Статьи за 2010 год:

Архив по годам:

Баллада о солдатах

"ЛГ: Итоги недели" от 11 мая 2010 года

Актёры Липецкого государственного академического театра драмы имени Льва Толстого ко Дню Победы подарили ветеранам спектакль «Рядовые».

Начну свой рассказ о спектакле с несколько отвлечённого культурологического рассуждения. В древнегреческом театре было такое понятие – «катарсис». Аристотель в учении о трагедии трактовал этот термин следующим образом: трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его. Отправляясь на спектакль, я, признаться, не рассчитывал испытать катарсическое состояние. Столько уже пересмотрено фильмов, публицистических и документальных передач, театральных постановок, прочитано в детстве книг, что не приходится особенно-то рассчитывать на эмоциональные или познавательные открытия. Да и современная трактовка войны в сериалах и художественных лентах о Великой Отечественной не вызывает острого упоения – как-то грубоваты они по сравнению с гениальностью киноклассики, такой как «Летят журавли», к примеру. Наше поколение сценаристов и режиссёров, уже довольно далёких ментально от событий 1941–1945 годов, вряд ли может претендовать на нечто большее, чем художественная фантазия «на тему». Поэтому и катарсис не испытываешь от явлений современного искусства, близкого тебе, а к военной теме относишься как к чему-то устоявшемуся, утвердившему свою нишу и прочно эксплуатирующему схожие сюжеты, характеры, события.

Тем больше было удивление, восхищение, шок от новой работы Сергея Бобровского. Немного опережая события, скажу, что вместо спектакля «для галочки» режиссёр создал одну из лучших своих работ (на сегодняшний день, конечно). Даже если отбросить мотив войны, пронизывающий «Рядовых», то остаётся – как оголённый нерв – чистая, пронзительная, сопереживающая эмоция. Остаётся театр в его исконном смысле, истинном, гарантирующем зрителю полный катарсис. Люди на «Рядовых» плакали.

Режиссёр поделился, что на генеральной репетиции директор театра Людмила Должикова всерьёз задумалась о том, чтобы во время представления около здания дежурила машина «скорой помощи». Если люди, никогда не бывшие на фронте, так реагируют на действо, то что говорить о ветеранах, переживших все ужасы и кошмар войны? Нервы вполне могут не выдержать…

«Рядовых» Бобровский выбрал из семи пьес. Создана эта вещь была ещё в 1985 году молодым драматургом Алексеем Дударевым, получившим заказ от Министерства культуры: написать пьесу о войне, да так, чтобы в ней не было ни плена, ни захватчиков, ни лозунгов. А помог ему в этом отец – гвардии старшина Ануфрий Иосифович, рассказавший сыну о фронтовых событиях и людях, с которыми он шёл до Победы. В пьесе не так много персонажей, рассказ (или баллада, как спектакль обозначен на афише) о шести сослуживцах, шести солдатах, каждый из которых переживает личную внутреннюю драму. У одного в бою погибает невеста, другому религиозные убеждения не позволяют стрелять во врага, третий, страдающий от мужской дисфункции вследствие тяжёлого ранения, сам шлёт собственной жене похоронку… Жизнь пятерых, искалеченных войной бойцов, кроме одного, обрывается, не оставляя зрителю никакой надежды на хороший финал. «И так было с миллионами, только вдумайтесь, с миллионами обычных людей!» – говорит Сергей Бобровский.

«Рядовые» поднимают тему даже не подвига советских освободителей, но идут гораздо глубже: как остаться человеком, когда всё против этого, когда вокруг безумие и хаос. Тем сложнее, по словам режиссёра, было проникнуться артистам судьбами своих персонажей, их болью, их оторванностью от нормальной человеческой жизни. Что, впрочем, в итоге им вполне удалось, хотя и с большим трудом. Постановщик признаётся: «Наверное, это моя первая и последняя постановка о войне, о боевых действиях. Уж очень тяжело сделать так, чтобы актёры смогли исполнить настолько сложные роли. Ведь им пришлось сыграть людей, чьи души полностью разъяты, тела вымучены, – людей, которые теряют каждый день товарищей, сестёр, жён, детей. Современному человеку представить себе такое, слава Богу, слишком непросто».

Исполнит ли Сергей Бобровский своё обещание не ставить больше пьес о войне – покажет время. А пока призываю всех неравнодушных людей, в первую очередь, к истории своей страны, не терять времени и отправиться на «Рядовых» 20 мая.

Роман Хомутский

Другие публикации: