Статьи за 2021 год:

Архив по годам:

У штурвала сцены

Газета "Первый номер" 31 мая https://zen.yandex.ru/media/id/5e4a8b04386b1c555647a992/u-shturvala-sceny-60ae0aeb54881146f40834b7

31 мая 

Актёр Липецкого театра сбил 19 немецких самолётов.
Писатель, создававший для театра пьесы, первым в мире посадил
самолёт на Северном полюсе. Лётчики сыграли большую роль
в жизни театра имени Толстого. В честь 100 - летнего юбилея «Первый
номер» в краеведческой рубрике расскажет серию театральных
историй. Начнём с 1940-х.

Артисты, работавшие в Липецком театре во время Великой Отечественной войны, оставили рукописные воспоминания, по которым можно представить их работу и жизнь в те годы. Пишут, что на фронтовые концерты их доставляли даже на дирижаблях. В 1942-м и 1943-м они показывали по 600 театральных представлений в год.

ВОЕННАЯ БЕДНОСТЬ

По воспоминаниям актрисы липецкого театра 40-х годов Нины Петровны Ивановой, у артистов была во время войны одна мысль: не умереть бы с голоду. Жили они очень бедно. Михаил Катуков, когда формировал в Липецке свой танковый корпус, был в театре на спектакле
«Коварство и любовь». Двадцатилетняя Иванова играла главную роль и так бедно была одета, что будущий маршал, как пишут в своих воспоминаниях липецкие артисты, подарил ей фильдеперсовые
чулки — из хлопковой пряжи, похожей на шёлковую нить. Позже председателю профкома Корсакову удалось решить проблему обеспечения работников сцены продуктами питания. Городские власти по его настоянию разрешили театральным работникам разбить огороды в Нижнем парке прямо за театром.

МИХАИЛ ВОДОПЬЯНОВ

Лётчик Герой Советского Союза липчанин Михаил Водопьянов, который
в 1930-е не уступал в славе Валерию Чкалову, писал книги, и в том числе пьесы. Их ставили в театрах всей страны, а в репертуаре липецкого театра они были на первом месте. Когда Водопьянов прилетал в Липецк, он обязательно приходил в театр. В те дни, когда Водопьянов первым
в мире посадил самолёт на Северном полюсе, в Липецке и в Москве ставили спектакль по его автобиографической пьесе «Мечта пилота». С Северного полюса он прислал театралам радиограмму, что осуществил мечту героя своего произведения. В Липецке Водопьянов присутствовал
на репетициях. В это время художником в театре работал Лифоров. В своих воспоминаниях он писал: «Там, где Водопьянову что-то очень нравилось, он поднимал вверх указательный палец».

СБИТЫЙ АВТОР

После войны режиссёры всех советских театров увлеклись творчеством западных драматургов — ставили в основном английские и американские пьесы и водевили. Но в 1946-м вышло ждановское постановление о репертуарной политике, которое потребовало ставить
идеологически выверенные произведения, воспевающие коммунистические ценности.

Комедии Михаила Водопьянова «Вынужденная посадка» и «Семейное счастье» тоже по какой-то причине попали в список буржуазных. Ещё
в 1945-м их нахваливал рецензент и консультант воронежского отдела искусств, к которому относился липецкий театр, а уже в 1946-м театр вынужден был убрать их из репертуара. Постановление о репертуарной политике имело для липецкого театра самые драматические последствия. Всё осложнялось ещё и тем, что в 1947-м его, как
и все театры страны, сняли с государственной дотации. Получилось, что государство денег не давало, а сам театр зарабатывать не мог: кассовые спектакли были не в ладах с идеологией.
— У нас есть письмо директора театра,
— рассказывает руководитель литературной части Любовь Колесникова, — который писал в вышестоящие инстанции, что ему не с чего платить людям зарплату, и спрашивал, что делать. В конце концов он вынужден был сократить сорок человек. Вот через такие испытания театр
прошёл после войны.

СЕРГЕЙ ЛИТАВРИН

Другим лётчиком-героем, связавшим свою судьбу с липецким театром,
был Сергей Литаврин. Героя войны и театрала из него сделал Михаил Водопьянов. Литаврин учился в липецкой школе № 5. Однажды на встречу со школьниками приехал Герой Советского Союза и депутат Верховного Совета от Липецкой области Михаил Водопьянов. Он рассказывал школьникам о своих подвигах в небе и успехах на театральном поприще. У Литаврина после этой встречи появилось две мечты: летать и играть на сцене. Именно поэтому он стал курсантом липецкого аэроклуба и записался в театральный кружок при липецком театре. В феврале 1939 года он устроился на службу в липецкий театр, где проработал чуть более полугода. После поступил в Борисоглебскую авиашколу и во время войны прославился как сталинский ас и непревзойдённый «охотник за бомбардировщиками». Но для актёров липецкого театра он навсегда остался коллегой по сцене.

______________________
Текст: Виктор Унрау
Фото из архива театра

Другие публикации: