Статьи за 2020 год:

Архив по годам:

Нина, Нора и Ольга

https://lg.lpgzt.ru/aticle/nina-nora-i-olga.htm/?sphrase_id=49219

Ольга Журавлева | 10.06.2020 03:48:44 

 

Красивый, глубокий голос, роскошные волосы, выразительный взгляд — такой запомнил липецкий зритель Ольгу Овчинникову. 

 

 

На сцене Липецкого театра драмы имени Л.Н. Толстого она создала множество искренних и пронзительных женских образов. 14 июня народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ отмечает юбилей.

Почти полвека на сцене, из которых около сорока лет отдано Липецкому театру драмы имени Л.Н. Толстого, десятки ярких ролей, любовь тысяч зрителей и благодарные ученики. Таков промежуточный итог творческой биографии Ольги Овчинниковой.

В незнакомом Липецке

В 1981 году ей пришлось покинуть Театр киноактера в Кишиневе, где она уже успела сыграть две главные роли.

— Мой педагог Владимир Петрович Поглазов, который был актером театра «Современник», попросил своего коллегу и уже тогда известного режиссера Иосифа Райхельгауза дать мне совет, — вспоминает Ольга Александровна. – Иосиф Леонидович рассказал о чеховском эксперименте, который затеял его друг – режиссер Владимир Пахомов. И я поехала в неизвестный мне Липецк. Работа началась с репетиций «Чайки», которую до меня уже год неспешно, с вниманием, я бы сказала, трепетно, чтобы ничто не пропустить, репетировали.

В роли Нины Заречной актриса дебютировала на липецкой сцене. Ей удалось точно передать психологический портрет пылкой, порывистой, искренней в любви и стойкой перед ударами судьбы женщины. В 1988 году по спектаклю Центральным телевидением был снят двухсерийный фильм.

Эпоха Пахомова

Так для Ольги Овчинниковой началась целая эпоха, связанная с липецкой сценой и Владимиром Пахомовым, вместе с которым она прожила более двадцати лет.

— Он принадлежал Театру, как композитор принадлежит Музыке, как драматург – Пьесе, — продолжает актриса. – И быть участником такой жизни, по-моему, необыкновенное счастье. Владимир Михайлович был очень порядочным человеком. Его искренне уважали и глубоко ценили коллеги — режиссеры и драматурги. Это о нем сказал знаменитый драматург Игнатий Дворецкий: «Талантливых много, а порядочных, как вы, единицы». Да, Владимир Пахомов был невероятно талантлив и образован. Он сумел Толстым и Островским увлечь публику рабочего города, не привыкшую «ходить по театрам», открыл для всех чеховское Мелихово, о котором ведали только специалисты по Чехову.

Именно Пахомов подарил Ольге Овчинниковой тему, в которой она имела наибольший успех. Это тема Театра, где она – Актриса. Среди самых ярких ее образов – Нора в спектакле «Кукольный дом» по произведению норвежского писателя Генрика Ибсена. Нора – артистка, так решил в этом спектакле Пахомов. Она ради семьи бросила свою мечту, но потом все-таки ушла в театр. Такой же была и Нина Заречная. Очень многие ее героини уходят туда, где можно играть в Театр. И именно эти роли ей понятны, дороги и любимы. Актриса признается, что очень многому научилась у Пахомова.

— Когда любишь человека, то пытаешься через него взглянуть на многие вещи, — говорит она.

Все грани таланта

Ольга Овчинникова сыграла более сорока ролей. Созданные ей образы открыли самые разнообразные грани ее дарования. В «Талантах и поклонниках» Александра Островского она исполнила роль Александры Негиной. Этот спектакль был записан в «Золотой фонд радио России».

В постановке «Диалоги 1914 года» Владимира Лакшина, по которой телекомпания НТВ сняла фильм-спектакль, актриса раскрыла образ Лики Мизиновой, любимой женщины Антона Чехова.

А спектакль «Кукольный дом» Г. Ибсена, где Овчинникова сыграла главную роль Норы, имел большой успех на Международном фестивале «Ибсен 2000» в столице Норвегии. Там актрисе посчастливилось познакомиться с правнуком Ибсена, который ходил на все репетиции спектакля и признал, что именно про такую Нору писал его прадед. При этом сами норвежцы не очень любят эту героиню, считают, что она выкинула что-то из ряда вон выходящее, бросив мужа и детей.

В 2003 году на базе Липецкого академического театра был создан курс РАТИ— ГИТИС, который подготовил и выпустил в 2007 году молодых актеров, зачисленных в труппу театра. Ольга Александровна преподавала актерское мастерство и сценическую речь.

— В этом опять же «виноват» Владимир Пахомов, — говорит актриса. – Это он заставил меня заняться актерской педагогикой. Его восхищало, какой выросла моя дочь Елена, и он решил (а у великих художников всегда есть утопические замыслы!), что мое воспитание дочери я смогу перенести на других. Правда, утопии порой сбываются (смеется).

После ухода из жизни Владимира Михайловича Ольга Овчинникова стала художественным руководителем нового курса, 24 выпускника которого получили дипломы РАТИ— ГИТИС.

В 2010 году на Международном фестивале «Мелиховская весна» актриса представила свой моноспектакль «Возвращение» по пьесе «Вишневый сад» Чехова. Идея спектакля — друга, театрального критика Татьяны Шах-Азизовой, режиссер – Елена Оленина. Постановка успешно прошла на площадках Музея современной истории, театрального музея имени Бахрушина, музея Чехова в Москве и мелиховского музея.

Театр вечен

Последние два года Ольга Овчинникова сотрудничает с театром «Школа современной пьесы». Она занята в иммерсивном спектакле «На трубе», где играет вместе с Ириной Алферовой, Татьяной Веденеевой, Александром Галибиным и другими звездными актерами. Эта постановка представляет собой путешествие во времени и пространстве, в ней переплетены моменты из биографий Чехова и Достоевского, Чайковского, Толстого, Горького, Шаляпина.

Насыщенная творческая жизнь и у дочери Ольги Овчинниковой заслуженной артистки РФ Елены Олениной, также хорошо знакомой липецкой публике. Сейчас Елена – режиссер Малого театра, работу которой высоко отметил его художественный руководитель, народный артист СССР Юрий Соломин. Она автор нескольких постановок, успешно идущих на сцене. Вместе со своей однокурсницей Диной Корзун помогает фонду «Подари жизнь». Ее муж Олег Митчен­ков – директор «Театра Луны». Внук Ольги Овчинниковой Антон окончил седьмой класс, ему исполнилось че­тырнадцать лет.

— Я очень благодарна моей дочери, что она так поддержала нас с Владимиром Михайловичем в трудный момент, когда у него начались серьезные проблемы со здоровьем,— делится Ольга Александровна. – Она, не раздумывая, покинула Москву, будучи уже в труппе театра имени В.В. Маяковского, чтобы быть рядом с нами. Сегодня я вправе гордиться ее успехами, считаю, что Елена во много раз талантливее меня, у нее прекрасные режиссерские и педагогические способности.

В театре, конечно, очень многое зависит от режиссера, убеждена актриса. Театральный спектакль – это союз драматурга, художника и музыканта. Режиссер, объединяющий этот союз, только потом в созданное ими всеми пространство приглашает актера, которому предстоит все это освоить.

— Все преходяще, а музыка и театр вечны, — продолжает Ольга Овчинникова, размышляя о дне нынешнем. – К большому сожалению, сегодня театр во многом приравнивают к сфере услуг. Но, только сохраняя культуру, можно сохранить нацию. Есть закон об образовании, но не принят закон о культуре. У моих коллег нет никакой охранной грамоты. Актеры выходят на пенсию, болеют и живут в нищете. С надеждой жду изменений в нашей сфере после принятия новых поправок к Конституции.

И, конечно, актриса мечтает вместе со всеми выйти на сцену Липецкого театра драмы имени Л.Н. Толстого на праздновании его столетия, которое будет отмечаться в следующем году.  

Ольга Овчинникова в спектакле «Отель двух миров»