях наравне со всеми актерами в качестве партнера. Этот баланс тяжело сохранять, потому что наступает двойная ответственность. Я должен подавать пример не только в кабинете, но и на сцене, в плане той же дисциплины. По правилам в нашем театре актер приходит в театр за полчаса до спек­такля. Был момент, когда я пытался сократить время перед выходом на сцену до десяти минут и понял, что это неправильно. Это вредит актерскому делу. Конечно, я готовлюсь к каждому спектаклю, повторяю текст и настраиваюсь на действие. Выходя на сцену, я должен отдаваться роли на все двести процентов. Все мы ходим под Богом. Я понимаю, что 65 лет для мужчины хороший возраст, но не расцвет его сил. Уже понимаешь, сколько ролей мог бы сыграть, но уже никогда не сыграешь. Это единственное, о чем я жалею. Но той единственной, заветной несыгранной роли нет. Я никогда не отказывался ни от чего. Когда надо было, я пел, танцевал, играл на гитаре и даже на скрипке. Это было в спектакле «Дебют». Пришлось брать уроки у жены. Она профессиональная скрипачка.

Вместо послесловия

Сегодня в репертуаре Владимира Кравченко ролей не так много.

— Если я получу роль, а рядом со мной такого же амплуа или возраста коллега останется невостребованным, это будет неправильно, — считает он. — Я лучше уступлю кому-то другому возможность раскрыться в роли. Очень жалко, но так складывается в театре, что актеры, которым за шестьдесят, заняты в репертуаре мало. Но я по-прежнему с удовольствием выхожу на сцену. Толстой сказал: «Делай что должно, и будь что будет». А я добавил: делай что должно с любовью, и будь что будет.

 

Сцена из спектакля «Чума на оба ваши дома» Г. Горина

Сцена из спектакля «Бешеные деньги» А. Островского

 
 

Другие публикации: