Статьи за 2021 год:

Архив по годам:

Нет конкурентов у бунинской «Деревни»

https://lg.lpgzt.ru/aticle/net-konkurentov-u-buninskoy-derevni.htm
Ольга Шкатова | 15.10.2021 06:56:03
 
 
 
Спектакль «Деревня» родился весной этого года из эскиза, созданного в период работы в «Бенефисе» театральной лаборатории
 
 

Подведены итоги XXXVII Международного театрального фестиваля «Липецкие театральные встречи». Премьерой мирового уровня стал спектакль «Деревня» елецкого «Бенефиса». Не осталась без внимания постановка Липецкого театра кукол. О вечном размышляли зрители и жюри во время спектакля «Эзоп. Лиса и виноград» Липецкого драматического театра.

В фестивале участвовали театры из Калининграда, Астрахани, Костромы, Краснодара, Тамбова, Воронежа, Орла, Республики Беларусь, а также все липецкие театры.

Эскиз всему начало

На постановку спектак­ля по повести Ивана Бунина «Деревня» отважился молодой московский режиссер Владимир Кузнецов. Спектакль родился весной этого года из эскиза, созданного в период работы в «Бенефисе» театральной лаборатории.

— Наши места — это родина Бунина. В Елец приезжает много туристических групп. Для них это Мекка, связанная с жизнью и творчеством Ивана Алексеевича. И наш театр тоже к этому причастен. Не случайно театральная лаборатория называлась «Елец. Бунин. Апрель». И четыре эскиза спектаклей были по произведениям этого автора. Большинство зрителей назвали лучшим эскиз Владимира Кузнецова, созданный по повести «Деревня». Поэтому мы решили включить в репертуар полноценный спектакль. Большая удача так преподнести это сложное произведение. На премьере в сентябре у нас побывали зрители не только из Ельца, но и из столицы, Московской, Тульской и Воронежской областей. По их отзывам, решение спектакля впечатляет, и он смотрится на одном дыхании, — сказала директор театра «Бенефис» Татьяна Орехова.

Без сомнения, прототипом Дурновки, где разворачиваются события повести, можно считать одну из деревень под Ельцом. Очерки русской провинции — таков жанр постановки Владимира Кузнецова. К премьере эскиз был основательно доработан.

— Инсценировку, которую я сделал, невозможно представить полностью в рамках лаборатории, потому что было всего три репетиционных дня, то есть шесть репетиционных «точек»: утро и вечер. Форма эскиза стрессовая, потому что надо максимально концентрировать внимание, быстро учить текст, запоминать мизансцены. Это спектакль-экспромт, как стихи. Но эта форма репетиций мобилизует скрытые резервы, позволяет обнаружить новые формы поиска. Необходимо поймать волну творчества и ничего не менять впоследствии, — говорит режиссер Владимир Кузнецов. — Это очень интересный опыт. Он привел к тому, что появился новый полноценный спектакль с хорошей формой по времени и содержанию. Актеры сыграли его несколько раз, освоили особенный язык Бунина. В этой повести он описывает русскую глубинку, используя сложные фразеологизмы и устаревшие слова. Никто уже не знает, кто такой шибай, но здесь важно не значение слова, а его звучание, потому что оно передает нашу самобытность. Повесть «Деревня» — сильное по духу произведение, тяжелое, с правдой о жизни русской деревни. Это наша «беспощадная Русь», которая стала предвестником революции. Здесь много пророчеств. Бунин как талантливый писатель предчувствовал надвигающуюся бурю. Здесь есть и Достоевский, потому что главные герои — братья, дурновцы, присутствуют и Чеховские мотивы.

Широк русский человек

Владимир Кузнецов соз­дал сценографию. Режиссер объяснил, что спектакль поставлен в метафорической форме. На сцене предметы, создающие антураж крестьянского быта. Здесь дерево, вода, камни, топор, лавки, неокрашенные доски, веревки, гармонь, самовар, котоые через бунинское слово создают метафору, образное видение работы с ним.

— В «Деревне», как у Бунина, так и в спектакле, отражены, с одной стороны, замечательные качества русского народа, с другой, — те, которые до сих пор не дают ему вырваться из круга вечных проблем. Все вроде бы есть. Что же не дает нам зажить по-человечески? И люди прекрасные, и богатств достаточно, но что-то мешает наладиться жизни без потрясений. «Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь!» — написал Некрасов. В этом спектакле это очень тонко передано. Широк русский человек и в высоких своих проявлениях, и в падении. Он бесконечно разнообразен. Мне кажется, что режиссеру и артистам удалось передать это на примере одной жизни, одного поколения, одной деревни.

Я поздравляю театр с этой премьерой! Это событие не только для Ельца, но и для российского театра в целом. В этом спектакле попытка осмысления пути России. Сегодня впадают в две крайности. Либо мы воспеваем великую Россию с «конфетками, бараночками, лебедями-саночками», которую мы потеряли. Либо утверждаем, что все было ужасно, особенно в деревне. Здесь получился глубокий спектакль, — сказал председатель жюри XXXVII Международного театрального фестиваля «Липецкие театральные встречи», театральный критик, драматург и режиссер Александр Вислов.

Дебют и цена свободы

Липецкий государственный театр кукол в фестивале участвовал впервые, представив на суд жюри прошлогоднюю премьеру «Поминальная молитва» по пьесе Григория Горина. Постановка рассчитана на взрослого зрителя и идет в вечернее время.

— Мне как актеру и режиссеру очень интересен этот материал, — сказал заслуженный артист России, художественный руководитель театра Олег Пономарев. — В поисках способа показать его нашему зрителю мы с художником Светланой Рыжковой придумали особый тип куклы. В ее основе корпусная кукла с механикой эстрадной кук­лы. Поэтому, когда говорят, что куклы не выдерживают психологические нагрузки, я возражаю. В том варианте, который у нас получился, удается донести до зрителя главную идею. Как показывает жизнь, тема изгнания и переселения вечная. В пьесе события происходят в 1905 году на Украине, но в последние тридцать лет мир тоже живет в состоянии перемен и нестабильности. Локальные войны, вооруженные конфликты, перемена власти — все это заставляет людей разных национальностей срываться с насиженных мест. Это тема для разговора и на театральной сцене. Здесь есть что сыграть актерам. Поэтому мы пошли на такой эксперимент, и зрителям нравится наш спектакль.

Выходит за рамки репертуара Липецкого драматического театра и спектакль «Эзоп. Лиса и виноград» по пьесе Гильерме Фигейредо в постановке Ростислава Семенихина.

— Речь идет о свободе и той цене, которую человек может заплатить за нее. Это касается абсолютно всех сфер нашей жизни. Что человек готов отдать за свободу? Насколько сейчас в России нужна свобода? Я не знаю ответы на эти вопросы и хочу, чтобы зритель поразмышлял об этом. Мы рассказываем историю Эзопа, который оплачивает свободу ценой собственной жизни и остается бессмертным, — поделился Ростислав Семенихин.

Выбрали из большого списка

На предварительном заседании члены жюри не смогли прийти к единому мнению, а потому список претендентов на победу оказался слишком большим.

— Должен сказать, что в этом году очень сильная программа. Это связано с тем, что пандемия и отсутствие работы закалили театр, с одной стороны. Люди не стали размениваться по мелочам, а занялись серьезными проектами, сосредоточились на главном. «Липецкие театральные встречи» всегда отличались хорошим набором постановок, в этом году превзошли себя, — отметил Александр Вислов. 

По традиции последних лет в программу «Липецких театральных встреч» вошла и творческая лаборатория. Этот инновационный формат позволяет актерам и режиссерам за короткий промежуток времени полностью погрузиться в репетиционный процесс, используя новые формы работы.

Четверо молодых режиссеров вместе с липецкими актерами должны были соз­дать спектакли-эскизы с современным прочтением по любым пьесам, которые ставились в Липецком государственном академическом театре драмы имени Л.Н. Толстого в течение 100 лет. 

Театральный батл молодых режиссеров стал финальным аккордом фестиваля.

По итогам «Липецких театральных встреч» лучшим спектаклем стала «Деревня» по повести Ивана Бунина театра «Бенефис». Особый приз жюри при­сужден команде Международного театрального фестиваля «Липецкие театральные встречи» «За неизбывный энтузиазм и веру в силу Встреч».

Заслуженный артист РФ Александр Огарев награжден за лучшую режиссуру в спектакле «Горе от ума», поставленном в Липецком государственном академическом театре драмы имени Л.Н. Толстого. В номинации «Лучшая мужская роль» победил Игорь Вакулин, создавший образ Ивана Карамазова в спектакле «Братья Карамазовы» (Астраханский драматический театр). Лучшая женская роль у Нины Мавриной, сыгравшей Раневскую в спектакле «Вишневый сад» (Костромской государственный драматический театр имени А.Н. Островского). Лучший актерский ансамбль жюри определило в спектакле «С любимыми не расставайтесь» (Мичуринский драматический театр). Специального диплома фестиваля удостоен сценический дуэт артистов Владимира Никулина (роль Тевье) и Валентины Бабкиной (роль Голды), сумевших выразить всю глубину человеческих отношений средствами театра кукол в спектакле «Поминальная молитва» (Липецкий государственный театр кукол).

Фото из архива театров

 

 
 

Другие публикации: