Статьи за 2021 год:

Архив по годам:

Его театр, как космос, где сияют звезды таланта

https://lg.lpgzt.ru/aticle/ego-teatr-kak-kosmos-gde-siyayut-zvezdy-talanta.htm/?sphrase_id=73126

Ольга Шкатова | 06.07.2021 06:05:41


5 спектаклей на липецкой сцене, 50 ролей, сыгранных в них. С таким багажом пришел к 70-летию заслуженный артист России Хуррам Касымов. Этого талантливого самобытного актера зрители хорошо знают по постановкам Липецкого государственного академического театра драмы имени Л.Н. Толстого.

Хуррам Мухамеджанович — актер потомственный. В родном Душанбе имя его отца, народного артиста СССР Мухамеджана Касымова, носит Государственный экспериментальный театр юного зрителя «Ахорун», созданный старшим братом Хуррама — народным артистом Таджикистана Фаррухом Касымовым. Талант и способность «растить» свое мастерство сыновья унаследовали и от мамы, народной артистки Таджикистана Мушараф Касымовой.

Из Душанбе в Липецк

Для него все складывалось удачно. Учеба в Таджикском государственном институте искусств, работа в Таждикском академическом театре драмы имени А. Лахути. Затем, поддержав идею брата, Хуррам перешел в труппу театра «Ахорун».

Липецк и наш театр появились в судьбе Касымова как-то вдруг. Необходимость переезда актера и его семьи в Россию была продиктована временем, вместившим развал СССР и разделение братских республик на отдельные государства. А у супруги Хуррама Мухамеджановича — Татьяны Александровны — славянские корни.

В липецкую труппу его приняли охотно. Были интересные работы и в спектаклях Владимира Пахомова, и в постановках Сергея Бобровского. Колоритная восточная внешность на сцене русского театра незаметной быть не может, поэтому каждый образ, созданный Хуррамом Касымовым, запоминался зрителю. Режиссеры всегда использовали эту особенность, и даже роли второго плана в спектаклях с его участием часто «выстреливали».

Ансамблевость и партнерство

— С Бобровским было очень интересно работать. Мне, с моей азиатской внешностью, он не боялся давать любые роли, предлагал образы, которые, по его мнению, я мог донести до зрителя. Почти во всех его постановках роли получились крепкие. Они все мне дороги, — сказал актер. — Особенно памятны спектакли «Отель двух миров», «Банкрут», «Дуэль». Даже там, где эпизодическая роль, был интересен процесс работы. И при неравнозначном подборе актеров Бобровский создавал ансамблевость — есть такой теа­тральный термин. Казалось бы — слабоват персонаж, но в общей работе спектакль выигрывал.

Сложится спектакль или нет, в большей степени зависит и от партнерства. Идеальным в этом смысле, по мнению Хуррама Мухамеджановича, был спектакль «Квартет» по пьесе Р. Харвуда в постановке заслуженного артиста России Николая Чебыкина. Это был бенефис заслуженной артистки России Любови Кабановой. В спектакле, который, к сожалению, уже не идет на сцене, были заняты также заслуженная артистка Республики Дагестан Людмила Коновалова и народный артист России Михаил Янко.

— Партнерство зависит от актера. Если на сцене хороший, восприимчивый партнер, то работать одно удовольствие, потому что он не теряет нить, не оказывается вне игры и все время с тобой. А в этом спектакле у нас еще была возможность искать «узлы», предлагать репризы, что редко бывает, — замечает Хуррам Мухамеджанович.

Островский на удачу

Большой удачей на липецкой сцене для Хуррама Касымова стали спектакли по пьесам Островского. В 2014 году за роль Самсона Силыча Большова в спектак­ле «Банкрут» актер был награжден призом «За лучшую мужскую роль» на фестивале «Дни Островского в Костроме». В 2015 году эта роль отмечена дипломом фестиваля профессиональных театров Липецкой области «В зеркале сцены».

В 2018 году на ХII межрегиональном театральном фестивале имени Н.Х. Рыбакова в Тамбове Хуррам Касымов был удостоен премии в номинации «Актер России» за роль Силы Ерофеича Грознова в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше». В том же году постановка участвовала в фестивале «Дни Островского в Костроме», и актера вновь наградили за лучшую мужскую роль.

— Браться за Большова было страшновато, ведь роль классическая и очень яркая, — говорит Хуррам Мухамеджанович. — Сомневался, во-первых, потому что надо было играть русского купца. Во-вторых, передать все его человеческие и отцовские переживания. Сергей Бобровский дал мне свободу поиска. После спектакля на «Липецких театральных встречах» один из критиков сказал, что пожалел Большова, а этого не должно быть. Я возразил. Сложилось так, что все готовы воспринимать этого героя отрицательным. А я играю отца, который понимает, что сам довел ситуацию до драмы, и кается в том, что сотворил. Как не жалеть кающегося человека?! С большой радостью я побывал на родине драматурга в Костроме. Награды на фестивале стали признанием моего успеха в работе над Островским.

Традиции — основа жизни

Сегодня Хуррам Касымов почти не занят в репертуаре. Повлияли на это и пандемия коронавируса, и принятые в связи с ней ограничительные меры. Но появилось время для семьи, в которой уважают традиции двух народов. По мнению Хуррама Мухамеджановича, человек может обладать самыми разными качествами. Но, прежде всего, у него должны быть высокая культура и мощное духовное начало. Одни черпают его в религии, другие — в традициях.

У Хуррама Мухамеджановича и Татьяны Александровны семеро детей и 25 внуков. Они съезжаются к родителям, бабушке и дедушке в село Боринское, где когда-то в бывшем купеческом доме обосновались Касымовы. По воскресеньям Татьяна Александровна готовит плов, и по возможности все Касымовы собираются за семейным столом, чтобы побыть в кругу самых родных и близких. Это главная семейная традиция.

Фото Геннадия Логунова

 
 
 

Другие публикации: