Статьи за 2020 год:

Архив по годам:

Владимир Кравченко: ВЫХОД НА СЦЕНУ ЭТО БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ!

Газета "Первый номер" № 02(275) 20 января 2020 г.

 

Василий Тёркин, Карабас-Барабас и Баба-Яга — далеко не полный список ролей заслуженного артиста России и художественного руководителя театра драмы имени Толстого Владимира Кравченко. 9 января ему исполнилось 65 лет, 38 из которых он отдал липецкой сцене. О профессии актёра, русском театре и зрителе — в интервью «Первому номеру». 

 
— Владимир Александрович, «Первый номер» поздравляет вас с днем рождения. В юбилей обычно подводят итоги и намечают новые цели. 
 
— Итогов не подвожу, их не будет. Есть стремление жить дальше и трудиться на благо театра. В планах — столетие театра. 5 июня 2021 годаЛипецкому академическому театру драмы имени Толстого исполняется 100 лет. Вся наша работа будет посвящена этой дате.
 
С ДЕТСТВА  ВЖИТЬСЯ  В  РОЛЬ
 
 — Владимир Александрович, почему вы выбрали театр, поступили в театральный вуз?
 
 
 
— Я с детства на сцене. Ещё в школьных спектаклях так хорошо вживался в роль, что зрители мне верили. В десятом классе играл капитана вражеской армии, который издевался над нашими разведчиками. Спектакль показали в колхозе. Он закончился поздно. Всех школьников разобрали ночевать, а меня никто не берёт. Председатель колхоза так и сказал мне: «Володя! Искусство требует жертв», — и пригласил к себе. Утром в гриме японского капитана меня не признала родная сестра. И даже мама переспросила: «Вовчик, это ты?». Поэтому мой выбор профессии был осознанным. Сразу поступил в Воронежский институт искусств, где мне очень повезло с преподавателями, такими как Виолетта Владимировна Тополага. Именно она научила меня тому, что «артистом можешь ты не быть, а человеком быть обязан» — и вот как раз человек должен соответствовать высокому званию артиста. Вуз очень много даёт. В том числе учит воспринимать похвалу и критику, пропуская через ум и сердце. 
 
— Как вы оказались в Липецке? Насколько важно для артиста место, где он живет? 
 
— Приехали сюда к родителям жены. Я решил зайти в наш театр и сразу попал к Владимиру Пахомову, после чего и остался здесь. Владимир Михайлович говорил так: «Артист должен приехать в город, поступить в театр и заказать место на кладбище». Он убеждал так себя и всех остальных, ведь миграция актёров в 80-е была большой. Мне поступало много предложений из других театров. Отыграли Тёркина в Вологде — получил приглашение в Ленсовет. Но я остался в Липецке.
 
ТРАТИТЬ  СЕБЯ  НА  120  ПРОЦЕНТОВ
 
 — На кого из великих актёров вы равняетесь?
 
— Мне повезло работать с Артистами с большой буквы в нашем театре. Светлана Павловна Погребняк — великая русская актриса. Как говорил о ней один критик: «Она играет даже не второй, а третий план», — это невероятно сложно. Она была очень трепетным человеком и мощной актрисой. Кира Александровна Шитова. И, конечно, мастодонт, великий артист — это Михаил Никифорович Соболев. Я ходил на его спектакли ещё молодым артистом и не мог оторвать от него глаз даже тогда, когда он пять минут молча стоял к зрительному залу спиной, глядя в окно. Я видел, какой в это время шёл мощный внутренний монолог. На всех фестивалях, куда мы ездили со спектаклями, о нём говорили как о великом русском артисте. Необходимо обладать мощной энергетикой, чтобы зрителю из всего спектакля запомнился всего лишь один эпизод, который играешь ты. Настоящий артист тратит себя на сцене на 120%.
 
— Как быть с тем, что многие современные актёры совмещают службу в театре с работой ведущими на мероприятиях? 
 
— Это совсем другая профессия. Если ты ведущий — ты уже хозяин сцены. Я понимаю, жизнь нынче сложная и липецкие артисты, хотя и получают померкам нашей культуры достойную заработную плату, на корпоративах могут заработать в разы больше. Но есть опасность: когда такой артист выходит на сцену — он хочет понравиться всем. Это уже в подсознании, и сам актёр этого даже не замечает. Сцена проявляет всё, даже бытовые отношения. Вы представляете, что такое сцена? Здесь можно как вылечить болезни, так и получить удар благодаря энергетике зрительного зала. Ты обязан исполнить свою роль так, чтобы тебе не было стыдно за свою игру. Никогда не забуду, как вышел на сцену с высокой температурой. У меня 80 страниц текста. После спектакля ко мне подходит режиссёр и говорит: «Володя, запомни своё состояние, ты сегодня сыграл гениально!». А у меня круги перед глазами. 
 
ПОДСМАТРИВАТЬ В ДРУГИХ ЧТО-ТО ИНТЕРЕСНОЕ
 
 — Что такое актёр в современном театре? 
 
— Если раньше амплуа артистов были чётко разграничены по жанрам, то сейчас эти рамки размыты. Артист должен не только играть, но и петь, танцевать, делать трюки. В театре всё зависит от личности — насколько Бог и мама с папой дали талант, как ты шлифовал его в вузе и как дальше развиваешь сам. Можно быть гением, ничего не делать и остановиться в своём росте. Можно постоянно работать — зритель увидит результат. Что этому предшествовало, какие репетиции, усилия, тренировки и даже моральные силы — это остаётся за сценой. Для меня выход на сцену — это счастье. И если я не буду делиться своим счастьем со зрителями, зачем тогда я здесь? Я не из той плеяды, которая рубит бабки, хотя таких людей в нашей профессии сейчас достаточно. Я всегда испытываю внутреннее волнение перед выходом на сцену. Это нормально. Тем более что в зале сейчас — очень умный зритель.
 
— «Вся наша жизнь — игра». Для вас это так? 
 
— Да, иногда я себя на этом ловлю. Допустим, режиссёр говорит: «Давайте в спектакле мы все будем гэкать». И мне: «Ты же родился на Украине. Можешь на мове?». Я говорю: «Та можно». Залез в интернет, подучил, и даже в магазине стал так разговаривать. В итоге очень колоритный спектакль получился 
 
Артист должен всё время учиться и подсматривать в других людях что-то интересное, какой-то говор или деталь, которые пригодятся в роли: и шепелявить, и окать. Даже от своих близких что-то можно взять. Нужно быть многогранным и некой загадкой для зрителя. Ведь в артисты ты пошёл не потому, что больше ничего не умеешь, напротив, на самом деле многое можешь, в разных профессиях.
 
 ИСПОЛНИТЬ  МЕЧТУ  ОТЦА 
 
 — Что умеете вы? Чем увлекаетесь, помимо театра? 
 
— Есть одно хобби, к которому я пришёл несколько лет назад благодаря моему отцу. Когда-то в детстве мы вместе с ним сделали этажерку с помощью лобзика. Мечтали купить электрический, но не было возможности. Много лет спустя я исполнил нашу мечту и купил электрический инструмент. Увлёкся созданием интересных милых вещиц, которые с удовольствием дарю близким и друзьям.
 
 
 
 
 — Семья разделяет ваши увлечения? 
 
— С супругой мы познакомились в институте, будучи студентами. У нас счастливый брак, прекрасные дети и четверо внуков — все мальчики, которые уже радуют меня своими успехами. Дочь окончила Воронежский институт искусств. Я очень не хотел, чтобы она шла по моим стопам. Потому что понимаю, актёр — очень зависимая профессия, начиная от роли, которую ему дают, до задач режиссёра, которые необходимо воплотить. Я выбрал эту стезю, потому что для меня важно познание самого себя. И очень дорожу моментами, когда выхожу на сцену. Чего-то я достиг, чего-то нет, и уже не достигну, и уже не сыграю, но я считаю себя счастливым человеком. У меня прекрасная семья и роли, которые меня вдохновляют.
 
Текст: Алёна Воробьева 
Фото автора и из архива героя
 
Владимир Александрович Кравченко родился 9 января 1955 года в Северодонецке Ворошиловградской (ныне Луганской) области Украинской ССР. В 1982 году окончил театральный факультет Воронежского государственного института искусств. С 1982 по 2002 годы служил в ЛАТД имени Толстого. С 2002 по 2009 — директор и артист драматического театра (на Соколе), работал в управлении культуры Липецкой области. В 2009 году вернулся в театр имени Толстого. С 2018 года — художественный руководитель театра. Заслуженный артист России.