Статьи за 2021 год:

Архив по годам:

Мораль для аморального века

Газета Первый номер 24 vfz 2021 ujlf https://zen.yandex.ru/media/id/5e4a8b04386b1c555647a992/moral-dlia-amoralnogo-veka-60ae062e9104b71749f6431a
 

Найти почву под ногами — так коротко можно охарактеризовать премьерный спектакль «Воскресение» (16+) в театре драмы имени Толстого. В столетие театра обращение к классику символично: театр имени Толстого ставит последнее произведение Толстого. С другой стороны, это попытка современного русского человека найти хоть какую-то тропку, выводящую из болота нравственного нигилизма.

 

Пьеса «Воскресение» по роману Толстого — премьера во многих смыслах этого слова. Впервые в Липецке поставили именно это произведение Льва Николаевича. Впервые «Воскресение» ставит женщина-режиссёр. Впервые автор инсценировки и художник-постановщик преподаватель колледжа искусств имени Игумнова (ЛОКИ) Надежда Хавлина ставит на большой сцене. Исполнительницы главной роли Катюши Масловой выпускница колледжа Анжелика Фаустова и студентка Анна Волгина тоже дебютантки.

Соединить реализм и Евангелие

«Воскресение» в литературной критике считается худшим романом Толстого. Это действительно очень морализаторское произведение. И с художественной точки зрения оно проигрывает и «Войне и миру», и «Анне Карениной».

В 1899 году главным достоинством романа, он вышел в журнале «Нева», журналисты называли его документальность. Толстой честно описал российскую судебную систему, состояние тюрем и содержание в них арестованных. Это была жёсткая критика. Недаром же Ленин за роман «Воскресение» назвал графа Толстого «зеркалом русской революции».

 

Но спустя 120 лет актуально зазвучала именно морализаторская сторона — за что когда-то автора сильно критиковали. Современные драматурги берут за основу историю Кати Масловой и Дмитрия Нехлюдова. И вот история любви, предательства и искупления буквально в последние два-три года ставится в Тульском академическом театре, Воронежском ТЮЗе и Академии кинематографического и театрального искусства Михалкова в Москве. Толстой сумел соединить «реализм и Евангелие» — так объясняет феномен «Воскресения» литературный критик Павел Басинский.

 

История из жизни

По сюжету, князь Нехлюдов, выступая присяжным в суде, узнаёт в подсудимой девушку, которую соблазнил много лет назад и оставил беременной. Из господского дома Катюшу Маслову выгнали. Свой новый дом сирота нашла в публичном доме. Потом Катюшу обвинили в убийстве, которого она не совершала. Нехлюдов решает искупить свою вину и спасти девушку, женившись на ней.

 

Сейчас эта история кажется невероятной — из серии «женский роман». На самом деле Толстой опирался на факты, рассказанные ему адвокатом Анатолием Кони. Один из высокопоставленных чиновников узнал в подсудимой проститутке соблазнённую им гувернантку по имени Розалия Они. Потрясённый судьбой девушки, он решил на ней жениться. Но Розалия умерла в тюрьме. Толстой в «Воскресении» доводит сюжет до логического морализаторского конца — Нехлюдов едет на каторгу за Катюшей Масловой, где та отказывается выйти за него замуж.

Три в одном

В спектакле Надежды Хавлиной герои не то что задвоены — такой приём использовали и в Академии Михалкова, они у неё затроены.

16-летную Катюшу играет нежная и пылкая Анна Волгина. Она же — беспрестанно плачущая совесть проститутки Екатерины Масловой в исполнении Жанны Фаустовой. Изображением всех женских пороков в буффонадных мизансценах стала Залина Малиева. Триада Неклюдова показана через игру Евгения Власова — Владимира Борисова — Максима Заврина.

Наша совесть и наша детская чистота всегда рядом с нами, так же как и наши пороки, как бы говорит этим Надежда Хавлина. Поистине сердце человеческое — поле битвы Бога и дьявола.

 

Евгений Власов создал романтичный и светлый образ Мити Нехлюдова, который смотрит на жизнь широко открытыми глазами и верит в неё и в себя, что может сделать что-то невероятно важное. Совершенно омертвевшим князь Нехлюдов предстаёт в исполнении Владимира Борисова. Это уже не человек, это просто общественная функция. И становится страшно: что же такого произошло в жизни Нехлюдова, что он погас, так и не загоревшись? Жизнь, — отвечает Толстой, — общество такое. Но человек и сам виноват, — спорит с классиком Хавлина.

— Я убрала всё социальное, — рассказала после премьеры «Первому номеру» Надежда Хавлина. — Толстой говорил, что виновных нет, общество виновато. Я с этим не согласна. Изначально Нехлюдов — хороший человек, но малодушный. В спектакле я хотела показать, как легко упасть. Нехлюдов сделал небольшой шажок к грехопадению: ну что тут такого, все так делают, и я так сделаю. Этот шаг легко сделать — именно об этом я хотела сказать.

К морали через цинизм

Именно буффонадные сценки, которые первоначально вызывают отторжение и чувство брезгливости своей натуралистичностью, становятся ключом к постановке. В XX веке роман Толстого стал своеобразной пощёчиной российскому обществу. В XXI веке нас можно пронять только такой разухабистой и где-то даже похабной буффонадой. «Не нравится? Но это же правда», — как бы говорит зрителю режиссёр.

И за это спасибо Надежде Хавлиной — спасибо за гражданскую честность. Мы сейчас, выражаясь современным языком, стали этакими френдли (friendly — дружелюбные. — Прим. ред.) — хотим всем нравиться и не хотим ни с кем ссориться, поэтому подлеца никогда не назовём подлецом, а негодяя — негодяем. Хотя уже давно пора перестать быть толерантными, то есть нечувствительными, согласно дословному переводу, к подлости, низости и пошлости.

 

— Когда морально страшные вещи показаны в гротесковом виде, когда цинично рассказано — это действует, — считает Надежда Хавлина. — Мы ходили по грани лезвия. Но это нужно было сделать.

На идею режиссёра в полной мере сработала и сценография спектакля. Технически она очень простая. Помост, который становится то тюрьмой, то залом заседания суда. Мобильное ограждение, которое сейчас используют для проведения концертов, — то место для подсудимых, то тюремная решётка, то вагон для каторжников. И с каким-то сатанинским наслаждением эти ограждения двигает по сцене Надзиратель — маленький царёк в мире, где нет ни Бога, ни любви, ни долга. В исполнении Эмина Мамедова эта роль становится инфернальной, он, действительно, притягательно страшен. И звуковое решение сцен добавляет только дьявольщины в его роль. В таком мире мы хотим жить? На этот вопрос уже предстоит ответить зрителю.

Выше любви только долг

Находкой режиссёра в этом спектакле стала Анжелика Фаустова — выпускница ЛОКИ, до этого не засветившаяся в крупных театральных проектах. Её дебютная роль на большой сцене — поистине звёздная. Жаль, что пока Анжелика не в труппе.

Она сыграла изломанного жизнью человека, отчаявшегося. Даже её спина, походка, руки показывали на сцене эту сломленность в противовес той «плавной» Катюше, которую исполняет Анна Волгина.

Сначала испуганная в зале суда, потом разбитная и вульгарная, когда поняла, что её осудили, и наконец в финале — слабая и одновременно очень сильная женщина, перестрадавшая и простившая. Морально меняется героиня Фаустовой, и актриса меняется физически, даже голос становится другим: из угловатой пропащей бабёнки с сиплой речью она становится подвижницей с успокаивающим и властным голосом. Такие женщины на баррикады водят — недаром же и у Толстого, и у Хавлиной она становится женой революционера.

 

И, наверное, никто бы так не смог сыграть духовную смерть человека, как сыграл её Владимир Борисов. Первоначально перед нами человек в футляре. Вернее даже, уже футляр без человека. Но стыд за свой поступок способен воскресить даже мертвеца. Мы видим, как меняется герой Борисова — первоначально пустые глаза наполняются болью. Именно глазами он играет своего Нехлюдова: от равнодушия через ужас и отчаяние к животворящей боли.

Конечно, его Нехлюдов уже не любит Екатерину Маслову. Пожалел, а показалось на мгновение — любовь. Но выше любви — долг, он способен стать стержнем, на котором удержится человеческое в человеке и станет его воскресением. Для XXI века — это своеобразное нравственное открытие. Так что «Воскресение» полезно и посмотреть, и перечитать.

У последней черты

 

— В работе над образом мне очень помогла говорящая фамилия моей героини. Катюша Маслова в юности — это свежие сливки, «кровь с молоком». Катерина в зрелости — масляная от перехода из рук в руки. У неё жирный взгляд от напускной истомы.

В то же время она по сути своей человек чувственный, страстный, ей присущи такие качества, как щедрость, незлобивость, доверчивость, сострадание, жертвенность, способность на поступок.

Одной из важнейших тем, стоящих передо мной в работе над ролью, стала тема о выборе человека идти по пути наименьшего сопротивления или же дорогой усилия воли. Безусловно, трусливое бегство Нехлюдова, тяжёлая беременность и роды наносят Катюше сокрушительный удар. Эти события становятся решающими в её судьбе. Несмотря на то что у неё есть возможность добывать себе хлеб честным, хоть и нелёгким трудом, переосмыслить первый серьёзный жизненный опыт и стать сильнее и мудрее, она избирает другую дорогу.

Однако другой важной мыслью для меня стало то, что на грани самой последней черты у человека всё равно есть шанс на Воскресение, и зачастую он приходит откуда не ждёшь. Если бы не это несправедливое обвинение в убийстве и краже, то не произошла бы их встреча с Нехлюдовым спустя столько лет, не запустился бы этот сложнейший судьбоносный процесс её внутреннего возрождения. Посему, многие трудности в нашей жизни кроют за собой необходимые повороты в нашем сознании.

Исповедь Толстого

 

— «Воскресение» — последнее крупное произведение Толстого, к которому я отношусь как к исповеди. Лев Николаевич говорит о страстях, грехах и покаяниях — и в первую очередь, о своих.

Персонаж спектакля очень сильно отличается от персонажа романа. Это выбор режиссёра. Как мне показалось, Надежда Хавлина хотела показать духовное возрождение, воскресение и Катерины Масловой, и Дмитрия Нехлюдова.

Герои романа, по трактовке автора, люди «опустившиеся»: обрюзгшие духовно, чёрствые. В спектакле была задача сохранить во внешнем внутреннее. Так появились «двойники» из юности — поэтическое воплощение образов главных героев.

Я благодарен режиссёру и партнёрам за правду, искренность, наше совпадение.

Текст: Наталья Горяйнова
Фото: Павел Покидов

Другие публикации: