Статьи за 2010 год:

Архив по годам:

Если можешь, не играй

"Молодежный вестник" от 26 апреля 2010 года

Побывав на недавней премьере Липецкого государственного академического театра драмы имени Л. Н. Толстого, я с удовольствием отметила для себя, что в постановке занято много молодежи.

С одной стороны, в сказках и полагается играть молодым, более подвижным, способным за несколько дней освоить, например, ролики и ходули. С другой – в театре стало традицией работать с творческой молодежью. Вот и приезжему режиссеру Павлу Прибытку предложили занять в спектакле не только профессиональных артистов, но и студентов РАТИ (ГИТИС).

– Сергей Александрович Бобровский собрал труппу, с которой я еще не был знаком, – рассказывает Павел Владимирович, – но контакт, необходимый для хорошей работы, как мне показалось, возник сразу.

В результате за очень короткий срок на сцене театра появилась замечательная сказка Григория Остера «Клочки по закоулочкам», герои которой пытаются решить для себя, есть ли на земле справедливость.

ПОПУЛЯРНОСТЬ ИЛИ МАСТЕРСТВО?

Вопрос, которым задавались сказочные обитатели леса, сразу становится риторическим, если отнести его к области искусства вообще и такого явления, как театр, в частности. Я не стала упускать случая поговорить об этом с нашим гостем.

С режиссером Павлом Прибытком я познакомилась несколько лет назад, когда он ставил спектакль по пьесе Ричарда Нэша «Продавец дождя» в Липецком драматическом театре. Тогда режиссер приехал к нам из Калининграда. Сегодня он осел в Москве и, оставаясь, что называется, свободным художником, продолжает ставить спектакли в разных городах России. Я попросила его поделиться своими впечатлениями.

– С молодежью работается по-разному, – утверждает режиссер. – Важна школа, система образования и воспитания артиста. Эти навыки и даже рефлексы, то есть профессиональная основа, закладываются на первом курсе. И с этим багажом вчерашние студенты пойдут дальше. Кто-то сходит с подмостков, а кто-то развивается и вырастает в настоящего мастера.

По мнению Павла Прибытка, сейчас наступило не самое лучшее время для актерской профессии. Многочисленные театральные вузы и их филиалы каждый год выпускают большое количество, вдумайтесь только, талантов.

– Много «пены», – продолжает он. – Если говорить по сути, то хорошее образование сейчас – дело редкое. Сегодня важна популярность. Все молодые стремятся попасть в сериалы, сыграть по возможности главную роль. Насколько она удалась, уже неважно, главное – поставить «галочку» в репертуаре.

ЧТОБЫ НЕ ЗАЙТИ В ТУПИК

– Так живут актеры в больших городах, – отмечает мой собеседник. – В провинции дело обстоит сложнее. Театр просто погибает. Я считаю самым большим достижением нашей культуры балет и репертуарный театр, который создавался и развивался на протяжении многих десятков лет. Будучи очень дорогим удовольствием, это уникальное явление во все времена поддерживалось государством.

Сейчас эта система по тем или иным причинам рушится. Я не стал бы утверждать, что она непременно перестанет существовать, но и иллюзий на этот счет не питаю.

– А как быть тем, кто полон сил и не может жить без сцены?

– Есть одна мудрость, рожденная, вероятно, кем-то из великих мастеров, – вспоминает Павел Владимирович. – Если ты не можешь не заниматься этой профессией, как не можешь не дышать, – только тогда надо в нее идти. Если есть хоть малейшая альтернатива, воспользуйся ею.

Самое страшное – занимать чужое место и осознать через большое количество лет, что ты зашел в тупик, а мог бы состояться в чем-то другом и добиться настоящего успеха.

НЕ ТОЛЬКО О ХЛЕБЕ НАСУЩНОМ

По мнению Павла Прибытка, иметь сегодня хорошую труппу – большая роскошь. Берутся за ее создание лишь самые талантливые, погруженные в творчество режиссеры. Тот, кто стремится посредством сцены зарабатывать деньги, не тратит на это ни сил, ни времени. Использует любой материал и постепенно разрушает творческий коллектив, а вместе с ним и существующий театр.

В практику вошли краткосрочные договоры, не гарантирующие продолжения работы в следующем сезоне. Такой вариант предлагают чаще всего молодым актерам.

– Не спорю, надо заботиться о хлебе насущном, – считает мой собеседник. – Но превращать удивительнейшую из профессий в доильный аппарат для денег нельзя.

Ольга Шкатова

Другие публикации: